город Омск |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А75-9144/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10792/2021) общества с ограниченной ответственность "Уютный Дом" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2021 по делу N А75- 9144/2021 (судья Чешкова О.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Администрации городского поселения Лянтор (ОГРН 1058603874020, ИНН 8617021990, адрес: 628449, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Сургутский, город Лянтор, микрорайон 2-й, строение 42) к обществу с ограниченной ответственность "Уютный Дом" (ОГРН 1148617000586, ИНН 8617032293, адрес: 628449, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, город Лянтор, микрорайон 1, дом 51/1, квартира 19) о взыскании субсидии в размере 531 340 руб. 08 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Лянтор (далее - истец, Администрация) обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственность "Уютный Дом" (далее - ответчик, ООО "Уютный Дом", общество) о взыскании субсидии в размере 531 340 руб. 08 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2021 по делу N А75-9144/2021 исковые требования удовлетворены. С ООО "Уютный Дом" в пользу Администрации взыскана субсидия в размере 531 340 руб. 08 коп.
Этим же судебным актом с ООО "Уютный Дом" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 13 627 руб.
Возражая против принятого судебного акта, ООО "Уютный Дом" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей жалобы ее податель ссылается на то, что проверка достоверности предоставления субсидии, в том числе достоверности сметной стоимости проводится до принятия решения о выделении субсидии в силу подпункта 2.2.2 Порядка предоставления субсидий. ООО "Уютный Дом" полагает, что между истцом и ответчиком отсутствует спор об объемах и видах работ, выполненных ответчиком; истец не отрицает использования субсидий по целевому назначению. Общество рассматривает заключенное соглашение с Администрацией в качестве договора подряда, расценивает представленную подрядчиком смету в качестве твердой, полагает, что полученная Обществом экономия не повлияла на качество выполненных работ; истцом не доказан факт причинения убытков.
ООО "Уютный Дом" также указывает на то, что подготовленное ООО "Арго" заключение о недостоверности сметной стоимости работ не является экспертным заключением, ответчик представлял собственный расчет сметной стоимости, который не был оценен судом.
Администрация представила отзыв на жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации городского поселения Лянтор от 26.03.2020 N 280 утвержден Порядок предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов организациям, предоставляющим населению городского поселения Лянтор жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
07.05.2020 между Администрацией (уполномоченный орган) и Обществом (получатель) заключено соглашение N 65 о предоставлении из бюджета городского поселения Лянтор субсидии юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением населению городского поселения Лянтор жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - соглашение).
Согласно пункту 1.1 соглашения субсидия предоставляется из бюджета городского поселения Лянтор в 2020 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя субсидии, предоставляющим населению городского поселения Лянтор жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (далее - Субсидия).
Согласно условиям соглашения субсидия предоставляется в соответствии с действующим Порядком предоставления субсидии на вышеуказанные цели.
Согласно дополнительному соглашению к соглашению о предоставлении субсидии от 14.12.2020 N 1 (далее - дополнительное соглашение от 14.12.2020 N 1) изменился расчет суммы субсидии предоставляемых получателю субсидии (приложение N 1 к дополнительному соглашению от 14.12.2020 N 1), показатели предоставления субсидии (приложение N 2 к дополнительному соглашению от 14.12.2020 N 1) и результаты предоставления субсидии (приложение N 3 к дополнительному соглашению от 14.12.2020 N 1), вследствие чего изменился размер субсидии, предоставляемой из бюджета городского поселения Лянтор. Размер предоставляемой субсидии в 2020 году составил 3 611 113 руб. 66 коп.
Согласно пункту 3.3 соглашения о предоставлении субсидии выплата субсидии производится не чаще одного раза в месяц, не позднее 10 рабочего дня, следующего за днем принятия Администрацией заявки на перечисление субсидии по форме согласно приложению N 2 к Соглашению о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктами 4.3.2-4.3.3 соглашения получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение показателей и результатов, указанных в приложении N N 3,3.1 к соглашению о предоставлении субсидии (впоследствии измененные дополнительным соглашением от 14.12.2020 N 1), а также предоставлять в Администрацию отчет о достижении показателей и результатов в соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения о предоставлении субсидии не позднее 10 рабочего дня, следующего за отчетным месяцем.
