г. Саратов |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А06-5916/2021 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пузиной Е.В., рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Коммунистическая, д. 27, ИНН 3016044760, ОГРН 1053000605580)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2021 года (мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2021 года) по делу N А06-5916/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Коммунистическая, д. 27, ИНН 3016044760, ОГРН 1053000605580)
к обществу с ограниченной ответственностью "Центр лечебно-профилактических технологий" (630082, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Жуковского, д. 97, кв. 111, ИНН 5410146299, ОГРН 1025403915767)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области (далее - Росздравнадзор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении Общество с ограниченной ответственностью "Центр лечебно-профилактических технологий" (ОГРН 1025403915767, ИНН 5410146299) (далее - ООО "Центр лечебно-профилактических технологий", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 24 августа 2021 года (мотивированное решение от 02 сентября 2021 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и дополнениям к ней, и привлечь Общество к административной ответственности.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что имеются основания для привлечения Общества к административной ответственности, процедура составления протокола об административном правонарушении соблюдена.
ООО "Центр лечебно-профилактических технологий", в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), предоставлен отзыв на апелляционную жалобу.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Вместе с апелляционной жалобой Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области представлены дополнительные документы (копия скриншота экрана электронной почты территориального органа).
Однако, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для принятия данных документов, поскольку в силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 50 постановления от 18.04.2017 N 10, арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в силу указанного законодательного предписания судом апелляционной инстанции отказано в принятии дополнительных письменных доказательств, представленных заявителем.
Указанные дополнительные документы подлежат возврату заявителю, апелляционный суд рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области от 28.04.2021 N ПЗО-46/21, от 30.04.2021 N ПЗО-48 /21 (л.д. 10-14) проведена внеплановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью "Центр лечебно-профилактических технологий" в период с 29.04.2021-03.06.2021 на основании обращения Поляковой А.Н. на качество проведенного медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, а именно, отсутствие осмотра врача-офтальмолога при проведении освидетельствования по адресу: 416500 г. Ахтубинск д. 81 пом.078.
Указанная проверка проводилась в рамках государственного контроля за соблюдением права граждан в сфере охраны здоровья (реестровый номер услуги 10003677094); государственного контроля за соблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (реестровый номер услугии10000529104); анализа документов об образовании и квалификации работников ООО "Центр лечебно-профилактических технологий", участвующих в оказании медицинской помощи Поляковой А.Н.; анализа внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Центр лечебно-профилактических технологий"; анализа прочих, документов, представленных ООО "Центр лечебно-профилактических технологий", касающихся предмета проверки.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных нормативными правовыми актами, а именно:
В нарушение п. 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (Правила N 1006): пп. в) п. 5 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково")" - не соблюдается установленный порядок предоставления платных медицинских услуг:
1) в нарушение пункта 6 Правил N 1006 при заключении договора с Поляковой А.Н. на оказание стационарных услуг, потребителю не предоставлена информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) в нарушение пункта 11 Правил N 1006 медучреждением на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
-в перечень платных медицинских услуг, оказываемых по адресу места осуществления деятельности: г. Ахтубинск, ул. Шубина, д. 81, пом. 078, включена услуга по проведению рентгенографии и маммографии, в то время как лицензией такой вид деятельности не предусмотрен;
- отсутствуют данные о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
- отсутствуют адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области.
3) в нарушение пункта 15 Правил N 1006 Общество до заключения договора с Поляковой А.Н. в письменной форме не уведомило потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе, назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
4) в нарушение пункта 16 Правил N 1006 договор с Поляковой А.Н. в письменной форме не заключен. В представленном счете N 206259/1 от 01.04.2021 указано наименование услуги "Прохождение водительской комиссии (категория B, BE, B1) Ахтубинск", не указан профиль специалистов, принимавших участие в комиссии, не указана цена приема специалиста в соответствии с прейскурантом.
5) в нарушение требований статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи от 01.04.2021 и согласии на обработку персональных данных отсутствует расшифровка подписи потребителя Поляковой А.Н.
