город Томск |
|
1 ноября 2021 г. |
Дело N А45-26200/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Молокшонова Д.В., |
|
|
Смеречинской Я.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Охотниковой Е.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РусьСтеклотрейд" (N 07АП-9385/2021) на решение от 23.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26200/2020 (судья Айдарова А.И.) по иску Мареева Владимира Николаевича, г. Новосибирск, к обществу с ограниченной ответственностью "РусьСтеклотрейд", (ОГРН 1075475008179), Новосибирская обл., р.п. Колывань, о взыскании действительной стоимости доли в уставном капитале в размере 487 369 руб. 56 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.07.2020 по 14.09.2020 в размере 6 416 руб. 75 коп.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Мареев В.Н., паспорт;
от ответчика: Баш Т.С., доверенности от 05.10.2021, 17.12.2020.
УСТАНОВИЛ:
Мареев Владимир Николаевич обратился в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "РусьСтеклотрейд" (далее - ООО "РусьСтеклотрейд") о взыскании действительной стоимости доли в уставном капитале 3 205 548 рублей 81 копейки и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.07.2020 по 19.07.2021 в размере 146 095 рублей 51 копейки.
Решением от 23.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "РусьСтеклотрейд" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции ошибочно не применены положения пункта 8 статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Мареев В.Н. отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не предоставил.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "РусьСтеклотрейд" поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; Мареев В.Н. возражал против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходит из следующего.
Согласно материалам дела, Мареев В.Н. до 14.04.2020 года являлся участником ООО "РусьСтеклотрейд" с долей участия в уставном капитале общества в размере 25%.
19.03.2020 Маревым В.Н. подано заявление о выходе из состава участников, которое удостоверено нотариально, 14.04.2020 получено обществом.
Общество в ЕГРЮЛ сведения о выходе Мареева В.Н. из состава участников не внесло, в связи с чем Мареев В.Н. обратился в регистрирующий орган и 18.09.2020 года была внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о Марееве В.Н. как участнике общества.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 23 N 14-ФЗ, в случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 настоящего Закона его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.
Таким образом, обществом в срок до 14.07.2020 действительная стоимость его доли должна была быть выплачена участнику.
Согласно пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" если участник не согласен с размером действительной стоимости его доли, определенным обществом, суд проверяет обоснованность его доводов, а также возражений общества на основании представленных сторонами доказательств, предусмотренных гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, в том числе заключения проведенной по делу экспертизы.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства подлежит установлению действительная стоимость доли по данным года бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, а именно, по состоянию на 31.12.2019, поскольку иной порядок отчетности в обществе не установлен.
Поскольку стоимость доли истцу не была выплачена, Мареев В.Н. обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 94 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Порядком определения стоимости чистых активов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н, правовыми позициями, сформированными в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", с учетом результатов судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО "Прайм Груп" Зорян Е.Б., пришел к выводу о том, что исковые требования Мареева В.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению полном объеме.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ГК РФ участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем подачи заявления о выходе из общества, если такая возможность предусмотрена уставом общества.
Участник общества вправе выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества (пункт 1 статьи 26 Закона N 14-ФЗ).
При подаче участником общества с ограниченной ответственностью заявления о выходе из общества доля переходит к обществу с момента получения обществом соответствующего заявления (требования). Этому участнику должна быть выплачена действительная стоимость его доли в уставном капитале или с его согласия должно быть выдано в натуре имущество такой же стоимости в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества (пункт 2 статьи 94 ГК РФ).
В соответствии с частью 6.1 статьи 23 Закона N 14-ФЗ общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли. Общество обязано выплатить участнику общества действительную стоимость его доли или части доли в уставном капитале общества в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом общества.
Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли (часть 2 статьи 14 Закона N 14-ФЗ).
С учетом даты подачи истцом заявления о выходе из общества размер действительной стоимости его доли должен быть определен на основании данных бухгалтерской отчетности общества по состоянию на 31.12.2019. Оснований для определения стоимости доли по состоянию на иную дату, апеллянтом не представлено.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", в случае, если участник общества не согласен с размером действительной стоимости его доли в уставном капитале общества, определенным обществом, суд проверяет обоснованность его доводов, а также возражения общества на основании представленных сторонами доказательств, предусмотренных процессуальным законодательством, в том числе, на основании заключения проведенной по делу экспертизы.
Согласно заключению судебной экспертизы размер действительной стоимости доли по состоянию на 31.12.2019 года составил 3 205 548 рублей 81 копейки.
Учитывая, что выводы эксперта носят последовательный непротиворечивый характер; полномочия и компетентность эксперта не оспорены; доказательств, опровергающих выводы эксперта, не представлено, эксперт в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, судебная коллегия считает, что заключение эксперта является надлежащим доказательством по делу.
Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статья 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.
Представление суду утверждающим лицом доказательств, не скомпрометированных его процессуальным оппонентом, может быть сочтено судом достаточным для вывода о соответствии действительности доказываемого факта для целей принятия судебного акта по существу спора.
При этом опровергающее лицо вправе оспорить относимость, допустимость и достоверность таких доказательств, реализовав собственное бремя доказывания.
Нежелание стороны представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12).
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ доказательств, которые ставили бы под сомнение выводы экспертов, ответчиком не представлено.
Истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.07.2020 по 14.09.2020 в размере 6 416 руб. 75 коп.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 1999 года N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" при рассмотрении споров между обществом и его участниками, а в соответствующих случаях: между обществом и третьими лицами, связанных с несвоевременным выполнением денежных обязательств (по выплате участникам, их наследникам или правопреемникам действительной стоимости доли участника (статьи 23, 26 Закона N14-ФЗ), суд вправе удовлетворить наряду с требованием о взыскании суммы долга и требование о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (пункт 3 статьи 395 ГК РФ).
Расчет процентов, представленный Мареевым В.Н., проверен судом, признан верным, ответчиком не опровергнут.
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежное обязательство по выплате стоимости доли бывшему участнику общества в определенном размере возникло из судебного акта, следовательно, проценты за пользование чужими денежными средствами подлежали начислению с даты вступления в законную силу судебного акта подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании и применении норм права.
Принятие судебных актов, подтверждающих наличие у общества обязанности по выплате действительной стоимости доли, не изменяет срока ее исполнения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 N 8628/09).
Ответчик, действуя добросовестно и разумно, должен был определить реальный размер действительной стоимости доли и произвести оплату в указанном размере в установленный законом срок.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме.
Довод подателя апелляционной жалобы о неправомерности не применения положений пункта 8 статьи 23 Закона N 14-ФЗ, апелляционным судом отклоняются в связи со следующим.
Согласно абзацу 4 пункта 8 статьи 23 Закона N 14-ФЗ общество не вправе выплачивать действительную стоимость доли или части доли в уставном капитале общества либо выдавать в натуре имущество такой же стоимости, если на момент этих выплаты или выдачи имущества в натуре оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) либо в результате этих выплаты или выдачи имущества в натуре указанные признаки появятся у общества.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон N127 ФЗ)с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения не допускается выплата действительной стоимости доли (пая).
Из смысла пункта 7 статьи 63, абзаца пятого пункта 1 статьи 67 ГК РФ, абзаца восьмого статьи 2, абзаца пятого пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ следует, что требования по выплате участнику (акционеру) ликвидируемого хозяйственного общества за счет имущества данного общества денежных средств при прекращении отношений, связанных с владением этим участником (акционером) долями (акциями), не могут конкурировать с обязательствами должника перед иными кредиторами - участниками гражданского оборота: участники (акционеры) должника вправе претендовать лишь на часть имущества ликвидируемого общества, оставшегося после расчетов с другими кредиторами.
Данный порядок предопределен тем, что именно участники (акционеры) хозяйственного общества-должника, составляющие в совокупности высший орган управления обществом (общее собрание участников (акционеров)), ответственны за эффективную деятельность самого общества и, соответственно, несут определенный риск наступления негативных последствий своего управления им.
Таким образом, учредители (участники) юридических лиц лишены права предъявлять какие-либо требования к должнику в процессе его банкротства.
Однако указанные нормы права с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.10.2010 N 1279-О-О и постановлении от 12.03.2001 N 4-П, регламентируют порядок удовлетворения требований о выплате действительной стоимости доли, не исключая возможность рассмотрения судом и принятия им решения по иску о взыскании действительной стоимости доли, поданному до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), учитывая, что согласно статье 63 Закона N127-ФЗ с даты введения в отношении должника процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям.
Между тем, на момент вынесения обжалуемого решения, а также рассмотрения апелляционной жалобы в отношении общества с ограниченной ответственностью "РусьСтеклотрейд" (дело N А45-3404/2021) процедура банкротства не введена.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26200/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РусьСтеклотрейд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26200/2020
Истец: Мареев Владимир Николаевич
Ответчик: ООО "РУСЬСТЕКЛОТРЕЙД"
Третье лицо: ИФНС по Калининскому району г.Новосибирска, ООО "Прайм Груп", ООО Негосударственная судебно-экспертная организация "Прайм Груп", Седьмой арбитражный апелляционный суд