город Томск |
|
02 ноября 2021 г. |
Дело N А27-11280/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-8502/2021) на решение от 13.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11280/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Сарафанникова М.А.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "Град Плюс" (650043, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Ленина, 55, 509, ОГРН: 1064205129658, ИНН 4205119727) о взыскании штрафа в размере 4 500 рублей за несвоевременное и недостоверное представление сведений о застрахованных лицах,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "Град Плюс" (далее - Общество) о взыскании 4 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2018 года, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, а также за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 04.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 13.08.2021 в связи с подачей заявления Пенсионным фондом.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 11.1, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, статью 431 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что Обществом нарушены установленные пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сроки для представления сведений по форме СЗВ-М за июнь 2018 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, представлены недостоверные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год; акты о выявлении правонарушения составлены Пенсионным фондом в рамках трехлетнего срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
От Пенсионного фонда поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии регистрационно-контрольной карточки входящего документа, копии письма Пенсионного фонда от 06.07.2020 N 11-5741 об обработке списков застрахованных лиц.
Пенсионный фонд указал, что страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), списки застрахованных лиц, на индивидуальных лицевых счетах которых учтены данные из расчетов по страховым взносам и при этом отсутствуют сведения по формам СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М в 2018, 2019 годах, поступили в Пенсионный фонд 06.07.2020, что подтверждается регистрационно-контрольной карточкой входящего документа; срок исковой давности не истек.
На основании части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что в данном деле отсутствуют основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства Пенсионного фонда о приобщении дополнительных документов, представленных в суд апелляционной инстанции впервые, возвращаются Обществу. Дополнительные доказательства, поступившие в суд в электронном виде, фактически в адрес апеллянта не направляются, считаются возвращенными.
От государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу в апелляционный суд поступило ходатайство о замене заявителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) его правопреемником - государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, в связи с реорганизацией в форме присоединения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное ходатайство подлежит удовлетворению и производится замена государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) его правопреемником - государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество по телекоммуникационным каналам связи 10.07.2018 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период - июнь 2018 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Согласно решению о привлечении Общества к ответственности от 09.03.2021 N 052S19210003562 за отчетный период - июнь 2018 года Обществом в налоговый орган по месту регистрации представлен расчет по страховым взносам за полугодие 2018 года, на основании которого Пенсионным фондом проведена сверка и выявлен факт отсутствия в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета информации о стаже, при наличии сумм выплат в конкретном месяце, а именно: в сведениях по форме СЗВ-М за июнь 2018 года отсутствовали сведения в отношении 4 застрахованных лиц, в связи с чем, 03.08.2020 Пенсионным фондом в адрес Общества по почте направлено уведомление о расхождении.
Поскольку Общество в Пенсионный фонд сведения за июнь 2018 года в отношении 4 застрахованных лиц не представило, Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.02.2021 N 052S18210001597.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 09.03.2021 N 052S19210003562 за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за июнь 2018 года. Размер финансовых санкций составил 2 000 рублей.
Обществу выставлено требование от 05.04.2021 N 052S01210004895 об уплате финансовых санкций в срок до 30.04.2021.
05.02.2019 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за отчетный период - 2018 год на 12 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
На основании представленного Обществом в налоговый орган по месту регистрации расчета по страховым взносам за полугодие 2018 года (что следует из решения о привлечении Общества к ответственности от 09.03.2021 N 052S19210003568 за отчетный период - 2018 год) Пенсионным фондом проведена сверка и выявлен факт отсутствия в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета информации о стаже, а именно: при наличии сумм выплат в конкретном месяце, в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год отсутствовали сведения в отношении 4 застрахованных лиц, в связи с чем, 03.08.2020 Пенсионным фондом в адрес Общества по почте направлено уведомление о расхождении.
Поскольку Общество в Пенсионный фонд сведения за 2018 год в отношении 4 застрахованных лиц, указанных в уведомлении о расхождении, не представило, Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.02.2021 N 052S18210001578.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 09.03.2021 N 052S19210003568 за представление страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год. Размер финансовых санкций составил 2 000 рублей.
Обществу выставлено требование от 05.04.2021 N 052S01210004894 об уплате финансовых санкций в срок до 30.04.2021.
Кроме того, Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года - 06.02.2019, за февраль 2019 года - 11.03.2019 на 1 застрахованное лицо в каждой отчетности, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
Поскольку Общество в Пенсионный фонд сведения в установленный пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица не представило (с учетом представления сведений за отчетные периоды 2019 года по форме СЗВ-М), Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.08.2020 N 052S18200010322.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 17.09.2020 N 052S19200010911 за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год. Размер финансовых санкций составил 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 13.10.2020 N 052S01200013178 об уплате финансовых санкций в срок до 10.11.2020.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что Пенсионным фондом нарушены процессуальные сроки проведения в отношении страхователя проверки, в результате чего предельный срок взыскания финансовых санкций истек и поскольку нарушение указанного срока влечет отказ в удовлетворении требований о взыскании штрафа, требования о взыскании финансовых санкций с Общества за отчетные периоды - июнь 2018 года, 2018 год, 2019 год удовлетворению не подлежат.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2.2, 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Процедура привлечения страхователя к ответственности установлена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, которой предусмотрены, в том числе, порядок составления и сроки вручения (направления) акта проверки страхователю, представления возражений на акт, вынесения решения и его вручения (направления) страхователю, направления требования об уплате финансовых санкций и исполнения требования.