По выявленным фактам нарушений административным органом 03.06.2021 составлен акт проверки N 27 (л.д.67-71).
07.06.2021 в отношении Общества Территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области указанный протокол и материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Астраханской области для решения вопроса о привлечении ООО "Центр лечебно-профилактических технологий" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения судом заявления срок давности привлечения к административной ответственности по нарушениям пунктов 6, 15, 16 Правил N 1006 истек, по нарушению пункта 11 Правил N 1006 суд установил основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Кроме того, суд пришел к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ).
Исходя из требований части 1 статьи 15 Федерального закона N 99-ФЗ в лицензию включаются, в том числе, сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) определяет медицинскую деятельность как профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональную деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (статья 2).
Материалами дела установлено, что Министерством здравоохранения Астраханской области ООО "Центр лечебно-профилактических технологий" выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности N ЛО-30-01-002139, выданной 24.03.2020 по адресам: 416500, Астраханская область, Ахтубинский район, Ахтубинск. Ул. Шубина д.81 пом. 078, в частности, согласно выписке из реестра лицензий по состоянию на 07.06.2021, на оказание следующих услуг: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной, доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебному делу; операционному делу; функциональной диагностике; -при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации здравоохранения и общественному здоровью; педиатрии; терапии; -при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); гастроэнтерологии; дерматовенерологии; детской онкологии; детской урологии-адрологии; детской хирургии; кардиологии; лечебной физкультуре и спортивной медицине; неврологии; нейрохирургии; онкологии; оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации); офтальмологии; профпатологии; психиатрии; психиатрии-наркологии; травматологии и ортопедии; ультразвуковой диагностике; урологии; функциональной диагностике; хирургии; эндокринологии; эндоскопии; -при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги: при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым); медицинским осмотрам (предсменным, послесменным); медицинским осмотрам профилактическим; при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители; медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе качества медицинской помощи; экспертизе профессиональной пригодности; экспертизе временной нетрудоспособности.
На основании обращения Поляковой А.Н. на качество проведенного медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, а именно, отсутствие осмотра врача-офтальмолога при проведении освидетельствования по адресу: 416500 г. Ахтубинск д. 81 пом.078, административным органом вынесены приказы от 28.04.2021 N ПЗО-46/21, от 30.04.2021 N ПЗО-48 /21 (л.д. 10-14) о проведении внеплановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью "Центр лечебно-профилактических технологий" в период с 29.04.2021-03.06.2021
В ходе проведения внеплановой проверки Общества административным органом выявлены нарушения.
В рассматриваемый период действовало Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение N 291) (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
С 01.09.2021 г. постановлением Правительства РФ N 852 от 01.06.2021 г. утверждено новое Положение о лицензировании медицинской деятельности, содержащее аналогичные положения по рассматриваемым нарушениям.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Положения N 291 (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
В части 1 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником (часть 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ).
На основании части 8 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Форма информированного добровольного согласия, предусматривающая указание в нем должности и ФИО медицинского работника, утверждена Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н. Пунктом 7 Приказа предусмотрено, что информированное добровольное согласие оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА), а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.
Проверкой установлено, что в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи от 01.04.2021 и согласии на обработку персональных данных отсутствует расшифровка подписи потребителя Поляковой А.Н.
Правительство Российской Федерации постановлением от 04.10.2012 N 1006 утвердило Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила N 1006).
В силу пункта 6 Правил N 1006, лечебное учреждение обязано информировать пациента о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Проверкой установлено, что при заключении договора с Поляковой А.Н. на оказание стационарных услуг, потребителю не предоставлена информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктом 11 Правил N 1006 установлено, что исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую, в том числе следующие сведения: а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется); б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа); г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Проверкой установлено, что медучреждением на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
-в перечень платных медицинских услуг, оказываемых по адресу места осуществления деятельности: г. Ахтубинск, ул. Шубина, д. 81, пом. 078, включена услуга по проведению рентгенографии и маммографии, в то время как лицензией такой вид деятельности не предусмотрен;
- отсутствуют данные о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
- отсутствуют адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области.
В соответствии с п.15 Правил N 1006 до заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет пациента (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента.
Проверкой установлено, что Общество до заключения договора с Поляковой А.Н. в письменной форме не уведомило потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе, назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
Согласно пункту 16 Правил N 1006 договор на оказание платных медицинских услуг заключается потребителем (или заказчиком) и исполнителем в письменной форме.
В силу пункта 17 Правил N 1006 Договор должен содержать в том числе:
- номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;
-перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором.
Проверкой установлено, что договор с Поляковой А.Н. в письменной форме не заключен. В представленном счете N 206259/1 от 01.04.2021 указано наименование услуги "Прохождение водительской комиссии (категория B, BE, B1) Ахтубинск", не указан профиль специалистов, принимавших участие в комиссии, не указана цена приема специалиста в соответствии с прейскурантом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
Суд должен проверить имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела посчитал, что Общество не извещено надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания.
Право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности, направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола.
Административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки, и принимает соответствующее решение.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о необходимости уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи) (пункт 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В статье 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, который допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. В качестве защитника может выступать адвокат или иное лицо. При этом полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Следовательно, наличие специальной доверенности может служить одновременно и удостоверяющим полномочия документом и подтверждением исполнения административным органом своей обязанности по надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не следует, что участвовать в деле об административном правонарушении может только лицо, имеющее специальную доверенность. Право на участие в деле об административном правонарушении предоставлено как законному представителю, так и любому другому представителю с общей доверенностью, оформленной надлежащим образом.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении Пленума от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении, с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Полномочия процессуальных представителей в соответствии с частью 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 07.06.2021 составлен при участии представителя Общества Мироновой М.В. по общей доверенности от 07.06.2021 N 209П, из содержания которой следует, что Общество уполномочивает Миронову М.В. быть представителем Общества в любых организациях любой организационно-правовой формы, а также государственных органах и органах местного самоуправления, в том числе Территориальном органе федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области (Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области). В рамках настоящей доверенности поверенный имеет право участвовать в административном производстве, давать пояснения, подписывать акты проверок, в том числе согласно приказа о проведении проверки NП30-45/21 от 28.04.2021 года, протоколы об административных правонарушениях, а также любые заявления, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения в процессе составления протокола об административном правонарушении, акта проверки, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе составления протокола.
Таким образом, представитель Миронова М.В. участвовала при составлении протокола на основании общей доверенности.
О месте и времени составления 07.06.2021 в отношении Общества протокола об административном правонарушении 03.06.2021 уведомлена Григорьева М.М., являющаяся представителем Общества на основании доверенности от 28.04.2021 N 209П. Копия уведомления о месте и времени составления 07.06.2021 в отношении Общества протокола об административном правонарушении получена представителем Общества Григорьевой М.М. по доверенности (л.д.75).
Из содержания доверенности от 28.04.2021 N 209П, выданной ООО "Центр лечебно-профилактических технологий" Григорьевой М.М. следует, что Общество уполномочивает Григорьеву М.М. на совершение от имени Общества действий: ведение дел доверителя в арбитражном суде, знакомиться со всеми материалами дела, делать выписки из него, снимать копии, представлять доказательства, участвовать их исследовании, задавать вопросы участникам производства по делам об административном правонарушении, присутствовать при оформлении материалов административного дела, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе административного процесса вопросам, готовить письменные объяснения, заявлять ходатайства и отводы, возражать против ходатайств, доводов и соображений других участников дела участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ, а также выполнять иные действия в рамках переданных полномочий.
Таким образом, указанная доверенность не предоставляет представителю полномочий на получение для общества какой-либо корреспонденции, уведомлений, извещений и т.д.
Доказательства извещения о месте и времени составления протокола законного представителя юридического лица, административным органом не представлено. Общество о месте и времени составления протокола не извещено.
При указанных обстоятельствах, участвующий при составлении протокола представитель Общества Миронова М.В. не была уполномочена на участие в конкретном административном деле, в представленной доверенности указано на участие в ином административном деле.
