г. Саратов |
|
09 ноября 2021 г. |
Дело N А06-10861/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 09 " ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен " 09 " ноября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Веста" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2021 года по делу N А06-10861/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (ОГРН 1163443069130, ИНН 3019019321)
к товариществу собственников недвижимости "Веста" (ОГРН 1163025051144, ИНН 3015107432)
об обязании обеспечить допуск к месту установки коллективного прибора учета,
третье лицо: некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области",
при участии в судебном заседании председателя правления товарищества собственников недвижимости "Веста" "Веста" - Давлекамовой Л.В. (паспорт обозревался), представителя товарищества собственников недвижимости "Веста"- Поддубного И.И., по доверенности N б/н от 08.11.2021, представителя общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" - Клишина А.Ю., по доверенности N б/н от 01.01.2021,
в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее - ООО "Астраханские тепловые сети", истец) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Веста" (далее - ТСН "Веста", ответчик) об обязании обеспечить допуск к месту установки коллективного прибора учета.
Решением от 24 августа 2021 года Арбитражный суд Астраханской области обязал ТСН "Веста" обеспечить допуск ООО "Астраханские тепловые сети" к тепловому узлу многоквартирных жилых домов по адресам: г. Астрахань, ул. Курская, д. 57 и г. Астрахань, ул. Курская, д. 57 корп. 1 - для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
С ТСН "Веста" в пользу ООО "Астраханские тепловые сети" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Веста" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Астрахань, ул. Курская, д.57 и ул. Курская, дом 57, корп. 1, - не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, следовательно, они не включены в состав общего имущества собственников помещений, в связи с чем обязанность по обеспечению их готовности у ТСН "Веста" отсутствует.
Также согласно доводам апелляционной жалобы указанные многоквартирные жилые дома подлежат капитальному ремонту и выполнение каких-либо монтажных и пусконаладочных работ по установке коллективного (общедомового) прибора учета по данным адресам до проведения работ по капитальному ремонту указанных домов является незаконным действием.
Кроме того, податель жалобы полагает, что наличие технической возможности установки общедомовых приборов учета на момент принятия обжалуемого решения не имеет доказательственного подтверждения.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения законодательства об энергосбережении ООО "Астраханские тепловые сети" было выявлено, что жилые дома по адресам: г. Астрахань, ул. Курская, д. 57 и ул. Курская, д. 57, корп. 1 - не оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и теплоносителя. Указанные многоквартирные жилые дома имеют инженерно-техническое оборудование, которое непосредственно присоединено к принадлежащим ООО "Астраханские тепловые сети" сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно данным из официального сайта Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства "Реформа ЖКХ" (https://dom.gosuslugi.ru/#/houses) управление вышеуказанных многоквартирных домов осуществляется управляющей организацией - ТСН "Веста".
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, ТСН "Веста" несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирных жилых домов (далее - МКД) по адресам: ул. Курская, д. 57 и ул. Курская, д. 57, корп. 1.
30.06.2020 при обследовании указанных МКД было установлено наличие технической возможности установки прибора учета тепловой энергии, в связи с чем 28.07.2020 ООО "Астраханские тепловые сети" вручило уведомление ТСН "Веста" о необходимости проведения мероприятий по установке коллективного (общедомового) прибора учета в период с 03.08.2020 по 07.08.2020 с 09-00 часов. Уведомление было получено председателем ТСН "Веста" Давлекамовой Л.В.
03.08.2020 ресурсоснабжающей организации не был представлен доступ к тепловому узлу дома по вышеуказанным адресам по причине отсутствия представителя управляющей компании и закрытой двери в подвал дома, о чем были составлены соответствующие акты N 41 и N 42 от 03.08.2020.
Следовательно, ТСН "Веста" должным образом не обеспечило доступ к тепловым узлам многоквартирного дома, что препятствовало реализации обязанности ООО "Астраханские тепловые сети" совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми осуществлял истец, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим ему сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указывая на неисполнение ответчиком требований законодательства по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в вышеуказанном доме в добровольном порядке, истец обратился в суд с иском.
На основании пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно частям 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В порядке части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами, в числе прочих условий, должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 названных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета энергии.
Таким образом, к спорным правоотношениям, помимо региональной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области на 2014 - 2043", подлежит применению федеральное законодательство, действие которого не отменяется и не приостанавливается региональным нормативным актом.
После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома.
В силу пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ресурсоснабжающие организации обязаны выявлять факты потребления энергоресурсов без счетчиков и осуществлять действия по оснащению помещений и домов приборами учета, а также по их эксплуатации.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2015 N 309-АД15-13996).
Исходя из вышеизложенных норм права, суд первой инстанции правильно указал, что ТСН "Веста" с момента заключения Договора управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: ул. Курская, д. 57, ул. Курская, д. 57, корп. 1, - обязано было самостоятельно предпринять меры для соблюдения требований законодательства об энергоснабжении в части установки коллективных приборов учета, что им сделано не было.
Факт наличия технической возможности установки общедомового прибора учета в спорных МКД также подтверждается представленными истцом актами обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, по результатам которых установлено наличие технической возможности установки приборов учета тепловой энергии.
Вместе с тем указанные управляющей компанией причины отсутствия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета актах обследования МКД не соответствуют положениям действующего законодательства, устанавливающего критерии, обуславливающие невозможность установки прибора учета.
Так, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
В пункте 2 указанного Приказа, в частности, указано, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Аналогичные критерии установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 485/пр от 28.08.2020.
Поскольку Законом об энергосбережении обязанности по оснащению приборами учета, а также вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возложены на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке, в том числе общедомовых приборов учета, то, как верно отметил суд первой инстанции, бремя доказывания того, что в жилых домах, обслуживаемых ответчиком, отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета, лежит на ответчике.
В качестве критерия, обуславливающего невозможность установки прибора учета, в них указано на необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей.
При этом факт такой необходимости сам по себе не свидетельствует о том, что приборы учета установить невозможно, поскольку, как следует из подпункта "а" пункта 2 приложения 1 к Приказу N 627, проведение ремонта в такой ситуации должно быть обусловлено невозможностью установки прибора учета ввиду именно проектных характеристик многоквартирного дома, а не по иным причинам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, в которых имелись бы ссылки на проектные характеристики многоквартирных домов, заключения специалистов, позволяющие сделать вывод о том, что в спорный период отсутствовала возможность установки приборов учета.
Доказательств необходимости реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем узла, в котором предполагается размещение прибора учета, материалы дела также не содержат.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 октября 2019 года по делу N А06-7189/2018.
Намерение собственников многоквартирных домов установить общедомовой прибор учета не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны были обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2013 года. В случае неисполнения ими данной обязанности согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Кроме того, исходя из представленной некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области" информации, в многоквартирных домах по адресам: ул. Курская, д. 57, ул. Курская, д. 57, корп. 1 - запланирован капитальный ремонт в период с 2026 по 2028 г.г.
Следовательно, как указал суд первой инстанции, техническое состояние общего имущества в МКД не имеет опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности.
При вышеизложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
При принятии решения, обязывающего организацию совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения может указать руководителя или иное лицо, на которых возлагается исполнение решения, а также срок исполнения.
Нормы ст. 174 АПК РФ судом первой инстанции в полном объеме не учтены.
Учитывая возможности ответчика по исполнению судебного акта, отсутствие затруднительности его исполнения, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт следует изменить, изложив первый абзац резолютивной части решения в следующей редакции: "Обязать руководителя ТСН "Веста" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить допуск ООО "Астраханские тепловые сети" к тепловому узлу многоквартирных жилых домов по адресам: г. Астрахань, ул. Курская, д. 57 и г. Астрахань, ул. Курская, д. 57 корп. 1 - для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.".
В остальной части решение следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2021 года по делу N А06-10861/2020 изменить.
Первый абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции: "Обязать руководителя ТСН "Веста" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить допуск ООО "Астраханские тепловые сети" к тепловому узлу многоквартирных жилых домов по адресам: г. Астрахань, ул. Курская, д. 57 и г. Астрахань, ул. Курская, д. 57 корп. 1 - для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.".
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10861/2020
Истец: ООО "Астраханские тепловые сети"
Ответчик: ТСН "Веста"
Третье лицо: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области", Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирыхдомов Астраханской области"