г. Санкт-Петербург |
|
06 ноября 2021 г. |
Дело N А56-15293/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Иванов Д.Ю. по доверенности от 26.05.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28854/2021) публичного акционерного общества "Россетти Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2021 по делу N А56-15293/2021 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россетти Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления от 02.02.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1675/2020
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 02.02.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1675/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.07.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции от 23.07.2021 отменить и удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ИП Кулик А.Н. подал заявку на новое технологическое присоединение, не указав на имеющееся фактическое присоединение, что является нарушением закрепленного в части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" принципа однократности технологического присоединения, в связи с чем у сетевой организации отсутствовали основания для направления в адрес заявителя проекта договора. Также податель жалобы полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции, в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Санкт-Петербургское УФАС поступила жалоба ИП Кулика А.Н. от 24.08.2020 исх. N 1 (вх. N31565/20 от 25.08.2020) на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго", содержащая сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что 25.06.2020 ИП Кулик А.Н. направил в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 20-512303 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя объекта "склад", который располагается (будет располагаться) по адресу: Санкт-Петербург, наб. Реки Карповки, д. 18, корп. 3, лит. Р, земельный участок с кадастровым номером 78:07:003126:6 (далее - Объект), максимальной мощностью 150 кВт.
Земельный участок принадлежит ИП Кулику А.Н. на праве аренды в соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 23.06.2020 N 23.06.2020.
03.07.2020 ПАО "Россети Ленэнерго" направило в адрес ИП Кулика А.Н. письмо исх N ЭСКЛ/16-01/14749 о невозможности подготовки и выдачи со стороны сетевой организации документов на технологическое присоединение по причине того, что в результате проведенной специалистами филиала ПАО "Россети Ленэнерго" "Кабельная сеть" проверки установлено, что в отношении энергопринимающих устройств заявителя уже осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям гаражей, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 18, лит. Ж.
В ответ на указанное письмо 02.08.2020 ИП Куликом А.Н. в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" были направлены подробные разъяснения относительно отсутствия надлежащего технологического присоединения объекта к электрическим сетям (вх. N ЛЭ/01-23/868).
Письмом от 17.08.2020 N ЭСКЛ/16-01/17845 ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес ИП Кулика А.Н. направлены повторные разъяснения об имеющемся технологическом присоединении объекта.
01.09.2020 сотрудниками филиала ПАО "Россети Ленэнерго" "Кабельная сеть" был произведен осмотр ЭПУ объекта, по результатам которого в отсутствии ИП Кулика А.Н. составлен акт осмотра (обследования) объекта от 01.09.2020 N 20-520372 с приложением материалов фотофиксации. В акте от 01.09.2020 N 20-520372 указано, что в отношении объекта имеется технологическое присоединение ПАО "Россети Ленэнерго" через абонентские электрические сети гаражей, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 18, лит. Ж.
Письмом от 04.09.2020 N ЭСКЛ/16-01/190014 ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес заявителя вновь направлены разъяснения о невозможности заключения договора технологического присоединения и необходимости обратиться к балансодержателю сетей, к которым ранее осуществлено технологическое присоединение объекта.
Усматривая в действиях Общества нарушение требований пункта 15 Правил N 861 в части несоблюдения установленного законодательством срока по направлению проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, должностным лицом Управления 19.01.2021 составлен протокол N 078/04/9.21-1675/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 02.02.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1675/2020 ПАО "Россети Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 23.07.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами; заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 15 Правил N 861 сетевая организация направляет в адрес заявителя для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору, в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9 и 12 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам).
Как следует из материалов дела, 25.06.2020 ИП Кулик А.Н. направил в адрес ПАО "Ленэнерго" заявку N 20-512303 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, наб. Реки Карповки, д. 18, корп. 3, лит. Р, земельный участок с кадастровым номером 78:07:003126:6, максимальной мощностью 150 кВт. Земельный участок, на котором расположены энергопринимающие устройства, принадлежит ИП Кулику А.Н. на праве аренды в соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 23.06.2020 N 23.06.2020.
Однако в установленный пунктом 15 Правил N 861 срок ПАО "Россети Ленэнерго" не направило в адрес ИП Кулика А.Н. проект договора об осуществлении технологического присоединения.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод Санкт-Петербургского УФАС, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861 (ненаправление ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес заказчика подписанного проекта договора технологического присоединения в двух экземплярах и подписанных технических условий в предусмотренный Правилами N 861 срок со дня поступления заявки), что образует объективную сторону состава состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При этом, судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы об отсутствии у Общества оснований для направления в адрес заявителя проекта договора, в связи с тем, что объект, указанный в заявке N 20-512303, уже имеет существующее технологическое присоединение к электрическим сетям от гаражей, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 18, лит. Ж.
Акт осмотра (обследования) объекта от 01.09.2020 N 20-520372 составлен без участия представителей ИП Кулика А.Н. Представленные в материалы дела фотографии не могут быть признаны допустимым доказательством, с достоверностью свидетельствующим о наличии технологического подключения объекта заявителя с сетям ПАО "Россети Ленэнерго" (само по себе наличие кабеля, перекинутого в направлении гаражей, не свидетельствует о надлежащем технологическом присоединении). При этом, акт технологического присоединения, а также акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установок, свидетельствующие о надлежащем технологическом присоединении объекта заявителя Обществом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Постановление от 02.02.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1675/2020 вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что доказательства заключения и исполнения договора технологического присоединения с ИП Куликом А.Н. в материалы дела не представлены, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей назначено административным органом в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела. Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оснований считать назначенное Обществу наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению суд не усматривает.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления от 02.02.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1675/2020 не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 23.07.2021 не имеется
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июля 2021 года по делу N А56-15293/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15293/2021
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу