г. Хабаровск |
|
01 ноября 2021 г. |
А04-3966/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Волковой М.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
на решение от 02.08.2021
по делу N А04-3966/2021
Арбитражного суда Амурской области,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, г. Благовещенск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (ОГРН 1025000653930, г. Санкт-Петербург)
о взыскании 7 661,76 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (Министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (ООО "Газпром межрегионгаз") о взыскании задолженности по арендной плате в федеральный бюджет по договору аренды лесного участка от 04.10.2019 N 243 за период 04.10.2019 по 03.09.2020 в размере 7 661,76 руб.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.08.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции просил отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что арендная плата за участки лесного фонда является регулируемой, стороны не вправе применять иной размер оплаты, независимо от условий договора, дополнительного соглашения об изменении платы заключать не требуется.
Полагает, что, поскольку ответчиком лесной участок использовался для строительства линейного объекта, истец правомерно произвел перерасчет арендной платы с применением поправочного коэффициента 1,0.
Ссылается на ошибочность выводов суда о невозможности перерасчета арендной платы после прекращения арендных отношений. При этом указывает на то, что расчет задолженности произведен в пределах действия договора аренды, условий о прекращении обязательств по договору по окончании срока его действия договор не содержит. При этом ссылается на судебную практику.
Ответчик в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, и отзыва на нее апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.10.2019 Министерством (арендодатель) и ООО "Газпром межрегионгаз" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 243, в редакции протокола разногласий от 13.11.2019, в соответствии с которым арендодатель, на основании Приказа министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 01.10.2019 N 858-ОД предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 договора.
Предоставляемый по договору лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: площадь: 60,4875 га, местоположение:
Амурская область, Свободненский район, г. Циолковский, Свободненское лесничество, 115 (части выделов 1, 2, 3, 4, 13, 15, 22, 23, 24, 25, 26, 32, 41, 43), 123 (части выделов 4, 9, 10, 11), 124 (части выделов 11, 12, 14, 15), 125 (части выделов 6, 8, 9), 126 (части выделов 8, 9, 13), 79 (часть выдела 27), 91 (части выделов 11, 12, 22), 92 (части выделов 7, 17, 18, 19, 21, 29, 30, 31, 33), 93 (части выделов 4, 12, 16, 18, 20, 23, 25, 26, 28), 105 (часть выдела 10), 106 (части выделов 1, 2, 3, 6, 7, 9, 11, 16), 107 (часть выдела 10), 114 (части выделов 6, 7, 8, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 29, 30, 31, 48), 116 (части выделов 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10,11,14, 17), 117 (части выделов 1, 3, 13, 14) Ледянского участкового лесничества;
кадастровые номера лесного участка: 28:21:010201:378 (учетный номер части 1), 28:21:010201:347 (учетный номер части 1), 28:21:010201:352 (учетный номер части 3), 28:28:010202:366 (учетный номер части 3), 28:21:010214:24 (учетный номер части 2), 28:28:000000:77 (учетный номер части 4), 28:21:010209:84 (учетный номер части 1), 28:28:010201:128 (учетный номер части 2), 28:28:010201:136 (учетный номер части 1), 28:28:010202:393 (учетный номер части 4), 28:21:010201:345 (учетный номер части 4), 28:21:010201:354 (учетный номер части 1), номера учетной записи: 175-2019-09;
условный номер лесного участка: 10:242:14:0175; категория защитности: эксплуатационные, защитные леса (защитные полосы вдоль автомобильных дорог); вид разрешенного использования: ведение лесного хозяйства, (согласно кадастровым выпискам - для охраны, защиты, контроля и воспроизводства, регулирования лесов и животного мира).
Пунктом 3 договора предусмотрено, что арендатору передается лесной участок с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Срок действия договора установлен с 04.10.2019 на 11 месяцев.
Арендная плата по договору составляет 1 011 966 руб. в год. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ, приводятся в приложении N 3 к договору.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ (пункт 5 договора).
