г. Самара |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А49-6031/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 августа 2021 года по делу N А49-6031/2021 (судья Табаченков М.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690), г. Пенза к обществу с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Кондор" (ОГРН 1085836000711, ИНН 5836629721), г.Пенза о взыскании штрафа,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области (далее - Пенсионный фонд, УПФР в г.Пензе, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Кондор" (далее - ООО ЧОО "Кондор", общество) о взыскании штрафа в сумме 41500 руб. за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь-декабрь 2019 года, январь-сентябрь 2020 года, по форме СЗВ-Стаж за 2019 год.
Решением от 23.08.2021 по делу А49-6031/2021, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Пензенской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению Пенсионного фонда, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В суд апелляционной инстанции от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (далее - ОПФР по Пензенской области) поступило ходатайство о произведении замены Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области.
Согласно ч. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Частью 3 ст. 48 АПК РФ установлено, что для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Как установлено судом, правопреемство истца подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ, в связи с чем, апелляционный суд считает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению, и надлежащим истцом по делу следует считать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (далее - ОПФР по Пензенской области).
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО ЧОО "Кондор" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда с присвоением N 068-001-034032.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2020 года общество представило в установленные законом сроки, что сторонами не отрицается.
Общество представило сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) 18.09.2020 - за январь 2019 года на 3 человек, 18.09.2020 - за февраль 2019 года на 2 человек, 18.09.2020 - за март 2019 года на 1 человека, 18.09.2020 - за апрель 2019 года на 3 человек, 18.09.2020 - за май 2019 года на 4 человек, 18.09.2020 - за июнь 2019 года на 2 человек, 18.09.2020 - за июль 2019 года на 5 человек, 18.09.2020 - за август 2019 года на 3 человек, 18.09.2020 - за сентябрь 2019 года на 2 человек, 18.09.2020 - за октябрь 2019 года на 5 человек, 18.09.2020 - за ноябрь 2019 года на 4 человек, 18.09.2020 - за декабрь 2019 года на 4 человек, 24.09.2020 года - за январь 2020 года на 2 человек, 25.11.2020 - за январь 2020 года на 2 человек, 24.09.2020 - за февраль 2020 года на 2 человек, 25.11.2020 - за февраль 2020 года на 2 человек, 24.09.2020 - за март 2020 года на 2 человек, 25.11.2020 - за март 2020 года на 2 человек, 24.09.2020 - за апрель 2020 года на 2 человек, 25.11.2020 - за апрель 2020 года на 2 человек, 24.09.2020 - за май 2020 года на 1 человека, 25.11.2020 - за май 2020 года на 2 человек, 24.09.2020 - за июнь 2020 года на 1 человека, 25.11.2020 - за июнь 2020 года на 2 человек, 24.09.2020 - за июль 2020 года на 1 человека, 25.11.2020 - за июль 2020 года на 2 человек, 25.11.2020 - за август 2020 года на 2 человек, 25.11.2020 - за сентябрь 2020 года на 2 человек о застрахованных лицах, сведения о которых ранее общество не представляло.
На основании указанного, Управлением сделан вывод о том, что общество допустило нарушение срока, предусмотренного пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Так же, обществом были представлены сведения, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год в отношении 72 застрахованных лиц - 02.03.2020, т.е. в установленные законом сроки. Сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год в отношении 16 застрахованных лиц представлены 18.09.2020.
На основании указанного, Управлением сделан вывод о том, что общество допустило нарушение срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 16.12.2020 N N 068S18200007734, 068S18200007735, 068S18200007736, 068S18200007737, 068S18200007738, 068S18200007739, 068S18200007740, 068S18200007741, 068S18200007742, 068S18200007743, 068S18200007744, 068S18200007745, 068S18200007792, 068S18200007756, 068S18200007793, 068S18200007757, 068S18200007794, 068S18200007758, 068S18200007759, 068S18200007796, 068S18200007760, 068S18200007797, 068S18200007761, 068S18200007798, 068S18200007762, 068S18200007799, 068S18200007800, 068S18200007801, 068S18200007746.
