город Москва |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А40-112221/2021 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.Н. Лаптевой (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2021 года
по делу N А40-112221/2021, принятое судьей Е.А. Хайло,
в порядке упрощенного производства
по иску ПАО "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856)
к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании штрафа,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Первая Грузовая Компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 500.460 руб.
Настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2021 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскан штраф в размере 350.322 руб., в удовлетворении остальной части иска суд отказал, применив положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд исходил из обоснованности исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает на отсутствие оснований для привлечения ответчика к ответственности по статье 100 Устава железнодорожного транспорта.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Исковые требования по настоящему делу мотивированы следующим.
На железнодорожные станции Дальневосточной железной дороги прибывали под выгрузку вагоны, принадлежащие ПАО "Первая Грузовая Компания" на праве собственности, аренды или на другом законном основании.
После выгрузки грузов истцом, как отправителем порожних вагонов, оформлены транспортные железнодорожные накладные под погрузку вагонов, в которых в соответствии с пунктом 55 §4 "Правил приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.12.2016 г. N 374 (далее - Правила), в графе 2 оборотной стороны накладной были указаны дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки.
Истец настаивает, что в нарушение пункта 59 §4 названных Правил, пунктов 2, 5.4 "Технологии рассмотрения запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов" (утверждена распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от 04.09.2017 г. N 1773р), Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 39, перевозчиком своевременно не были согласованы уведомления от грузоотправителя, вагоны не были приняты к перевозке в установленные сроки (не заключен договор перевозки), в связи с чем, по вине ответчика вагоны истца простаивали на станциях выгрузки.
Учитывая, что перевозчиком своевременно не были согласованы уведомления от грузоотправителя, вагоны не были приняты к перевозке в установленные сроки (не заключен договор перевозки), истец начислил штраф в размере 500.460 руб., на основании статьи 100 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Расчет судом проверен и признан достоверным.
Претензия истца об оплате штрафа оставлена ответчиком без удовлетворения.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пришел к выводу о доказанности факта нарушения ответчиком сроков согласования уведомлений от грузоотправителей, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно абзацу 2 статьи 100 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Таким образом, условиями применения санкции статьи 100 Устава железнодорожного транспорта являются:
1. задержка вагонов перевозчиком под погрузкой или выгрузкой, при подаче, уборке или приеме с путей необщего пользования;
2. наличие договорных отношений по поводу подачи и уборки вагонов;
3. установление договором сроков такой подачи и уборки;
4. наличие у стороны по договору статуса грузоотправителя, грузополучателя.
В рассматриваемом случае указанная совокупность условий для привлечения перевозчика к ответственности по статье 100 Устава железнодорожного транспорта отсутствует.
Какие-либо договоры, регулирующие отношения по подаче и уборке вагонов или по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования между ПАО "Первая Грузовая Компания" и ОАО "Российские железные дороги" не заключены.
Истец не является грузоотправителем, грузополучателем по договору.
Таким образом, определение в соответствии с требованиями статьи 100 Устава железнодорожного транспорта размера вменяемого штрафа невозможно ввиду отсутствия между сторонами названных договоров и невозможности определения периода начисления штрафа.
В материалы дела не представлены доказательства, согласно которым вагоны были задержаны перевозчиком под погрузкой или выгрузкой, при подаче, уборке или приеме с железнодорожных выставочных путей. При этом, подписание и/или составление памяток приемосдатчика на подачу и на уборку вагонов, актов общей формы, ведомостей со стороны оператора подвижного состава (ПАО "Первая Грузовая Компания") нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Кроме этого, нормами действующего законодательства или имеющимися между сторонами договорами не предусмотрен такой вид ответственности перевозчика перед оператором подвижного состава, как штраф за задержку согласования запросов- уведомлений на перевозку порожних вагонов, и не установлены сроки для приема порожних вагонов к перевозке.
Вместе с тем, особенностью ответственности субъектов перевозочного процесса на железнодорожном транспорте является то, что данная ответственность ограничена пределами, установленными Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Предпринимательские отношения, участниками которых являются перевозчик и оператор подвижного состава, не предполагают взыскание произвольно установленного штрафа, не основанного ни на нормах права, ни на договорных отношениях.
В связи с чем, основания для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания штрафа в рассматриваемом случае отсутствуют.
Также согласно представленным материалам дела ОАО "Российские железные дороги" не нарушало сроки согласования запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов.
В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, риск последствий нереализации лицом, участвующим в деле, процессуальных прав при отсутствии обстоятельств, объективно препятствующих их реализации, возложен на данное лицо.
В разъяснение указанной нормы права Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 06.03.2012 г. N 12505/11 указал, что нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, в том числе относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом апелляционной инстанции совокупность условий для привлечения перевозчика к ответственности по статье 100 Устава железнодорожного транспорта в рассматриваемом случае не установлена.
Доказательств обратного истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, на основании пунктов 1, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 270, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2021 года по делу N А40-112221/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ПАО "Первая Грузовая Компания" в пользу ОАО "Российские железные дороги" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3.000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112221/2021
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"