г. Владивосток |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А51-6800/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лира",
апелляционное производство N 05АП-6813/2021
на решение от 06.09.2021
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-6800/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владивостоке Приморского края (межрайонное) (ИНН 2536119435, ОГРН 1022501303516)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Лира" (ИНН 2538111914, ОГРН 1072538006750)
о взыскании финансовых санкций в размере 5000 рублей за несвоевременное предоставление сведений по форме СВЗ-М за сентябрь 2020 года,
в отсутствие представителей, участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Владивостоке Приморского края (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лира" (далее - ответчик, общество, ООО УК "Лира") финансовых санкций в сумме 5 000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года.
Решением суда от 06.09.2021 требования Пенсионного фонда удовлетворены, с ООО УК "Лира" в пользу Пенсионного фонда взыскано 5 000 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года. Кроме того, суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик отмечает, что отчет по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года был направлен обществом в адрес Пенсионного фонда в установленный законом срок - 13.10.2020. Направление отчета в срок подтверждается письмом оператора - ЗАО "Сервер-Центр" от 14.12.2020, в котором указано о том, что сведения были переданы оператором в адрес Пенсионного фонда 13.10.2020, однако не поступили в Управление в результате технического сбоя на стороне Пенсионного фонда. В связи с чем, общество указывает на отсутствие вины общества в совершении рассматриваемого правонарушения.
Пенсионный фонд по тексту представленных в материалы дела возражений с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что факт сбоя принятия отчетности на стороне Управления не установлен.
Пенсионный фонд письменно ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
При проведении проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в отношении УК "Лира" Пенсионным фондом выявлено, что общество несвоевременно представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 год.
Окончательный срок представления отчета формы СЗВ-М за сентябрь 2020 года - не позднее 15.10.2020, вместе с тем, сведения о застрахованных лицах в количестве 10 человек представлены обществом 28.10.2020.
02.11.2020 Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 035S18200016527, в связи с несвоевременным представлением сведений формы СЗВ-М за сентябрь 2020 года.
01.12.2020 Пенсионным фондом было принято решение N 035S19200017501 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа на сумму 5 000 рублей.
Требованием от 28.12.2020 страхователю было предложено уплатить финансовые санкции в сумме 5000 руб. в срок до 19.01.2021.
В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 29.1 АПК РФ о выдаче судебного приказа.
24.03.2021 арбитражным судом Приморского края выдан судебный приказ о взыскании с ООО УК "Лира" в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владивостоке Приморского края (межрайонное) финансовые санкции за непредставление в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года в размере 5 000 руб.
Определением от 09.04.2021 суд отменил судебный приказ в связи с наличием возражений общества.
23.04.2021 Управление обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением о взыскании с ответчика 5 000 рублей финансовых санкций.
Посчитав доказанным факт несвоевременного представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суд первой инстанции удовлетворил требования Управления в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы общества, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции и считает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2020 года поступили в Управление 28.10.2020, то есть за пределами установленного законом срока (не позднее 15.10.2020), что было расценено Управлением и судом первой инстанции как несвоевременное представление обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Между тем арбитражным судом не учтено следующее.
Пунктом 10 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утверждённого Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п, предусмотрено, что для представления индивидуальных сведений в электронном виде страхователь (представитель) подготавливает указанные сведения в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, и отправляет через оператора в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в зашифрованном виде.
В соответствии с пунктом 11 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета от 11.03.2020 N 178-п, пунктом 33 Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" датой представления индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем при установлении ответственности и назначении наказания следует руководствоваться главой 15 Кодекса.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ).
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются иные, не предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
Таким образом, право установления и оценки обстоятельств, исключающих ответственность, принадлежит суду, который по своему усмотрению может признать таковыми обстоятельства, установленные им в ходе судебного разбирательства.
В свою очередь, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления им сведений, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины, о чем указать в решении.
Сторонами дела не опровергнуто, что поступление первоначальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2020 года 13.10.2020, то есть в пределах установленного для их направления срока, что подтверждается уведомлением ЗАО "Сервер-Центр" от 13.10.2020, а также его письмом от 14.12.2020 N 1847, согласно которому сведения о застрахованных лицах были направлены ООО УК "Лира" по телекоммуникационному каналу связи и переданы на сервер Управления 13.10.2020, в связи с работами на стороне УПФ ответ на отчет не поступал в течение трех дней вплоть до 18 часов 16.10.2020, после восстановления приемного сервера УПФ все посылки были обработаны и от УПФ поступила ошибка расшифровки.
Кроме того, в адрес Управления направлялась пояснительная записка директора общества от 30.11.2020 (вх. от 01.12.2020 N 18638), в которой было указано, что форма СЗВ-М за сентябрь 2020 года была отправлена 13.10.2020, но в связи с тем, что с 13.10.2020 по 14.10.2020 произошел технический сбой на каналах связи ЗАО "Сервис-Центр" и Пенсионного фонда произошла ошибка при распаковке сообщения.
Причиной несвоевременного поступления в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах послужили факты технических работ Фонда, что не позволило последнему 13.10.2020 открыть и обработать сведения, направленные страхователем по каналам телекоммуникационной связи.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие обстоятельств, исключающих вину общества в нарушении сроков представления спорных сведений, что в силу статьи 109 НК РФ исключает привлечение последнего к ответственности за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При этом обществом приняты все меры, направленные на своевременное представление отчетности.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Анализ изложенных положений позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя.
Исходя из того, что направленные в установленный срок сведения не поступили в Пенсионный фонд по не зависящим от общества обстоятельствам - в результате технического сбоя на приемном сервере Управления, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии вины общества в совершении правонарушения и, как следствие, об отсутствии у Управления оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2020 года.
Ссылки Пенсионного фонда о вине общества подлежат отклонению, поскольку сведения представлены последним в срок, но не были приняты по независящим от него обстоятельствам, в связи с чем не имелось оснований для привлечения к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Довод Пенсионного фонда о том, что страхователь не убедился в принятии Пенсионным фондом спорной отчетности, так как уведомление о доставке, подтверждающее получение указанных сведений, Пенсионным фондом не направлялось, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данные обстоятельства вызваны работами на приемном сервере и ошибкой расшифровки данных на стороне Пенсионного фонда и не свидетельствуют о невыполнении обществом своей обязанности.
При таких обстоятельствах, заявленные Пенсионным фондом требования о взыскании финансовых санкций в сумме 5 000 рублей удовлетворению не подлежат, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы признаются апелляционным судом обоснованными.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с чем, уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит взысканию с Пенсионного фонда в пользу общества.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.09.2021 по делу N А51-6800/2021 отменить.
В удовлетворении требований Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владивостоке Приморского края (межрайонное) (ИНН 2536119435, ОГРН 1022501303516) к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Лира" (ИНН 2538111914, ОГРН 1072538006750) о взыскании финансовых санкций в размере 5000 рублей за несвоевременное предоставление сведений по форме СВЗ-М за сентябрь 2020 года - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Приморскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Лира" судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6800/2021
Истец: Управление Пенсионного Фонда России в городе Владивостоке Приморского края (Межрайонное)
Ответчик: ООО УК "ЛИРА"