Ответчику в 2020 году предоставлена субсидия в размере 3 583 717 руб. 86 коп., что подтверждается платежными поручениями от 30.06.2020 N 978, от 29.07.2020 N 1166, от 28.08.2020 N 1343, от 29.12.2020 N 2095.
В период с 14.12.2020 по 30.03.2021 Администрацией в отношении ООО "Уютный Дом" проведена внеплановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от 31.03.2021 N 45.
В целях установления достоверности определения сметной стоимости по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, непригодных для проживания была проведена экспертиза обществом с ограниченной ответственностью "Арго" от 24.03.2021 N 23-1-0002-21 (далее - Экспертиза) в отношении сметной документации, предоставленной ответчиком.
Экспертизой установлено, что сметная стоимость, определенная получателем субсидии, является недостоверной. Данное обстоятельство повлекло завышение сметной стоимости работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, непригодных для проживания, и как следствие, излишнее перечисление субсидии в сумме 531 340 руб. 08 коп.
Истцом было направлено требование о возврате субсидии от 06.05.2021 N 3177, согласно которому был определен срок возврата субсидии - в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего требования.
Поскольку в добровольном порядке требования претензии не были удовлетворены, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
30.08.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, которое обжаловано ООО "Уютный Дом" в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, а выводы суда считает правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
В пункте 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Как следует из материалов настоящего дела и было выше сказано, на основании статьи 78 БК РФ, Устава городского поселения Лянтор постановлением Администрации городского поселения Лянтор от 26.03.2020 N 280 был утвержден Порядок предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов организациям, предоставляющим населению городского поселения Лянтор жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (далее также - Порядок, Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий предусматривает общие положения о предоставлении субсидий (далее - субсидия), определяет условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение (пункт 1.2).
Получателями субсидии определены управляющие организации, товарищества собственников жилья, индивидуальные предприниматели, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие обслуживание общего имущества собственников многоквартирных домов (пункт 1.3.3).
Пунктом 1.4 Порядка субсидия предоставляется за счёт средств межбюджетных трансфертов организациям, предоставляющим населению городского поселения Лянтор жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, связанных с выполнением работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории городского поселения Лянтор, признанных непригодными для проживания, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете городского поселения Лянтор на соответствующий финансовый год, носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
Разделом 2 Порядка предусмотрены условия и порядок предоставления субсидий.
Для получения субсидий заявители на очередной финансовый год в срок не позднее 01 июля текущего финансового года предоставляют в Администрацию заявление по форме согласно приложению 2 к Порядку с приложением документов, указанных в приложении 1 к Порядку. Для получения субсидии в 2020 заявители предоставляют вышеуказанные документы в срок не позднее 27 марта текущего года (пункт 2.1).
Согласно приложению 1 к Порядку заявитель предоставляет Администрации следующий перечень документов:
- заявление о предоставлении субсидии;
- расчёт суммы субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам на возмещение недополученных доходов, связанных с выполнением работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории городского поселения Лянтор, определённый по формуле, указанной в пункте 2.8 настоящего Порядка и подписанный руководителем организации по форме, согласно приложению 4 к настоящему Порядку;
- локальные сметные расчеты, составленные в соответствии с законодательством и нормативно-техническими документами;
- акты обследования технического состояния домов или отдельных их элементов;
- копия устава (для юридических лиц);
- справка территориального органа Федеральной налоговой службы, подписанная ее руководителем (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения о предоставлении субсидии, подтверждающая отсутствие у Получателя субсидии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- справка, выданная Получателем субсидии, подтверждающая отсутствие у него на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения о предоставлении Субсидии, просроченной задолженности по субсидиям, бюджетным инвестициям и иным средствам, предоставленным из бюджета городского поселения Лянтор в соответствии с муниципальными правовыми актами (договорами (соглашениями) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций);
- выписка о Получателе из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, полученная Администрацией самостоятельно. Получатель вправе сам представить данный документ (в этом случае выписка должна быть выдана не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи документов).
Управление городского хозяйства проводит проверку предоставленных заявителями согласно пункту 2.1 настоящего Порядка документов на предмет соблюдения условий предоставления субсидий с учётом требований, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка (пункт 2.2.1).
Организует проведение проверки достоверности определения сметной стоимости работ. Локальная смета или расчет на выполнение работ подлежат проверке МУ "Лянторское ХЭУ" (пункт 2.2.2).
Согласно пункту 2.4 Порядка по результатам рассмотрения пакета документов, установленных приложении 1 к настоящему Порядку, Управление обеспечивает принятие решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении принимается в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявителем документов, указанных приложении 1 к настоящему Порядку, при соблюдении условий Порядка и оформляется постановлением Администрации городского поселения Лянтор о предоставлении субсидии. Подготовку проекта постановления о предоставлении субсидии, его согласование и подписание обеспечивает Управление (пункт 2.5).
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа заявителю в предоставлении субсидии являются:
- несоответствие представленных заявителем документов требованиям, указанным в приложении 1 к настоящему Порядку, непредставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в приложении 1 к настоящему Порядку;
- недостоверность представленной заявителем информации;
- отсутствие в бюджете городского поселения Лянтор лимитов для предоставления субсидии.
Разделом 3 Порядка предоставления субсидии установлены требования к отчетности и осуществлению контроля.
Так, получатель субсидии предоставляет в Администрацию отчетные документы, о достижении результатов, показателей, указанных в пункте 2.13 настоящего Порядка, а также платежные поручения, выписки с банковского счета, подтверждающие использование полученных средств получателем субсидии, в соответствии с условиями и (или) целями настоящего порядка в порядке, в сроки и в форме, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии (пункт 3.1). За полноту и достоверность предоставленной отчетности ответственность несет получатель субсидии (пункт 3.2).
Субсидия подлежит возврату в бюджет городского поселения Лянтор:
- в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при её предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных Администрацией и уполномоченным органом муниципального финансового контроля. Факт нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, устанавливается актом проверки (пункт 4.2.1);
- в случае недостижения результатов, показателей, установленных соглашением (пункт 4.2.2).
Пунктом 4.3 Порядка предусмотрено, что в случаях выявления нарушений получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении субсидии, либо в случаях недостижения результатов, показателей, установленных соглашением, орган, осуществляющий контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляет не позднее, чем в десятидневный срок со дня установления данного факта получателю субсидии требование о возврате субсидии в бюджет городского поселения Лянтор.
Получатель субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения требования о возврате субсидии обязан произвести возврат суммы субсидии, указанной в требовании. Вся сумма субсидии, использованная не по целевому назначению, подлежит возврату в бюджет городского поселения по коду доходов в течение 10 дней с момента получения уведомления и акта проверки.
Пунктом 3.1 соглашения от 07.05.2020 N 65, заключенного между Администрацией и Обществом, было предусмотрено, что субсидия предоставляется на условиях и в порядке, предусмотренном Порядком предоставления субсидий, а также соглашением.
Пунктом 3.3 соглашения предусмотрено, что выплата субсидии производится не чаще одного раза в месяц, не позднее 10 рабочего дня, следующего за днем принятия Администрацией заявки на перечисление субсидии по форме согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению с приложением следующих документов:
- отчёта об использовании бюджетных средств по форме, установленной настоящим Соглашением согласно ПриложениюN 6;
- в случае привлечения к выполнению работ подрядной организации: копии контрактов (договоров), сметных расчетов, актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета, счета-фактуры, выставленные подрядными организациями получателю субсидии, платежные поручения, выписки с банковского счета;
- в случае выполнения работ получателем субсидии без привлечения подрядной организации: первичные учетные документы, подтверждающие фактические расходы, заверенные получателем субсидии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 4.1.2 соглашения Администрация осуществляет проверку представляемых получателем субсидии документов, указанных в пункте 3.3 настоящего соглашения, в том числе на соответствие их Порядку предоставления субсидии в течение 5 рабочих дней со дня их получения от получателя субсидии.
Администрация обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе в части достоверности представляемых получателем субсидии в соответствии с настоящим соглашением сведений, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок (пункт 4.2.6).
Результаты предоставления субсидии в окончательном варианте отображены в приложении N 3 к дополнительному соглашению, согласно которому плановое значение результата по обслуживанию площади общего имущества многоквартирных домов в 2020 года составляет 7 363,90 со сроком исполнения 10.12.2020.
Материалами дела подтверждается, что в период с 14.12.2020 по 30.03.2021 Администрацией в отношении Общества проведена внеплановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от 31.03.2021 N 45.
В ходе проверки уполномоченный орган пришел к выводу о том, что сметная стоимость определена Обществом недостоверно, что повлекло завышение стоимости работ, и, как следствие, неэффективное использование бюджетных средств в общей сумме 531 340 руб. 08 коп.
