г. Владимир |
|
02 ноября 2021 г. |
Дело N А39-7597/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.11.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия на определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.09.2021 по делу N А39-7597/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саранскнефтепродукт" об уменьшении размера исполнительского сбора.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 13.01.2021 N 9 судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Пролетарскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее по тексту - судебный пристав-исполнитель) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Саранскнефтепродукт" (далее по тексту - Общество) постановлением от 18.01.2021 возбуждено исполнительное производство N 1170/21/1318-ИП о взыскании налогов и сборов, включая пени в размере 15 334 рублей.
Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке, 07.07.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей по исполнительному производству N 1170/21/13018-ИП.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об уменьшении суммы исполнительского сбора на одну четверть от суммы сбора в соответствии с пунктом 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия.
К участию в деле в качестве взыскателя привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия.
Определением от 08.09.2021 арбитражный суд уменьшил размер исполнительского сбора на одну четвертую часть по исполнительному производству N 1170/21/13018-ИП до 7500 рублей.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, отсутствие у Общества денежных средств для исполнения обязательств не является обстоятельством, исключающим или уменьшающим ответственность Общества, поскольку не относится к непреодолимой силе, - чрезвычайным непредотвратимым обстоятельствам.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Судебный пристав-исполнитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу пункта 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (пункт 7 статьи 112 Закона).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.
Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства.
В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П указал, что установленный размер исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо.
В обоснование заявления об уменьшении размера исполнительского сбора Обществом представлен отчёт о финансовых результатах за 2020 год, справки ПАО Сбербанк от 13.07.2021 N 3, из которых усматривается, что оборотов по расчётным счетам должника в феврале-июне 2021 года не было, что свидетельствует о тяжелом материальном положении должника.
Судом установлено, что Общество от исполнения исполнительного документа не уклонилось, приняло меры к погашению задолженности и, хотя несвоевременно, но исполнил исполнительный документ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что неисполнение требований исполнительного документа в срок обусловлено тяжелым финансовым положением Общества.
При таких обстоятельствах, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа и критерия соразмерности исполнительского сбора, характера совершенного деяния, имущественного положения должника, суд первой инстанции обоснованно уменьшил размер исполнительского сбора по исполнительному производству N 1170/21/13018-ИП, взысканного с Общества, на одну четвертую часть, то есть до 7500 рублей.
Доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.09.2021 по делу N А39-7597/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня принятия.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7597/2021
Истец: ООО "Саранскнефтепродукт"
Ответчик: судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Пролетарскому району городского округа Саранск УФССП России по Республике Мордовия Заседателева Елена Сергеевна
Третье лицо: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7369/2021