По акту приема-передачи от 19.10.2019 лесной участок Министерством передан в аренду ООО "Газпром межрегионгаз" в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство линии связи до населенного пункта с. Глухари в Свободненском муниципальном районе) г. Благовещенска.
Во исполнение предписания Федерального агентства лесного хозяйства N 30/2020 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" и в целях приведения договоров в соответствии со статьей 73 ЛК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 министерством проведена ревизия договоров аренды с применением понижающего коэффициента в отношении земель, занятых ЛЭП.
В результате проведенной ревизии Министерством составлен перечень договоров аренды лесных участков, где выявлены замечания в части расчета арендной платы в 2019 году, согласно которому при заключении договора от 04.10.2019 N 243 с ООО "Газпром Межрегионгаз" установлено ошибочное применение понижающего коэффициента к землям, занятым ЛЭП.
При пересчете арендной платы, с учетом применения поправочного коэффициента 1 в отношении нелесных земель ЛЭП, сумма арендной платы в год составила 1 019 258,50 руб.; недополученный доход федерального бюджета за период действия договора с 04.10.2019 по 03.09.2020 составил 7 661,76 руб.
Арендатору направлено уведомление об изменении размера арендной платы от 02.02.2021 (исх. N 06-07/1077) с предложением погасить задолженность за период с 04.10.2019 по 03.09.2020 по арендной плате по договору от 04.10.2019 N 243 в размере 7 661,76 руб.
Требование арендодателя ответчиком оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 2 статьи 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статьей 72 Лесного кодекса РФ определено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно статье 94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи.
В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Таким образом, арендная плата по спорному договору определяется на основании регулируемых цен.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (Постановление N 73), к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим Федеральным законом (регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления N 73).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
При заключении спорного договора аренды для целей расчета арендной платы изначально применен понижающий коэффициент 0,5.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 примечания к таблице 16 Постановления N 310 дополнены пунктом 9, в силу которого к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Поскольку фактически лесной участок в спорный период времени использовался ответчиком для эксплуатации линейного объекта, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что внесение ответчиком арендной платы в размере, согласованном сторонами в договоре аренды лесного участка от 04.10.2019 N 243, является надлежащим исполнением обществом принятых на себя обязательств по договору.
Доказательств использования лесного участка для целей строительства линейного объекта истцом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено, в силу чего соответствующий довод апелляционной жалобы судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ установлено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и ЛК РФ.
На основании статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.
Между тем, спорным договором не предусмотрена возможность одностороннего изменения условий договора, за исключением случая, установленного пунктом 9 договора.
Согласно пункту 1 статьи 408 ГК РФ обязательство прекращается в результате наделяющего исполнения.
На момент подачи искового заявления договор аренды от 04.10.2019 N 243 расторгнут в связи с окончанием срока его действия, лесные участки по акту приема-передачи возвращены истцу 03.09.2020. Арендная плата в сумме 1 011 966,12 руб. ответчиком внесена в полном объеме.
Таким образом, положения договора в данном случае не могут быть изменены ни по соглашению сторон, ни в судебном порядке.
Кроме того, проанализировав условия пункта 5 договора, суд первой инстанции правомерно установил, что арендодатель вправе изменять лишь базовые ставки арендной платы, и не наделен правом вносить коррективы в арендные платежи посредством упразднения прежних и введения новых коэффициентов.
При этом судом учтено, что соглашения об изменении арендной платы сторонами не подписывались.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что арендная плата подлежит уплате из расчета 1 011 966,12 руб. в год в соответствии с условиями договора, а оснований для взыскания 7 661,76 руб. за период с 04.10.2019 по 03.09.2020 не имеется.
По указанным основаниям довод заявителя жалобы о необходимости применения поправочного коэффициента 1,0 при расчете арендной платы по спорному договору подлежит отклонению.
Ссылка истца на судебную практику не может быть принята во внимание, учитывая рассмотрение споров, фактические обстоятельства которых не идентичны фактическим обстоятельствам настоящего дела.
С учетом изложенного, решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 02.08.2021 по делу N А04-3966/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3966/2021
Истец: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз"