г. Киров |
|
03 ноября 2021 г. |
Дело N А82-1474/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя Пухова А.А., действующего на основании доверенности от 02.02.2021, представителя ответчика Бубнов А.М., действующего на основании доверенности от 17.02.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВОЛТАКС-ТРАНС" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.08.2021 по делу N А82-1474/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВОЛТАКС-ТРАНС" (ОГРН 1033400172816; ИНН 3442065948)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ОГРН 1027600695154; ИНН 7604009440)
третьи лица: Департамент транспорта Ярославской области, акционерное общество "Ярославское автотранспортное предприятие", индивидуальный предприниматель Журавлев Михаил Валентинович, государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Яроблтранском", Галеева Е.В.
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВОЛТАКС-ТРАНС" (далее - заявитель, ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, УФАС) о признании незаконным решения от 29.12.2020 по делу N 076/01/16-333/2020, о признании незаконным предписания от 29.12.2020 по делу N 076/01/16-333/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент транспорта Ярославской области (далее - Департамент), акционерное общество "Ярославское автотранспортное предприятие" (далее - АО "Ярославское АТП"), индивидуальный предприниматель Журавлев Михаил Валентинович (далее - ИП Журавлев М.В.), государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Яроблтранском" (далее - ГБУ "Яроблтранском"), Галеева Е.В.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.08.2021 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Управления от 29.12.2020 по делу N 076/01/16-333/2020 отказано, предписание Управления от 29.12.2020 по делу N 076/01/16-333/2020 признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" и УФАС обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Заявитель не согласился с решением в части отказа в признании недействительным решения УФАС, в жалобе указал, что в данном случае осуществлено изменение маршрутов, а не установление новых маршрутов, при этом соблюдены требования части 1.1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Ответчик не согласился с решением в части признания недействительным предписания УФАС, в жалобе указал, что им правомерно предписано заявителю принять меры, направленные на прекращение перевозок по незаконно измененным новым маршрутам, так как в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не установлены основания, указанные в частях 1, 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ и позволяющие Департаменту прекратить действие незаконно выданных свидетельств об осуществлении перевозок либо обратиться в суд с заявлением о прекращении действия данных свидетельств.
Кроме того, ответчик считает, что ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" могло исполнить предписание УФАС путем обращения в Департамент с заявлением о прекращении действия незаконно выданных свидетельств.
АО "Ярославское АТП", Департамент в отзывах поддержали доводы УФАС.
ИП Журавлев М.В., ГБУ "Яроблтранском", Галеева Е.В. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 30.09.2021 и 08.10.2021 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.10.2021 и 09.10.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представители заявителя и ответчика поддержали занятые по делу правовые позиции.
Третьи лица явку представителя в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением по жалобам АО "Ярославское АТП", ИП Журавлева М.В. о проверке соответствия действий Департамента и ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) возбуждено дело N 076/01/16-333/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела УФАС установило следующее.
В июле 2019 года на официальном сайте Департамента https://www.yarregion.ru/depts/dt/tmppages/konkurs.aspx опубликовано извещение и конкурсная документация на проведение закупки в виде открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ярославской области, в том числе: N 107 "Ярославль АВ - Карачиха (через Сабельницы и Ивняки)" (лот N 1), N 111 "Ярославль (ул. Спартаковская) - Федоровское" (лот N 2), N 141 "КДП "Заволжье" - Игнатовское кладбище" (лот N 3).
Согласно протоколу вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе от 09.08.2019 по каждому из рассматриваемых лотов подано по одной заявке ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС". Заявки Общества допущены конкурсной комиссией по всем лотам конкурса.
В это же время на официальном сайте департамента транспорта Ярославской области https://www.yarregion.ru/depts/dt/tmppages/konkurs.aspx опубликовано извещение и конкурсная документация на проведение закупки в виде открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ярославской области N 112 "КДП "Заволжье" - ЖК "Зелёный квартал" (лот N 1), N 116 "ЖК "Зелёный квартал" - ЯШЗ" (лот N 2).
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе от 08.07.2019 по каждому из двух лотов подано по одной заявке ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС", которые допущены к участию в конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ Департаментом ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" выданы пять свидетельств и десять маршрутных карт. Общество начало осуществлять перевозки с августа 2019 года.
ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" направило в адрес Департамента письмо от 16.09.2019 с предложением о следующих изменениях межмуниципальных маршрутов:
1. Маршрут N 111: предложено установление прямого транспортного сообщения от Фёдоровского кладбища с Дзержинским районом города Ярославля путём продления маршрута до ТРЦ "Альтаир" через Юбилейный мост, Тутаевское шоссе и улицу Бабича;
2. Маршрут N 107: установить следующую трассу - Ростов (Декабристов, Луначарского) - М-8 (новое направление) - Ярославль (Московский проспект) до остановки Автовокзал с минимальным количеством остановок в городской черте Ярославля в целях уменьшения времени движения;
3. Маршрут N 141: предложено продлить маршрут по проспектам Авиаторов, Ленина, Октября и Ленинградскому до улицы Волгоградской (т. 3, л. д. 20).
Приказом Департамента от 03.10.2019 N 90 схема движения межмуниципальных маршрутов N 107, N 111, N 141 изменена таким образом, что протяжённость данных межмуниципальных маршрутов существенно увеличилась, что привело к увеличению количества транспортных средств, обслуживающих маршруты, изменению части остановочные пунктов и пути следования (т. 3, л. д. 44(об.)-46).
Согласно пункту 2.6 приказа от 03.10.2019 N 90 датой начала осуществления перевозок по изменённым маршрутам является 01.01.2020.
Департамент направил ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" письмо от 19.09.2019 N 270 с предложениями по изменению межмуниципальных маршрутов N 112 и N 116 и увеличению количества обслуживающих их транспортных средств:
1. Маршрут N 112 (в прямом и обратном пути следования); улично-дорожная сеть ЖК "Зелёный квартал", а/д Ляпино - Прусово, г. Ярославль (улица 1-ая Шоссейная, ул. Шандорная, пр-т Машиностроителей, пр-т Авиаторов, Северо-восточная окружная автомобильная дорога г. Ярославля, а/д 273 км М-8 "Холмогоры", г. Ярославль (обход города Ярославля с мостом через реку Волгу, Ленинградский пр-т) с привлечением 12 автобусов малого класса;
2. Маршрут N 116 (в прямом и обратном пути следования): улично-дорожная сеть ЖК "Зелёный квартал", а/д Ляпино - Прусово, г. Ярославль (1-ая Шоссейная ул., ул. Маяковского, пр-т Авиаторов, ул. Дачная, ул. Урочская, Октябрьская площадь, ул. Республиканская, ул. Советская, Красная площадь, ул. Ушинского, площадь Волкова, ул. Свободы, площадь Ярославль Главный с привлечением 9 автобусов малого класса (т. 3, л. д. 21(об.)-22).
Письмом от 23.09.2019 N 35 ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" согласовало предложенные Департаментом изменения межмуниципальных маршрутов N 112 и N 116 и увеличение количества транспортных средств, обслуживающих их (т. 3, л. д. 22(об.)).
Приказом Департамента от 30.09.2019 N 89 межмуниципальные маршруты N 112 и N 116 были изменены (т. 3, л. д. 43-44).
Согласно пункту 2.6 приказа от 30.09.2020 N 89 датой начала осуществления перевозок по изменённым маршрутам является 01.01.2020.
После издания приказов от 30.09.2019 N 89, от 03.10.2019 N 90 ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" выданы свидетельства и карты маршрутов в количестве, соответствующем единицам транспортных средств по межмуниципальным маршрутам N 107, N 111, N 112, N 116, N 141.
Приказом Департамента от 10.12.2019 N 111 приказы от 03.10.2019 N 90 и от 30.09.2020 N 89 признаны утратившими силу (т. 3, л. д. 42).
Проанализировав обстоятельства дела, положения Закона N 220-ФЗ, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, УФАС пришло к выводу о том, что Департамент, изменив по предложению ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" приказами от 30.09.2019 N 89 и от 03.10.2019 N 90 начальную и конечную точку маршрутов N 107, N 111, N 112, N 116, N 141, совершил действия, направленные на фактическое установление новых маршрутов и передачу официальных документов - свидетельств и карт маршрутов для осуществления перевозок, без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом N 220-ФЗ.
В связи с отменой приказом Департамента от 10.12.2019 N 111 приказов от 30.09.2019 N 89 и от 03.10.2019 N 90 новые маршруты N 107, N 111, N 112, N 116, N 141 фактически не установлены, вместе с тем на основании отмененных приказов выданы свидетельства и карты несуществующих маршрутов.
Несмотря на нарушение порядка выдачи свидетельств и карт новых маршрутов, данные документы, являясь официальными правоустанавливающими документами, имеющими необходимые и установленные нормативными правовыми актами средства защиты, подтверждающие их подлинность, являются действительными и позволяют перевозчику осуществлять перевозки по фактически новым, но юридически несуществующим межмуниципальным маршрутам, что подтверждается решением арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2020 то делуN А82-10975/2020.
Анализ рынка, проведённый антимонопольным органом, показал высококонкурентную среду на рынке межмуниципальных перевозок, которую образуют, в том числе следующие перевозчики: ИП Журавлев М.В., АО "Ярославское АТП", ООО "АВТОМИГ", ИП Сударкин О.Г., ИП Бажаков Д.А., ИП Беспалов А.Л., ИП Бирюков А.Б., ИП Лукин Г.Г., ИП Орлова С.Л., ИП Риппа Ю.А., ИП Столбенко М.И., ООО "РусТранс", ООО "Экотранс", ООО "Ярлайн".
В заявлениях, поступивших в УФАС от ИП Журавлева М.В. от 27.01.2020 и от АО "Ярославское АТП" N 035 от 16.01.2020 и N 081 от 05.02.2020, отражено, что перевозчики были лишены возможности принять участие в конкурсе на право осуществления перевозок по маршрутам, начальные и (или) конечные точки которых изменены Департаментом по результатам его и Общества согласованных действий таким образом, который значительно повысил рентабельность маршрута. Неучастие данных перевозчиков в конкурсах на первоначальные межмуниципальные маршруты вызвано отсутствием доходности перевозок, какая образовалась при изменении маршрутов (т. 3, л. д. 34-36).
Более того, исходя из письменных пояснений АО "Ярославское АТП", осуществление ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" перевозок по фактически новому маршруту N 107 на основании незаконно выданных Департаментом свидетельств и карт маршрута существенно снижает доход АО "Ярославское АТП", получаемый при осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам N 501 "Переславль - Ярославль", N 233 "Ярославль - Ростов", N 524 "Борисоглебский - Ярославль", которые дублирует маршрут N 107.
По результатам рассмотрения дела комиссией УФАС установлены согласованные действия между Департаментом и ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС", выразившиеся в переписке между данными лицами, направленной на изменение начальной и (или) конечной точек маршрутов N 107, N 111, N 112, N 116, N 141, недопускаемое Законом N 220-ФЗ и Порядком 285-п без установления нового маршрута регулярных перевозок, а также в издании Департаментом по результатам такой переписки приказов от 30.09.2019 N 89 и от 03.10.2019 N 90, изменяющих начальные и конечные точки данных межмуниципальных маршрутов, в выдаче Департаментом ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" без проведения конкурентных процедур имеющих юридическую силу свидетельств и карт маршрутов, позволяющих Обществу осуществлять перевозки, принятых и используемых Обществом, что приводит к ограничению конкуренции на рынке межмуниципальных перевозок и нарушению запрета, установленного статьей 16 Закона N 135-ФЗ.
29.12.2020 комиссия Управления вынесла решение по делу N 076/01/16-333/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1, л. д. 13-25).
На основании принятого решения ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" выдано предписание принять меры, направленные на прекращение перевозок по незаконно измененным, фактически новым маршрутам N 107, N 111, N 112, N 116, N 141 на основании выданных в противоречие действующему законодательству Департаментом новых свидетельств и карт маршрутов (т. 1, л. д. 26-27).
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения УФАС и о наличии оснований для признания недействительным предписания УФАС.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Закона N 135-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации
Согласно статье 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Из оспариваемого решения УФАС следует, что антимонопольный орган в качестве нарушения статьи 16 Закона N 135-ФЗ квалифицировал действия между Департаментом и ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС", выразившиеся в переписке между данными лицами, направленной на изменение начальной и (или) конечной точек маршрутов N 107, N 111, N 112, N 116, N 141, недопускаемое Законом N 220-ФЗ и Порядком 285-п без установления нового маршрута регулярных перевозок, а также в издании Департаментом по результатам такой переписки приказов от 30.09.2019 N 89 и от 03.10.2019 N 90, изменяющих начальные и конечные точки данных межмуниципальных маршрутов, в выдаче Департаментом ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" без проведения конкурентных процедур имеющих юридическую силу свидетельств и карт маршрутов, позволяющих Обществу осуществлять перевозки, принятых и используемых Обществом.
В силу пункта 6 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 220 ФЗ понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Согласно статье 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта маршрутом признается путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения (пункт 8); маршрутом регулярных перевозок признается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Проанализировав вышеизложенные нормы, ответчик определил, что маршрут регулярных перевозок представляет собой отрезок, пространственно определенный начальной и конечной его точками, способ преодоления расстояния между которыми именуется путем следования, представляющего собой движение транспорта от начальной точки маршрута к конечной точке с преодолением промежуточных остановочных пунктов по улицам и автомобильным дорогам, установленным для конкретного маршрута. Процедура изменения маршрута регулярных перевозок не предполагает изменения начальной и конечной точки маршрута регулярных перевозок, ограничиваясь исключительно изменением пути следования между данными точками маршрута.
При этом ссылка в оспариваемом решении на пункт 3.5 Порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 21.03.2016 N 285-п, не свидетельствует об ошибочном определении Управлением понятия маршрута регулярных перевозок.
Как следует из материалов дела, по предложению ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" Департамент приказами от 30.09.2019 N 89 и от 03.10.2019 N 90 изменил начальную и конечную точки маршрутов N 107, N 111, N 112, N 116, N 141, что признано УФАС фактическим установлением новых маршрутов.
Повторно исследовав обстоятельства дела во взаимосвязи с правовым регулированием, апелляционный суд соглашается с данным выводом ответчика.
Довод заявителя об обратном отклоняется как основанный на ошибочном толковании положений Закона N 220-Ф, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и ошибочной оценке обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В силу пункта 1 части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае если данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
После издания приказов от 30.09.2019 N 89, от 03.10.2019 N 90, устанавливающих новые маршруты, заявителю выданы свидетельства и карты маршрутов в количестве, соответствующем единицам транспортных средств по межмуниципальным маршрутам N 107, N 111, N 112, N 116, N 141.
При этом конкурсы на право осуществления перевозок по новым маршрутам не проведены.
В связи с непроведением конкурсов иные перевозчики были лишены возможности принять участие в конкурсе на право осуществления перевозок по маршрутам, начальные и (или) конечные точки которых изменены Департаментом по результатам его и Общества согласованных действий таким образом, который значительно повысил рентабельность маршрута.
Осуществление ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" перевозок по фактически новому маршруту N 107 на основании незаконно выданных Департаментом свидетельств и карт маршрута существенно снизило доход АО "Ярославское АТП", получаемый при осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам N 501 "Переславль - Ярославль", N 233 "Ярославль - Ростов", N 524 "Борисоглебский - Ярославль", которые дублирует маршрут N 107.
На основании данного обстоятельства УФАС пришло к обоснованному выводу о том, что между Департаментом и ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" осуществлены согласованные действия, выразившиеся в переписке между данными лицами, направленной на изменение начальной и (или) конечной точек маршрутов N 107, N 111, N 112, N 116, N 141, недопускаемое Законом N 220-ФЗ и Порядком 285-п без установления нового маршрута регулярных перевозок, а также в издании Департаментом по результатам такой переписки приказов от 30.09.2019 N 89 и от 03.10.2019 N 90, изменяющих начальные и конечные точки данных межмуниципальных маршрутов, в выдаче Департаментом ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" без проведения конкурентных процедур имеющих юридическую силу свидетельств и карт маршрутов, позволяющих Обществу осуществлять перевозки, принятых и используемых Обществом, которые привели к ограничению конкуренции на рынке межмуниципальных перевозок и нарушению запрета, установленного статьей 16 Закона N 135-ФЗ.
Отмена приказов от 30.09.2019 N 89, от 03.10.2019 N 90 не устранила результат согласованных действий Департамента и Общества в связи с тем, что свидетельства и карты новых маршрутов являются действительными и позволяют перевозчику осуществлять перевозки по фактически новым, но юридически несуществующим межмуниципальным маршрутам.
Таким образом, решение УФАС от 29.12.2020 по делу N 076/01/16-333/2020 является законным и обоснованным.
На основании принятого решения ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" выдано предписание принять меры, направленные на прекращение перевозок по незаконно измененным, фактически новым маршрутам N 107, N 111, N 112, N 116, N 141 на основании выданных в противоречие действующему законодательству Департаментом новых свидетельств и карт маршрутов.
Суд первой инстанции признал его недействительным по причине того, что принятие мер, направленных на прекращение перевозок по изменённым маршрутам N 107, N 111, N 112, N 116, N 141, может повлечь нарушение публичных интересов и прав пассажиров.
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие данный вывод суда.
Оснований для иных выводов при имеющих место обстоятельствах настоящего дела апелляционный суд не имеет.
Довод УФАС о том, что ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС" могло исполнить предписание УФАС путем обращения в Департамент с заявлением о прекращении действия незаконно выданных свидетельств, не принимается апелляционным судом, так как из содержания предписания такой способ его исполнения не следует.
Таким образом, обоснованность оспариваемого предписания от 29.12.2020 по делу N 076/01/16-333/2020 не доказана ответчиком.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена заявителем на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Пухову Артему Александровичу следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной по чеку-ордеру от 27.09.2021, операция 30, государственной пошлины.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.08.2021 по делу N А82-1474/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВОЛТАКС-ТРАНС" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1474/2021
Истец: ООО "ВОЛТАКС-ТРАНС"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Третье лицо: АО ЯО "Ярославское АТП", Галеева Е.В., ГБУ "Яроблтранском", ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, ИП Журавлев М.В.