г. Самара |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А49-5054/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 августа 2021 года по делу N А49-5054/2021 (судья Колдомасова Л.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690) к обществу с ограниченной ответственностью "Актив" (ОГРН 1035803001080, ИНН 5835007277), г. Пенза о взыскании штрафа,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области (далее - Пенсионный фонд, УПФР в г.Пензе, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Актив" (далее - ООО "Актив", общество) о взыскании штрафа за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") за январь, октябрь, ноябрь 2019 года, январь-июль и октябрь 2020 года в сумме 11500 руб., а также по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "дополняющая") за 2019 год в сумме 500 руб.
Решением от 24.08.2021 по делу N А49-5054/2021, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Пензенской области заявленные требования удовлетворил частично. Суд взыскал с ООО "Актив" в пользу УПФР в г.Пензе санкции за нарушение сроков представления сведений о застрахованных лицах за январь, октябрь, ноябрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, октябрь 2020 года по форме СЗВ-М (исходная) в размере 11500 руб., а также в доходы федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1917 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в части. Апеллянт полагает, что решение суда в части отказа во взыскании санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "дополняющая") за 2019 год, является незаконным и необоснованным.
Общество в представленном отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В суд апелляционной инстанции от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (далее - ОПФР по Пензенской области) поступило ходатайство о произведении замены Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области.
Согласно ч. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Частью 3 ст. 48 АПК РФ установлено, что для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Как установлено судом, правопреемство истца подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ, в связи с чем, апелляционный суд считает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению, и надлежащим истцом по делу следует считать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (далее - ОПФР по Пензенской области).
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от сторон таких возражений не поступило, законность и обоснованность решения проверяется в обжалуемой части.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Актив" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда с присвоением N 068-004-034171.
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах УПФР в г.Пензе установлено, что:
-исходная форма СЗВ-М за октябрь 2019 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 15.11.2019 представлена 17.11.2019;
-исходная форма СЗВ-М за ноябрь 2019 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 16.12.2019 представлена 21.12.2019;
-исходная форма СЗВ-М за январь 2019 года на три застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 15.02.2019 представлена 18.11.2020;
-исходная форма СЗВ-М за январь 2020 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 17.02.2020 представлена 24.08.2020;
-исходная форма СЗВ-М за февраль 2020 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 16.03.2020 представлена 24.08.2020;
-исходная форма СЗВ-М за март 2020 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 15.04.2020 представлена 24.08.2020;
-исходная форма СЗВ-М апрель 2020 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 15.05.2020 представлена 24.08.2020;
-исходная форма СЗВ-М за май 2020 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 15.06.2020 представлена 24.08.2020;
-исходная форма СЗВ-М за июнь 2020 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 15.07.2020 представлена 24.08.2020;
-исходная форма СЗВ-М за июль 2020 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 17.08.2020 представлена 24.08.2020;
-исходная форма СЗВ-М за октябрь 2020 года на два застрахованных лица вместо установленного срока ее представления не позднее 16.11.2020 представлена 18.11.2020;
-дополнительная форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год на одно застрахованное лицо вместо установленного срока представления 02.03.2020 представлена 16.11.2020.
На основании указанного, Управлением сделан вывод о том, что общество допустило нарушение срока, предусмотренного пунктами 2- 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 17.12.2019 N 068S18190008263, от 03.02.2020 N 068S18200000397 и от 11.12.2020 NN 068S18200007579, 068S18200007580, 068S18200007581, 068S18200007582, 068S18200007583, 068S18200007584, 068S18200007585, 068S18200007586, 068S18200007587, 068S18200007588.
Решениями руководителя УПФР в г.Пензе от 31.01.2020 N 068S19200000377, от 13.03.2020 N 068S19200001257, и от 27.01.2021 NN 068S19210000431, 068S19210000432, 068S19210000433, 068S19210000434, 068S19210000435, 068S19210000436, 068S19210000437, 068S19210000438, 068S19210000439, 068S19210000440 общество привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафов соответственно на сумму 1000 руб., 1000 руб., 1500 руб., 500 руб., 1000 руб., 1000 руб., 1000 руб., 1000 руб., 1000 руб., 1000 руб., 1000 руб. и 1000 руб., а всего на сумму 12000 руб.
Требования об уплате санкций от 13.03.2020 N 068S01200000899, от 03.06.2020 N 068S01200001724 и от 24.02.2021 NN 068S01210001201, 068S01210001202, 068S01210001203, 068S01210001204, 068S01210001205, 068S01210001206, 068S01210001207, 068S01210001208, 068S01210001209, 068S01210001210, направленные обществу заказной почтой, в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием для обращения УПФР в г.Пензе в арбитражный суд с заявлением о взыскании санкций в судебном порядке.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы права.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с п.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
В рассматриваемом случае сведения, представляемые в соответствии с пунктом 2.2 Закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М (исходная) за январь, октябрь, ноябрь 2019 года, январь-июль и октябрь 2020 года представлены обществом с нарушением установленного законом срока.
Поскольку общество представило индивидуальные сведения на застрахованных лиц с нарушением установленного срока, УПФР в г.Пензе правомерно привлекло данное лицо к финансовой ответственности за допущенное нарушение.
Указанные обстоятельства Пенсионным фондом в своей апелляционной жалобе не оспариваются.
Арбитражный суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований Пенсионного фонда в части взыскания санкций за непредставление в установленный срок дополнительных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 года в размере 500 руб.
Пенсионным фондом не отрицается, что исходная форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлена обществом в установленный срок.
Вместе с тем, в указанной исходной форме не содержались персонифицированные сведения в отношении одного работника.
Дополняющую форму СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении одного работника общество представило 16.11.2020.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в спорный период.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 39 Инструкции, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, нормативным актом, действующим на момент представления исходных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
При этом ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
В рассматриваемом случае общество первоначальные сведения представило в установленные сроки, а впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибку в представленных сведениях, до обнаружения их Управлением Пенсионного фонда, подало дополнительные сведения на одного застрахованного лица.
Таким образом, поскольку общество самостоятельно выявило ошибку в первоначально представленных сведениях и исправило ее 16.11.2020, то есть до обнаружения факта нарушения органом пенсионного фонда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанный вывод суда первой инстанции основан на единстве правоприменительной практики и аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 N 306-КГ18-652, от 15.05.2018 N 306-КГ18-4681, от 21.05.2018 N 306-КГ18-5521 и от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Управление в апелляционной жалобе указывает, что при вынесении решения, судом первой инстанции не учтено, что общество допустило нарушение положений пункта 2 Закона N 27-ФЗ и Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, которая вступила в силу 27.07.2020 (далее - Инструкция N 211н).
Указанные доводы, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Действительно, Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Вместе с тем, статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд также исходит из того, что положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Приведенный правоприменительный подход к применению Инструкции N 211н отражен в судебных актах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (от 16.06.201 Ф02-2676/2021 по делу N А19-21121/2020), Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А69-243/2021, Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А51-19329/2020, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу N А27-7649/2021, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А44-10008/2021, от 10.08.2021 по делу N А13-3152/2021.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год до обнаружения Пенсионным фондом неполноты представленных сведений в исходных сведениях не позволяет квалифицировать действия общества как нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными, так как основаны на неверном толковании норм материального права. Заявленные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о процессуальной замене стороны на его правопреемника удовлетворить.
Произвести замену Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680 ИНН 5836013690) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (ОГРН 1025801358186 ИНН 5836011565).
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 августа 2021 года по делу N А49-5054/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5054/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, ГУ УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области
Ответчик: ООО "АКТИВ"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