При этом отсутствие в Федеральном законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у Пенсионного фонда неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
Статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ относит Федеральный закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с Общества суммы санкции Пенсионный фонд вправе обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Суд первой инстанции верно указал на разъяснения, изложенные в пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответствующие правовые позиции также изложены и в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 1988-О, от 20.04.2017 N 790-О, в пунктах 6, 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, с учетом указанных разъяснений, суд первой инстанции, исчисляя сроки, обоснованно исходил из следующего. Предельный срок взыскания финансовых санкций включает в себя:
3 месяца на проведение проверки (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации), 10 дней на составление акта (абзац 2 пункт 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации), 5 дней на направление (вручение) акта (абзац 7 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) (абзац 7 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 15 дней на представление страхователем возражений (абзац 8 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 10 дней на вынесение решения (1 месяц в случае отложения) (абзац 9 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 5 дней на направление (вручение) решения, 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) (абзац 12 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 10 дней на вступление в силу решения по проверке (абзац 13 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 10 дней на направление требования (абзац 15 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 6 дней на получение требования в случае направления по почте(абзац 15 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 10 дней на исполнение требования (если более продолжительный период времени для уплаты не указан в требовании) (абзац 16 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Аналогичный порядок расчета совокупного срока следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что акты проверки должны были быть составлены за июнь 2018 года не позднее 24.10.2018, за 2018 год - не позднее 22.05.2019, за 2019 год - 17.06.2020.
Из материалов дела следует, что страхователем сведения по форме СЗВ-М за июнь 2018 года представлены 10.07.2018, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлены 05.02.2019.
При этом акты о выявлении правонарушения за представленные Обществом сведения по форме СЗВ-М за июнь 2018 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год составлены Пенсионным фондом только 01.02.2021, решения о привлечении страхователя к ответственности приняты 09.03.2021, а требования об уплате финансовых санкций - 05.04.2021.
Кроме того, срок представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2019 год в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ - не позднее 02.03.2020 (с учетом выходных дней), между тем акт о выявлении правонарушения составлен Пенсионным фондом только 13.08.2020, решение о привлечении страхователя к ответственности за указанный период принято 17.09.2020, а требование об уплате финансовых санкций - 13.10.2020.
С учетом установленных в законодательстве предельных сроков на проведение проверки (применительно к пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ); на составление акта проверки (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ); на вручение (направление) акта проверки, на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, на рассмотрение материалов проверки, на вручение (направление) решения по результатам проверки, на вступление в силу решения по результатам проверки, на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, на добровольное исполнение проверенным лицом требования об уплате финансовых санкций (статья 17 Закона N 27-ФЗ); на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (применительно к статье 48 НК РФ), составление актов с нарушением установленных сроков свидетельствует о нарушении сроков проверок, повлекшее за собой соответствующее смещение совокупных сроков на взыскание финансовых санкций, указанные решения не могут быть принудительно реализованы за пределами совокупности указанных сроков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Обществом нарушены установленные пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сроки для представления сведений по форме СЗВ-М за июнь 2018 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, представлены недостоверные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год; акты о выявлении правонарушения составлены Пенсионным фондом в рамках трехлетнего срока; страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), при этом списки застрахованных лиц, на индивидуальных лицевых счетах которых учтены данные из расчетов по страховым взносам и при этом отсутствуют сведения по формам СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М в 2018, 2019 годах поступили в Пенсионный фонд 06.07.2020, срок исковой давности за совершение правонарушений не истек, подлежат отклонению.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за июнь 2018 года (10.07.2018), по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год (05.02.2019) в установленный законом срок, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год Обществом представлены не были.
В связи с чем, о неполноте представленных страхователем сведений за июнь 2018 года Пенсионный фонд узнал (должен был узнать) 10.07.2018 (дата представления Обществом сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за июнь 2018 года), за 2018 год - 05.02.2019 (дата представления Обществом сведений по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год), за 2019 год - 02.03.2020 (срок представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год - не позднее 02.03.2020). Каких-либо доказательств о том, что Пенсионный фонд узнал, мог и обязан был установить правонарушение позже указанных сроков (как и сведений о дате представления Обществом в налоговый орган по месту регистрации и получения Пенсионным фондом расчетов по страховым взносам), в суд первой инстанции Пенсионным фондам не было представлено, как и доказательств невозможности их представления в суд первой инстанции.
В соответствии с разъяснениями Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенными в пункте 60 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд. Материалы дела не содержат ходатайства Пенсионного фонда о восстановлении пропущенных сроков либо обоснованности пропуска, действующее процессуальное законодательство не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, нарушение указанного срока влечет отказ в удовлетворении требований о взыскании штрафа.
Вопреки доводам жалобы срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренный абзацем 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, на который ссылается пенсионный фонд в кассационной жалобе, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, установленных частью 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) его правопреемником - государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Решение от 13.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11280/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11280/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное
Ответчик: ООО Охранное предприятие "Град Плюс"