город Москва |
|
9 ноября 2021 г. |
дело N А40-123637/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 09.11.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола помощником судьи Петровой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2021
по делу N А40-123637/21
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третьи лица: Правительство г. Москвы, ООО "Лиграс"
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя - Геворков И.С. по доверенности от 23.12.2020 N 33-Д-1534/20
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьих лиц: Правительства г. Москвы - Геворков И.С. по доверенности от 19.08.2021 N 4-47-1545/21; ООО "Лиграс" - Золотковская М.П. по доверенности от 22.08.2019.
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2021 признано незаконным уведомление Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 20.05.2021 N КУВД-001/2021-5041210/4 (MFC-0558/2021-225911) об отказе в регистрации договора аренда от 26.08.2020 N М-05-055643 и дополнительного соглашения к нему от 02.02.2021 на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005003:121 площадью 1.893 кв. м., расположенный по адресу: Москва, улица Котляковская вл. 3, стр. 14 и на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения в законную силу осуществить действия по государственной регистрации договора аренды от 26.08.2020 N М-05-055643 и дополнительного соглашения к нему от 02.02.2021 на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005003:121 площадью 1.893 кв. м., расположенный по адресу: Москва, улица Котляковская вл. 3, стр. 14.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Правительство г. Москвы и ООО "Лиграс".
Представители лиц, явившихся в судебное заседание, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Департаментом городского имущества г. Москвы и ООО "Лиграс" заключен договор аренды от 26.08.2020 N М-05-055643 (в редакции дополнительного соглашения от 02.02.2021) земельного участка с кадастровым номером: 77:05:0005003:121 площадью 1.893 кв.м., расположенный по адресу: Москва, улица Котляковская, вл. 3, стр. 14.
Предметом договора является земельный участок, предоставляемый в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания детского сада.
Договор заключен до 30.07.2026, что подтверждается п. 1.2 дополнительного соглашения к договору аренды.
Пунктом 1.2 договора аренды от 26.08.2020 N М-05-055643 предусмотрена возможность изменения или дополнения цели предоставления участка на основании распорядительного акта полномочного органа власти г. Москвы.
Распоряжением Департамента от 30.12.2020 N 46580 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 26.08.2020 N М-05-055643 (Северо-Западный административный округ г. Москвы) в части срока и цели предоставления земельного участка" заключено дополнительное соглашение от 02.02.2021 к договору аренды.
Заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации дополнительного соглашения к договору аренды от 26.08.2020 N М-05-055643 и дополнительного соглашения с представлением документов в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации, обосновывая его включением земельного участка в Перечень объектов указанных в Приложение N 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Посчитав решение регистрирующего органа незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из превышения регистрирующим органом своих полномочий по рассмотрению обращения заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (п. 3 ст. 29 Закона).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации).
Регистрирующий орган не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Согласно п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений ч. 1 ст. 7, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
В соответствии с п. 2.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0005003:121 расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 77:05:0005003:1240, принадлежащший на праве собственности ООО "Лиграс" (запись в ЕГРН от 31.01.2005 N 77-01/08-1204/2004-463, от 07.08.2013 N 77-77-22/060/2013-187.
По условиям договора аренды земельный участок предоставлен для проектирования и строительства объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка.
Цель предоставления земельного участка не противоречит фактическому использованию земельного участка, функциональному назначению объекта недвижимости, расположенного в границах данного земельного участка.
Дополнительное соглашение подписано без замечаний и разногласий, следовательно, между сторонами достигнуто соглашение по все существенным условиям.
Действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право разъяснять договорные отношения сторонам по сделке и давать оценки условиям договора и предшествующим заключению договора аренды документам.
Департамент городского имущества г. Москвы осуществляет управление и распоряжение земельными участками г. Москвы.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В данном случае условия дополнительного соглашения не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
В регистрирующий орган Департаментом представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Обращение регистрирующего органа с запросом в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы необоснованно ввиду исключения объекта из приложений к постановлению Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 8219-ПП по оформления (регистрации) дополнительного соглашения к договору аренды N М-05-055643.
Руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве восстановительной меры судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем совершения соответствующих регистрационных действий в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2021 по делу N А40-123637/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123637/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы-Правительство Москвы, ООО "ЛИГРАС"