г. Самара |
|
08 ноября 2021 г. |
А49-5332/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области
на резолютивную часть решения Арбитражного суда Пензенской области от 22 июля 2021 года (мотивированное решение от 24 августа 2021 года) по делу N А49-5332/2021 (судья Колдомасова Л.А), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецкабель"
о взыскании 4 000 руб. финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецкабель" о взыскании 4 000 руб. финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года (тип формы "исходная"), март, апрель, май, ноябрь, декабрь 2019 года (тип формы "дополняющая") и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год (тип формы "дополняющая").
Судом первой инстанции заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24 августа 2021 года (резолютивная часть от 22 июля 2021 года) заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца штраф в сумме 500 руб. в удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований полностью.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
11 октября 2021 года поступило ходатайство о замене истца на правопреемника. Ходатайство мотивировано тем, что произошла реорганизация в форме присоединения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области.
Поскольку реорганизация подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ, ходатайство подлежит удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах Управлением установлено, что: -исходная форма СЗВ-М за ноябрь 2019 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления 16.12.2019 представлена 20.12.2019; -дополняющая форма СЗВ-М за март 2019 года на одно застрахованное лицо вместо установленного срока ее представления 15.04.2019 представлена 15.07.2019; -дополняющая форма СЗВ-М за апрель 2019 года на одно застрахованное лицо вместо установленного срока ее представления 15.05.2019 представлена 15.07.2019; -дополняющая форма СЗВ-М за май 2019 года на одно застрахованное лицо вместо установленного срока ее представления 17.06.2019 представлена 15.07.2019; -дополняющая форма СЗВ-М за ноябрь 2019 года на одно застрахованное лицо вместо установленного срока ее представления 16.12.2019 представлена 04.08.2020; -дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2019 года на одно застрахованное лицо вместо установленного срока ее представления 15.01.2020 представлена 04.08.2020; -дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год на одно застрахованное лицо вместо установленного срока ее представления 02.03.2020 представлена 04.08.2020. Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 28.08.2019 N N 068S18190006343, 068S18190006344, 068S18190006345, от 27.12.2019 N 068S18190008585 и от 19.11.2020 NN 068S18200007034, 068S18200007035, 068S18200007036 (л.д.46-52).
Решениями заместителя руководителя Управления от 04.10.2019 N N 068S19190006545, 068S19190006546, 068S19190006547, от 12.02.2020 NN 068S19200000686 и от 28.12.2020 NN 068S19200007663, 068S19200007664, 068S19200007665 Общество привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа соответственно в сумме 500 руб., 500 руб., 500 руб., 1 000 руб., 500 руб., 500 руб., 500 руб., а всего в сумме 4 000 руб. (л.д.57-63).
Требования об уплате санкций от 30.10.2019 N N 068S01190006584, 068S01190006585, 068S01190006586, от 24.03.2020 N 068S01200001187 и от 28.01.2021 NN 068S01210000716, 068S01210000717, 068S01210000718, направленные Обществу заказной почтой (л.д.68-74), в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании санкций в судебном порядке.
При принятии решения о частичном удовлетворении требований суд первой инстанции правомерно сослался на следующие доводы и установленные по делу обстоятельства.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, действующей в период спорных правоотношений (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета. Перечень сведений, которые страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определен в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в органы ПФ РФ по месту их регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета (подпункт 1); фамилию, имя и отчество (подпункт 2); идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) - подпункт 3.
В силу положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), которая определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт "б" пункта 1) и порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт "в" пункта 1).
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Исходя из пункта 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Ответственность за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Объективную сторону данного правонарушения образует как непредставление в установленные сроки сведений, так и неполное и (или) недостоверное предоставление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В рассматриваемом случае сведения, представляемые в соответствии с пунктом 2.2 Закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2019 года на два застрахованных лица представлены Обществом 20.12.2019, то есть с нарушением установленного законом срока.
Поскольку Общество представило индивидуальные сведения на застрахованных лиц с нарушением установленного срока, постольку Управление правомерно привлекло данное лицо к финансовой ответственности за допущенное нарушение. Решение о привлечении ответчика к финансовой ответственности принято компетентным органом. Правонарушение квалифицировано правильно.
По мнению суда первой инстанции, размер санкций определен Управлением без учета характера и тяжести совершенного нарушения и обстоятельств, смягчающих ответственность.
При назначении наказания Управлением не приняты во внимание самостоятельное выявление и устранение допущенного нарушения Обществом, пропуск срока всего на четыре дня, совершение правонарушения по неосторожности, а не в результате безразличного или пренебрежительного отношения Общества к исполнению установленных нормативно-правовыми актами требований в сфере пенсионного страхования. Умысел на его совершение в ходе проверки не установлен.
Не учтено Управлением и то, что Общество ранее нарушений в области обязательного страхования не допускало.
Доказательств неуплаты Обществом страховых взносов на застрахованных лиц в материалах дела не имеется. Нарушение срока подачи сведений, необходимых для персонифицированного учета, в данном случае не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным интересам в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, поскольку страховые взносы уплачены на застрахованных лиц и индивидуальные сведения на данных лиц представлены страхователем.
Перечисленные обстоятельства суд первой инстанции правомерно признал в качестве смягчающих ответственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим федеральным законом.
Исходя из статьи 2 Закона N 27-ФЗ правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.
Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Указанная правовая позиция ВАС РФ сформулирована в пункте 15 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании". Ни Законом N 167-ФЗ, ни Законом N 27-ФЗ не установлены особые условия применения финансовой ответственности. Следовательно, при применении ответственности, предусмотренной Законом N 27-ФЗ, и назначении наказания подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: глава 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего кодекса (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П и от 15.07.1999 N 11-П, взыскание различного рода штрафов, по своему существу выходит за рамки налогового обязательства как такового. Оно носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал, что в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3) 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может.
Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что примененный к Обществу по данному эпизоду штраф, назначенный без учета смягчающих ответственность обстоятельств, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности. Исходя из характера допущенного Обществом нарушения и обстоятельств, смягчающих ответственность, суд первой инстанции снизил назначенный заявителю штраф за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М (исходная) до 500 руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований заявителя в части взыскания санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за март, апрель, май, ноябрь, декабрь 2019 года (тип формы "дополняющая") и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год (тип формы "дополняющая").
Представление дополнительной формы на застрахованных лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме СЗВ-М сведения отсутствовали, не образует состав вмененного правонарушения. Ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
Общество, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных сведениях, до обнаружения их Управлением, подало дополнительные сведения. Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за нарушение сроков представления сведений по форме по форме СЗВ-М за март, апрель, май, ноябрь, декабрь 2019 года (тип формы "дополняющая") и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год (тип формы "дополняющая").
Аналогичная позиция содержится в определениях ВС РФ от 15.03.2018 N 306-КГ18-652, от 15.05.2018 N 306-КГ18-4681, от 21.05.2018 N 306-КГ18-5521, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года (пункт 38).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения требований Управления по данному эпизоду.
Таким образом, требования заявителя удовлетворены частично, в сумме 500 руб.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Утверждение Минтрудом России новой инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учете не изменяет положений законодательства в данной области. Соответственно, указанный довод не может служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство о правопреемстве удовлетворить. Произвести замену истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области.
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 августа 2021 года по делу N А49-5332/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5332/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
Ответчик: ООО "Спецкабель"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