Участие представителя при составлении протокола по общей доверенности, в отсутствие извещения юридического лица, не является надлежащем извещением Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Представитель Общества Григорьева М.М. согласно представленной доверенности не имела полномочий на получение для Общества корреспонденции и извещений.
Представленные административным органом материалы не содержат доказательств, подтверждающих надлежащее извещение юридического лица - ООО "Центр лечебно-профилактических технологий" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административным органом не предоставлено доказательств надлежащего и заблаговременного извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Выявленное нарушение процедуры неустранимо, имеет существенный характер и является самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что порядок составления протокола об административном правонарушении административным органом в рассматриваемом случае не соблюден.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Указанный срок является пресекательным, его восстановление и продление законом не предусмотрено.
Из разъяснений, приведенных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, следует, что срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из содержания существа вменяемого обществу административного правонарушения по п.6, п. 15, п. 16 Положения N 1006, приказа N 1177н не следует, что оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении возложенных на Общество обязанностей и характеризуется непрерывным осуществлением противоправного деяния.
В рассматриваемом случае правонарушение считается оконченным с даты обращения Поляковой А.Н. 01.04.2021 г. и заключения соответствующего договора.
Материалами дела установлено, что 01.04.2021 Полякова А.Н. обратилась в ООО "Центр лечебно-профилактических технологий" с целью получения услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В тот же день Обществом данная услуга оказана.
Указанное подтверждается медицинской картой пациента, согласием на обработку персональных данных, медицинскими заключениями, консультативным листом, счетом на оплату (л.д.36,45,47-48, 49,50-61,64).
Таким образом, именно с 01.04.2021 подлежит исчислению трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности и, как верно указал суд первой инстанции, правонарушение считается оконченным с даты обращения за услугой (подписания договора) и не может быть квалифицировано как длящееся.
Таким образом, на дату привлечения судом Общества к административной ответственности (24.08.2021 г.) срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, если нарушение требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, юридически это означает не что иное, как вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушения лицензионного законодательства Российской Федерации, что в рамках действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса.
Как следствие, разрешая вопрос об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, компетентные субъекты обязаны, в том числе посредством организации межведомственного взаимодействия, обеспечить при применении к лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, части 3 статьи 14.1 КоАП РФ соблюдение общего (трехмесячного) срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности означает невозможность применения к правонарушителю наказания как меры административной ответственности.
При этом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о длящемся характере правонарушения в части нарушения пункта 11 Правил N 1006, а именно на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
-в перечень платных медицинских услуг, оказываемых по адресу места осуществления деятельности: г. Ахтубинск, ул. Шубина, д. 81, пом. 078, включена услуга по проведению рентгенографии и маммографии, в то время как лицензией такой вид деятельности не предусмотрен;
- отсутствуют данные о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
-отсутствуют адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В рассматриваемом случае вменяемое обществу правонарушение по данному эпизоду выявлено административным органом в ходе проведенной проверки, что подтверждается актом проверки от 03.06.2021 и не вытекает из факта оказания 01.04.2021 услуг Поляковой А.Н. При этом, допущенные Обществом нарушения выражаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, которое окончено его выявлением административным органом 03.06.2021.
Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения ООО "Центр лечебно-профилактических технологий" к административной ответственности подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения управлением, то есть с 03.06.2021, последним днем данного срока является 03.09.2021.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что правонарушение допущенное Обществом по несоблюдению пункта 11 Правил N 1006 является малозначительным.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, поэтому суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, нарушение административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении влечет принятие решения об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, учитывая нарушение административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении, учитывая, что на момент рассмотрения дела в апелляционном суде, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, также истек, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 24.08.2021 года (мотивированное решение изготовлено 02.09.2021 г.) по делу N А06-5916/2021 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2021 года (мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2021 года) по делу N А06-5916/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5916/2021
Истец: Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области
Ответчик: ООО "Центр лечебно-профилактических технологий"