Анализ сметной документации проведен ООО "Арго", представлен в экспертном заключении от 24.03.2021 N 23-1-0002-21.
Указанные обстоятельства повлекли требование Администрации к Обществу о возврате денежных средств в общей сумме 531 340 руб. 08 коп., полученных в рамках субсидирования.
Оспаривая правомерность позиции истца, Общество ссылается на то, что проверка достоверности предоставления субсидии, в том числе достоверности сметной стоимости должна была проводиться до принятия решения о выделении субсидии в силу подпункта 2.2.2 Порядка предоставления субсидий, в силу чего требования Администрации неправомерны.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика исходя из следующего.
Действительно, пунктами 2.2.1, 2.2.2 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что Управление городского хозяйства проводит проверку предоставленных заявителями согласно пункту 2.1 настоящего Порядка документов на предмет соблюдения условий предоставления субсидий с учётом требований, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, а также организует проведение проверки достоверности определения сметной стоимости работ. Локальная смета или расчет на выполнение работ подлежат проверке МУ "Лянторское ХЭУ".
Между тем, пунктом 3.2 Порядка также предусмотрено, что за полноту и достоверность предоставленной отчетности ответственность несет получатель субсидии, а нарушение условий установленных при её предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных Администрацией и уполномоченным органом муниципального финансового контроля, является основанием для возврата субсидий в бюджет городского поселения Лянтор в силу пункта 4.2.1 Порядка.
Разделом 3 Порядка предоставления субсидии также предусмотрено, что получатель субсидии предоставляет в Администрацию отчетные документы, о достижении результатов, показателей, указанных в пункте 2.13 настоящего Порядка, а также платежные поручения, выписки с банковского счета, подтверждающие использование полученных средств получателем субсидии, в соответствии с условиями и (или) целями настоящего порядка в порядке, в сроки и в форме, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии (пункт 3.1).
Положения пункта 3.3 соглашения от 07.05.2020 N 65, заключенного между Администрацией и Обществом, свидетельствуют о том, что выплата субсидии производится не чаще одного раза в месяц, не позднее 10 рабочего дня, следующего за днем принятия Администрацией заявки на перечисление субсидии по форме согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению с приложением следующих документов:
- отчёта об использовании бюджетных средств по форме, установленной настоящим Соглашением согласно Приложению N 6;
- в случае привлечения к выполнению работ подрядной организации: копии контрактов (договоров), сметных расчетов, актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета, счета-фактуры, выставленные подрядными организациями получателю субсидии, платежные поручения, выписки с банковского счета;
- в случае выполнения работ получателем субсидии без привлечения подрядной организации: первичные учетные документы, подтверждающие фактические расходы, заверенные получателем субсидии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пункте 4.1.2 соглашения прямо указано на обязанность Администрации осуществлять проверку представляемых получателем субсидии документов, указанных в пункте 3.3 настоящего соглашения, в том числе на соответствие их Порядку предоставления субсидии.
Таким образом, осуществление уполномоченным органом контроля использования Обществом денежных средств, полученных в качестве субсидии, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок прямо предусмотрено как Порядком предоставления субсидии, заключенным соглашением, так и согласуется с пунктом 3 статьи 78 БК РФ.
Утверждение подателя жалобы о том, что денежные средства были использованы по целевому назначению, а какие-либо претензии у истца к ответчику отсутствуют, является несостоятельным, поскольку опровергается отрицательным заключением экспертизы ООО "Арго" от 24.03.2021, из которой усматривается, что основанием для вывода о завышенности сметной стоимости послужили не только выводы о том, что подрядчиком был не применен в документации ряд понижающих коэффициентов (например, коэффициент 0,85 в соответствие с МДС 81-25.2001 с приложениями при использовании сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) при определении норматива сметной прибыли), но и выявлены несоответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам, включённым в дефектную ведомость.
Так, например, при замене несущих конструкций цокольного перекрытия в подъездах N N 1,2 (тамбуры) по адресу: г. Лянтор, ул. Назаргалеева, дом N 10 была применена в локальном сметном расчете (ЛСР) расценка ФЕР11-01-012-01 "укладка лаг по кирпичным столбикам", а в дефектной ведомости "укладка лаг по плитам перекрытий".
При замене несущих конструкций цокольного перекрытия по адресу: г. Лянтор, микрорайон N 3 дом N 5 квартира N 7 площадь покраски в 13,1м2, указанная ЛСР, не соответствует дефектной ведомости - 11,8 м2.
ЛСР 01.05 Ремонт стен, потолков по адресу: г. Лянтор, микрорайон N 2, дом N 36 (подъезды N N 1,2 и т/узлы: в ЛСР п.5 применена краска "Plastiroute" - холодный пластик для разметки дорог, в то время как в дефектной ведомости предусмотрена водоэмульсионная краска.
Так, при замене трубопроводов по ХГВС в подъездах N N 1 и 2 по адресу: г. Лянтор, 3 микр., ж.д N 35 - прокладка трубопровода по ФЕР16 предусмотрен полный комплекс основных и вспомогательных работ по прокладке, установке и присоединению соответствующих элементов трубопроводов, включая их комплектование, разметку мест прокладки и вычерчивание эскизов, установку и снятие такелажных приспособлений, сверление или пробивку отверстий для креплений, установку креплений и опор под трубопроводы с приваркой или пристрелкой их к несущим конструкциям или закладным деталям, установку и закрепление гильз в местах пересечения стальных и пластмассовых трубопроводов с перекрытиями, стенами и перегородками, перемещение баллонов в процессе сварочных работ и т.п. Монтаж фасонных частей и стоимость учтены в составе расценки по прокладке, к тому же в сметах как материал учтены готовые трубопроводы, что исключает приобретение фасонных частей отдельной позицией.
При ремонте стен, потолков в прачечной по адресу: г. Лянтор, микрорайон N 3, дом N 5 учтена работа по монтажу ГКЛ, в то время как данный вид работ отсутствует в дефектной ведомости.
По установке дверей по адресу: г. Лянтор, 2 микрорайон, ж.д. N 36 (входные двери в подъезды N N 1 и 2; т/узлы) расчет стоимости дверного блока арифметически посчитан не верно.
По стоимости услуг утилизации мусора идет разночтение: в ЛСР 02-03 на ремонт чердачного перекрытия по адресу: г. Лянтор, микр. N 2 ж.дN 44 кв. 16, в ЛСР 02-04 на ремонт сетей холодного водоснабжения, горячего водоснабжения по адресу: г. Лянтор, микр. N 2 ж.д. N 44 принят тариф "Сургутрайторф", в других ЛСР применен тариф в соответствии с Приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 декабря 2019 года N 166-нп "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами для Акционерного общества "Югра-Экология" и иные нарушения.
Вопреки позиции Общества, указанное не может быть расценено в качестве экономии подрядчика, а свидетельствует о недостоверности сметной документации, которая была представлена ответчика в целях получения субсидий, правилам ее составления.
Более того, пунктом 1.4 Порядка предоставления субсидии прямо предусмотрено, что субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели, что противоречит позиции ответчика, что указанные денежные средства следует рассматривать как экономию подрядчика.
Утверждение ответчика о том, что им был представлен собственный расчет сметной стоимости, который не был оценен судом, является необоснованным, так как в ходе рассмотрения дела Обществом какие-либо мотивированные возражения относительно заключения ООО "Арго" не были представлены, к отзыву не приложены.
Действительно, как указывает податель апелляционной жалобы, истцом были приложены к исковому заявлению возражения Общества на акт проверки, в качестве приложения к которым указаны результаты сравнительного анализа на 18 листах, однако данное приложение в материалы дела не представлено ни истцом, ни ответчиком, в силу чего суд лишен возможности его оценки.
Утверждение подателя жалобы о том, что подготовленное ООО "Арго" заключение о недостоверности сметной стоимости работ не является экспертным заключением, не является достоверным, право на проведение негосударственной экспертизы проектной документации ООО "Арго" подтверждено представленным свидетельством N 0002010, действующий в период с 30.09.2020 по 30.09.2025.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами. В соответствии с частью 5 статьи 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В нарушение статьи 65 АПК РФ, Общество не представило каких-либо доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения ООО "Арго".
Поскольку материалами дела подтвержден факт излишне перечисленной субсидии ответчику в размере 531 340 руб. 08 коп. в результате неправомерного завышения получателем субсидии сметной стоимости объектов, то требования об их возврате правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может служить причиной для отмены судебного решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Уютный Дом" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2021 по делу N А75-9144/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9144/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЯНТОР
Ответчик: ООО "УЮТНЫЙ ДОМ"