город Ростов-на-Дону |
|
07 ноября 2021 г. |
дело N А32-27614/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.08.2021 по делу N А32-27614/2020 по иску ПАО "Россети Кубань"
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения N 40604-18-00453366-1 от 6 августа 2018 года, о взыскании задолженности и неустойки
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения N 40604-18-00453366-1 от 06.08.2018, о взыскании задолженности в сумме 136,16 руб., неустойки за период с 15.12.2019 по 14.12.2020 в сумме 7454,65 руб. (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об отказе от иска в части расторжения договора об осуществлении технологического присоединения N 40604-18-00453366-1 от 06.08.2018.
Решением от 13.08.2021 исковые требования удовлетворены в части, с ответчика в пользу истца взыскано 7332,85 руб. неустойки за период с 15.12.2019 по 14.12.2020. В части взыскания 136,16 руб. задолженности, 121,80 руб. неустойки требования истца оставлены без удовлетворения. В части требования о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения N 40604-18-00453366-1 от 06.08.2018 между публичным акционерным обществом "Россети Кубань" и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края г. Краснодар производство по делу прекращено.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Согласно условий заключенного между сторонами договора размер платы за технологическое присоединение определен с учетом ставки НДС 18%, при этом фактическое присоединение объектов ответчика к электрическим сетям истец произвел 15.12.2020, следовательно, размер платы за технологическое присоединение должен определяться исходя из действующей на момент его осуществления ставки НДС-20%. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется (пункт 1 письма от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ "О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период").
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.08.2018 между ПАО "Россети Кубань" (предыдущее наименование ПАО "Кубаньэнерго", сетевая организация) и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 40604-18-00453366-1, по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее - технологическое присоединение: "Автомобильная дорога ст. Старолеушковская, х. Средний Челбас, км 10+901 - 14+306 в Павловском районе. Устройство электроосвещения" (далее - объект), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 11 (одиннадцать) кВт;
- категория надежности третья;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 (кВ);
- максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 (ноль) кВт.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора (пункт 1 договора).
Согласно пункту 10 договора (с учетом протокола разногласий к договору) размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.12.2017 N 66/2017-Э (в действующей редакции) и составляет 8033,32 руб., в том числе НДС 18% в сумме 1225,42 руб.
Во исполнение договора сетевой организацией выданы ответчику технические условия для присоединения к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" N 09-04/0099-18 от 06.08.2018, в которых указаны мероприятия, подлежащие выполнению сторонами.
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяцев со дня заключения контракта, то есть до 06.12.2018.
Однако министерство нарушило условия договора, не выполнив в установленный срок мероприятия, указанные в технических условиях, что не позволило осуществить присоединение объектов.
Сетевая организация направила претензию в адрес министерства с предложением в течение 30 дней с момента получения претензии оплатить неустойку, а так же предложено расторгнуть договор в случае отсутствия необходимости в технологическом присоединении.
На момент вынесения решения судом первой инстанции между сторонами подписан акт об осуществлении технологического присоединения N 542548 от 15.12.2020, в связи с чем истцом заявлен отказ от исковых требований в части расторжения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 06.08.2018 N 40604-18-00453366-1, который принят судом.
В связи с ненадлежащим исполнением Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обязательств по выполнению в установленный срок мероприятий, указанных в технических условиях, ПАО "Россети Кубань" обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает обязанность заказчика по оплате оказанных ему услуг в сроки и в порядке, указанном в договоре.
К правоотношениям, вытекающим из указанного договора, подлежат применению Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 861 к существенным условиям договора технологического присоединения относится перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, а также срок их осуществления.
Перечни мероприятий по технологическому присоединению, осуществление которых входит в обязанности каждой из сторон, определены в согласованных в качестве приложения к спорному договору технических условиях.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедуру технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий и критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что мероприятия по технологическому присоединению должны быть выполнены заявителем до 06.12.2018.
Однако акт об осуществлении технологического присоединения N 542548, согласно которому стороны подтвердили, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрической сети сетевой организации выполнено в соответствии с правилами и нормами, заявитель претензий к оказанию услуг сетевой организацией не имеет, подписан сторонами только 15.12.2020, т.е. с нарушением срока, установленного договором.
Сетевая организация выдала технические условия N 09-04/0099-18 от 06.08.2018, однако министерство нарушило условия договора, не выполнив в установленный срок мероприятия, указанные в технических условиях, что не позволило осуществить присоединение объектов в установленный срок.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности в сумме 136,16 руб.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком произведена оплата за технологическое присоединение в сумме 8033,32 руб., в том числе НДС 18% в сумме 1225,42 руб., что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Заявленная истцом сумма задолженности в размере 136,16 руб. является разницей между ставками НДС в 18% и 20%.
С 01.01.2019 общая ставка НДС, урегулированная в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, повышена Законом N 303-ФЗ с 18% до 20%. При этом пункт 4 статьи 5 Закона N 303-ФЗ в том числе предусматривает, что положения пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
Таким образом, независимо от момента получения оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), переданные начиная с 01.01.2019, их реализация подлежит налогообложению НДС по ставке 20%.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 31-П, в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате НДС в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения НДС завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуги) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС.
Исходя из пункта 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" допустимо взыскание НДС сверх цены работ, если он не был включен в расчет этой цены.
Соответственно, если стороны сделки не согласовали иного, поставщик товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных), в том числе переданных после 01.01.2019, имеет право на получение с покупателя НДС по ставке 20%.
Однако в рассматриваемом случае договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заключены в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), цена государственного контракта, согласно положениям части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в общем случае является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) разъяснено, что стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
При этом часть 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ) устанавливает, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное названной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
В то же время стороны дополнительных соглашений к спорным договорам в связи с увеличением с 01.01.2019 ставки НДС не заключали. Требований об изменении договоров в порядке статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не предъявляли. Соответственно, истец не может истребовать платы за технологическое присоединение с учетом ставки НДС в размере 20% без достигнутого соглашения сторон и без наличия на то лимитов бюджетных обязательств.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2020 N 309-ЭС20-9679, от 15.05.2020 N 309-ЭС20-5428, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.03.2021 по делу N А32-4036/2020, от 09.02.2021 по делу N А53-37433/2019, от 17.12.2020 по делу N А32-41943/2019.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленная сумма задолженности не подлежит взысканию.
Истцом так же заявлено требование о взыскании неустойки за период с 15.12.2019 по 14.12.2020 в сумме 7454,65 руб.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) является определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 17 договора предусмотрено, что сторона договора, нарушившая срок осуществления мероприятий но технологическому присоединению, предусмотренный договором, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25 процента от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки. При этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки.
С учетом сделанного судом вывода об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям ставки НДС 20% при взыскании пени, начисленной на сумму платы за технологическое присоединение, установленной пунктом 10 договора, применению подлежит налоговая ставка, действовавшая на дату заключения спорного договора - 18%.
Судом первой инстанции произведен перерасчет суммы неустойки, исходя из цены договора с учетом ставки НДС 18%, а не 20%, как применено истцом в своем расчете.
В результате произведенного перерасчета судом определена к взысканию неустойка за период с 15.12.2019 по 14.12.2020 (365 дней) в сумме 7332,85 руб.
Контррасчет заявителем не представлен, возражений в части расчета не заявлено.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2021 по делу N А32-27614/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27614/2020
Истец: ПАО КУБАНЬЭНЕРГО, ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства КК, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края