город Омск |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А81-4735/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10458/2021) акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2021 по делу N А81-4735/2021 (судья Кустов А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153, адрес: 629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058900021861, ИНН 8901017195, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Матросова, дом 29) о признании недействительным постановления от 19.03.2021 N 156-2021/01-А,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - заявитель, Общество, АО "Ямалкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Департамент) о признании недействительным постановления от 19.03.2021 N 156-2021/01-А.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2021 по делу N А81-4735/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что сроки давности для привлечения Общества к административной ответственности истекли 14.02.2021. Так, заявитель ссылается на то, что днем обнаружения правонарушения считается не день получения информации о правонарушителе, а день обнаружения правонарушения (получения информации о совершении противоправного деяния). Указанным моментом является день получения письма административным органом от Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2020 исх. N 2501-14/2386, из которого следовало, что в ряде населенных пунктов Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе с. Восяхово, Шурышкарского района, при использовании поверхностных водных объектов в целях обеспечения населения водой не заключены договоры водопользования с Департаментом. К моменту вынесения постановления (19.03.2021) срок привлечения к административной ответственности истек 14.02.2021.
Кроме того, АО "Ямалкоммунэнерго" отмечает, что совершенное административное правонарушение не повлекло за собой общественно-опасных последствий, следовательно, административное правонарушение можно признать малозначительным.
Согласно пункту 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 АПК РФ).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 02.09.2021 лицам, участвующим в деле, было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 01.10.2021.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Департамент поступило письмо Счетной палаты автономного округа от 14.12.2020 N 2501-14/2386 из которого следовало, что в ряде населенных пунктов автономного округа, в том числе в с. Восяхово Шурышкарского района, при использовании поверхностных водных объектов в целях обеспечения населения питьевой водой не заключены договоры водопользования с Департаментом.
16.12.2020 Департамент письмом N 2701-16/63747 запросил у Счетной палаты автономного округа всю имеющуюся информацию, связанную с фактами, изложенными в письме N 2501-14/2386.
22.12.2020 в Департамент поступило письмо Счетной палаты автономного округа от N 2501-14/2540.
Департаментом в Администрации муниципального образования Шурышкарский район (далее - Администрация) письмом от 23.12.2020 исх. N 2701-15/65166 были запрошены дополнительные сведения, касающиеся указанных обстоятельств.
На запрос Департамента поступило письмо Администрации от 19.01.2021 N 1-01-06-05/141.
По результатам рассмотрения поступивших сведений Департамент пришел к выводу о том, что в с. Восяхово забор водных ресурсов из реки Горная Обь (бассейн р. Обь) для дальнейшей подачи на водоочистную станцию и потребителям осуществляет АО "Ямалкоммунэнерго" в отсутствие заключенного договора водопользования, что является нарушением части 1 статьи 9, части 1 и пункта 1 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Учитывая выявленное правонарушение, содержащее признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, Департаментом в адрес Общества направлено уведомление от 26.02.2021 о составлении 05.03.2021 протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление получено Обществом 01.03.2021.
03.03.2021 от Общества поступило письмо от 03.03.2021 исх. N 901-05.1-2021/0196, согласно которому, Общество признало нарушение по использованию водных объектов в с. Восяхово без разрешительных документов с целью забора водных ресурсов.
05.03.2021 Департаментом, в присутствие представителя Общества Макаренко О.А., действующей на основании доверенности от 09.12.2020, составлен протокол об административном правонарушении N 156-2021/01-А по статье 7.6 КоАП РФ.
Согласно протоколу рассмотрение дела назначено на 16.03.2021 в 15 ч. 00 мин.
Протокол получен представителем Общества 05.03.2021, о чем в нем имеется отметка.
16.03.2021 Департаментом вынесено определение N 156.01-2021/01-А о продлении рассмотрения дела об административном правонарушении N 156.01.-2021/01-А на три дня.
16.03.2021 Департаментом вынесено определение N 156.01-2021/01-А об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу об административном правонарушении N 156.02.-2021/01-А.
Информация во исполнение определения об истребовании сведений поступила от Общества письмом от 19.03.2021 исх. N 9.01.05.1-2021/0239, согласно которому, установлено, что за 2020 год Обществом изъято из водного объекта 3,281 тыс. куб. м водных ресурсов из реки Горная Объ.
Дело об административном правонарушении в отношении Общества рассмотрено 19.03.2021, в присутствии представителя Общества Ткаченко А.С., действующего на основании доверенности от 15.03.2021, о чем вынесено постановление N 156-2021/01-А по делу об административном правонарушении, согласно которому, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Ямалкоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.
Требования общества оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем АО "Ямалкоммунэнерго" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрено, что самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образуют следующие действия: занятие водного объекта или его части в отсутствие соответствующих правовых оснований, либо использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, либо водопользование с нарушением его условий.
Согласно пункту 1 статьи 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ.
В силу пункта 1 статьи 11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Из материалов настоящего дела следует, что река Горная Обь (бассейн р. Обь) находится в федеральной собственности, в соответствии с критериями отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1521, подлежит региональному государственному экологическому надзору.
Департамент, рассмотрев поступившие от Счетной палаты автономного округа и Администрации письма и ответы на запросы (от 14.12.2020 N 2501-14/2386, от 22.12.2020 N 2501-14/2540, от 19.01.2021 N 1-01-06-05/141), установил, что в с. Восяхово забор водных ресурсов из реки Горная Обь (бассейн р. Обь) для дальнейшей подачи на водоочистную станцию и потребителям осуществляет АО "Ямалкоммунэнерго" в отсутствие заключенного договора водопользования, что является нарушением части 1 статьи 9, части 1 и пункта 1 части 2 статьи 11 ВК РФ, и образует объективную сторону административного правонарушения предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.
Указанные фактические обстоятельства Обществом не оспариваются, в письме от 03.03.2021 исх. N 901-05.1-2021/0196, направленном в административный орган, заинтересованное лицо признало нарушение по использованию водных объектов в с. Восяхово без разрешительных документов с целью забора водных ресурсов.
Таким образом, событие административного правонарушения предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ является установленным, выводы суда первой инстанции в указанной части верными.
Однако выводы суда в части соблюдения срока давности привлечения Общества к административной ответственности нельзя признать правомерными.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, о событии административного правонарушения Департамент узнал 14.12.2020 (письмо Счетной палаты автономного округа от 14.12.2020 N 2501-14/2386), соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 14.12.2020, а заканчивается 13.02.2021 - в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.
Таким образом, привлечение Общества к административной ответственности после 13.02.2021 является недопустимым.
Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности", согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности - 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание срока давности на рабочий, выходной или праздничный день.
Указанная позиция о порядке исчисления сроков изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2017 N 306-АД16-16921.
Вопреки позиции Департамента и суда первой инстанции, отсутствие сведений о конкретном лице не является обстоятельством препятствующим возбуждению дела об административном правонарушении.
Кроме того, даже если полагать началом течения срока 19.01.2021 (письмо Администрации от 19.01.2021 N 1-01-06-05/141, содержащее сведения об использовании водных объектов), то срок давности привлечения к административной ответственности истекал 18.03.2021, соответственно, истек по состоянию на 19.03.2021 (дату вынесения оспариваемого постановления).
Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения Общества к ответственности истек к моменту вынесения оспариваемого постановления от 19.03.2021 о привлечении к административной ответственности.
В силу того, что при истечении сроков для привлечения к административной ответственности вопросы наличия вины (субъективная сторона) судом не оцениваются, то суд апелляционной инстанции лишен возможности оценки доводов подателя жалобы о малозначительности нарушения.
Доводы подателя жалобы в части истечения срока давности привлечения к административной ответственности признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности исключает привлечение к административной ответственности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как по делам о привлечении к административной ответственности уплата таковой законом не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2021 по делу N А81-4735/2021 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" удовлетворить. Признать недействительным и отменить постановление Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.03.2021 N 156-2021/01-А о привлечении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ за пользование водным объектом с нарушением его условий.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4735/2021
Истец: АО "Ямалкоммунэнерго"
Ответчик: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа