город Ростов-на-Дону |
|
08 ноября 2021 г. |
дело N А53-41936/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Габриела" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 августа 2021 года по делу N А53-41936/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон" к обществу с ограниченной ответственностью "Габриела" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон" (далее - ООО "Экострой-Дон", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Габриела" (далее - ООО "Габриела", ответчик) о взыскании задолженности в размере 65 695 руб. 99 коп. за период с 01.01.2020 по 31.05.2021 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца взыскано 65 695 руб. 99 коп. задолженности, 2 628 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, истцу из федерального бюджета возвращено 1 382 руб. государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается факт оказания истцом услуг ответчику по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по их оплате.
ООО "Габриела" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать ООО "Экострой-Дон" в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что правоотношения сторон регулируются договором N Ш/1606 от 06.05.2019, подписанным ответчиком 30.05.2019 с учетом протокола разногласий, а не договором N Ш/290 от 25.09.2020, как необоснованно полагает истец. Истцом не доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Экострой-Дон" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать ООО "Габриела" в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Экострой-Дон" (региональный оператор) и ООО "Габриела" (потребитель) был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N Ш/290 от 25.09.2020.
В соответствии с пунктом 2.1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определяются согласно приложению к настоящему договору. При отсутствии информации об объемах твердых коммунальных отходов, объем устанавливается согласно постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области". Способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, адрес расположения которых указан в приложении N 1 к настоящему договору, крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов, адрес расположения которых указан приложении N 1 к настоящему договору (пункты 2.2, 2.3 договора).
Согласно пункту 3.2 договора оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, которая составляет 464,01 руб./мЗ, без НДС (постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области N 68/9 от 20.12.2019). Размер ежемесячной платы по договору определяется с учетом цены и утвержденных в установленном порядке нормативов накопления отходов.
В пункте 3.2.1 договора предусмотрен размер платы по договору:
а) минимальное общее накопление ТКО на объекте составляет 8,6 куб.м. в месяц. Стоимость оказания услуг по обращению с ТКО составляет: 3 990,49 руб.;
б) минимальное общее накопление ТКО составляет 103,2 куб.м. в год. Стоимость оказания услуг по обращению с ТКО составляет 47 885 руб. 88 коп. в год.
Истцом в период с 01.01.2020 по 31.05.2021 оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 65 695 руб. 99 коп., что подтверждается счетами на оплату и актами об оказании услуг N 70377 от 30.09.2020, N 76462 от 31.10.2020, N 81708 от 30.11.2020, маршрутными листами, путевыми листами.
Ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг исполнены не были, в результате чего на стороне ответчика перед истцом образовалась задолженность в размере 65 695 руб. 99 коп.
Истцом в адрес ответчика было направлена претензия с требованием оплатить имеющуюся задолженность, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются твердые коммунальные отходы.
На официальном сайте регионального оператора размещена вся информация, необходимая для заключения договора, нормативно-правовые акты, регулирующие его деятельность.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в мае 2019 года истец направил в адрес ответчика договор N Ш/1606 от 06.05.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор N Ш/1606 от 06.05.2019 подписан ответчиком 30.05.2019 с учетом протокола разногласий. Ответчик полагает, что отношения сторон регулируются договором N Ш/1606 от 06.05.2019, а не договором N Ш/290 от 25.09.2020, как ошибочно считает истец.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
ООО "Экострой-Дон" во исполнение законодательства опубликовало в средствах массовой информации на официальном сайте и в выпуске газеты "Наше время" от 28.12.2018 N 427-429 (24604-2406) для потребителей услуг по обращению с ТКО уведомление о начале своей деятельности и необходимости заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Указанными Правилами в числе прочего определен в разделе I (1) порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в том числе в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Соответствующим лицам пунктом 8 (4) Правил императивно вменена обязанность самостоятельно обратиться с заявкой на заключение договора к региональному оператору.
Согласно пункту 8 (5) Правил такая заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, из пункта 8(18) Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Как указал истец, направленный истцом ответчику договор в 2019 году ответчиком не исполнялся. В связи с тем, что ответчик в 2019 году уклонялся от заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, истец обратился в прокуратуру г. Шахты Ростовской области с заявлением об отсутствии договорных отношений. В сентябре 2020 года прокуратурой г. Шахты Ростовской области в отношении ответчика было вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, в связи с отсутствием договорных отношений с истцом. В дальнейшем в 2020 году ответчик обратился к истцу с заявкой на заключение договор, ввиду чего истцом был подготовлен договор N Ш/290 от 25.09.2020.
Согласно пункту 11.11 договора условия договора распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020, и действуют до 31.12.2020. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях, но не более чем до 26.02.2028.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом, принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, стороны при заключении договора согласовали его ретроспективный характер и распространили его действие на возникшие между ними отношения с 01.01.2020.
С учётом изложенного, между сторонами спора в рассматриваемый период действовал типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учётом изложенного, между сторонами спора в рассматриваемый период действовал типовой договор N Ш/290 от 25.09.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Факт оказания истцом услуг ответчику подтверждается материалами дела, а именно счетами на оплату и актами об оказании услуг N 70377 от 30.09.2020, N 76462 от 31.10.2020, N 81708 от 30.11.2020, маршрутными листами, а также путевыми листами.
С учетом того, что доказательства исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных истцом услуг в полном объеме в материалах дела отсутствуют, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.05.2020 в сумме 65 695 руб. 99 коп. являются правомерными.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 августа 2021 года по делу N А53-41936/2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41936/2020
Истец: ООО "ЭКОСТРОЙ-ДОН"
Ответчик: ООО "Габриела"