Решениями руководителя УПФР в г.Пензе от 01.02.2021 N N 068S19210000526, 068S19210000527, 068S19210000528, 068S19210000529, 068S19210000530, 068S19210000531, 068S19210000532, 068S19210000533, 068S19210000534, 068S19210000535, 068S19210000536, 068S19210000537, 068S19210000538, 068S19210000539, 068S19210000540, 068S19210000541, 068S19210000542, 068S19210000543, 068S19210000544, 068S19210000545, 068S19210000546, 068S19210000547, 068S19210000548, 068S19210000549, 068S19210000550, 068S19210000551, 068S19210000552, 068S19210000553, 068S19210000554 общество привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафов всего на сумму 41500 руб.
На основании вышеуказанных решений УПФР в г.Пензе выставило требования от 26.02.2021 N N 068S01210001322, 068S01210001323, 068S01210001324, 068S01210001325, 068S01210001326, 068S01210001327, 068S01210001328, 068S01210001329, 068S01210001330, 068S01210001331, 068S01210001332, 068S01210001333, 068S01210001334, 068S01210001335, 068S01210001336, 068S01210001337, 068S01210001338, 068S01210001339, 068S01210001340, 068S01210001341, 068S01210001342, 068S01210001343, 068S01210001344, 068S01210001345, 068S01210001346, 068S01210001347, 068S01210001348, 068S801210001349, 068S01210001350, об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В связи с неисполнением требований в добровольном порядке Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Пензенской области с указанным выше заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы права.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с п.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
При этом ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 N 766н была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N 766 н).
С 27.07.2020 вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н, пункту 40 Инструкции N 211н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, право страхователя предоставлять уточненные сведения, предусмотрено как Инструкцией Минтруда России от 21.12.2016 N 766н действующей ранее, так и Инструкцией утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 действующей с 27.07.2020.
При этом ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкции не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
Как установлено судом первой инстанции, ООО ЧОО "Кондор" представило в УПФР в г.Пензе сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год в установленные Законом N 27-ФЗ сроки, а впоследствии представило дополняющие сведения по форме СЗВ-М и форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
В рассматриваемом случае общество первоначальные сведения представило в установленные сроки, а впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибку в представленных сведениях, до обнаружения их Управлением Пенсионного фонда, подало дополнительные сведения.
Принимая во внимание, что общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений о застрахованных работниках в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции N 766н, пунктом 40 Инструкции N 211н посредством направления в пенсионный фонд дополняющих форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ содержащих откорректированные обществом сведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 N 27-ФЗ, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Управление в апелляционной жалобе указывает, что при вынесении решения, судом первой инстанции не учтено, что общество допустило нарушение положений пунктов 2-2.2 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 211н.
Указанные доводы, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Действительно, Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Как указывалось статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд также исходит из того, что положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Кроме того, аналогичный правовой подход к применению Инструкции N 211н отражен в судебных актах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (от 16.06.201 Ф02-2676/2021 по делу N А19-21121/2020), Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А69-243/2021, Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А51-19329/2020, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу N А27-7649/2021, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А44-10008/2021, от 10.08.2021 по делу N А13-3152/2021.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений до обнаружения Пенсионным фондом неполноты представленных сведений в исходных сведениях не позволяет квалифицировать действия общества как нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными, так как основаны на неверном толковании норм материального права. Заявленные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о процессуальной замене стороны на его правопреемника удовлетворить.
Произвести замену Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680 ИНН 5836013690) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (ОГРН 1025801358186 ИНН 5836011565).
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 августа 2021 года по делу N А49-6031/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-6031/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, ГУ УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области
Ответчик: ООО ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КОНДОР", ООО ЧОО "Кондор"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