г. Москва |
|
09 ноября 2021 г. |
Дело N А40-93228/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2021 по делу N А40-93228/21(146-657) судьи Яцевой В.А.
по заявлению ООО "КРОНА-Н"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Овсейцев Е.А. по дов. от 27.04.2021; |
|
от ответчика: |
Соков И.А. по дов. от 30.08.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КРОНА-Н" (далее - общество)обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 01.06.2021 N КУВД-001/2021-6269729/2, от 09.06.2021 N КУВД-001/2021-6275025/2, от 01.06.2021 N КУВД-001/2021-6267214/2, от 19.07.2021 NКУВД-001/2021-12948950/3, от 19.07.2021 NКУВД-001/2021-12949273/2, от 01.06.2021 N КУВД-001/2021-6270809/2, от 01.06.2021 NКУВД-001/2021-6268441/2 и об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением суда от 04.08.2021 заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "КРОНА-Н" принадлежат на праве собственности нежилые помещения в здании с кадастровым номером 77:01:0006021:1897, расположенном по адресу: г. Москва, пер. Новоспасский, д. 7А, строен. 4.
Нежилые помещения, принадлежащие Обществу, имеют следующие кадастровые номера: 77:01:0006021:2070, 77:01:0006021:2071, 77:01:0006021:2072, 77:01:0006021:2073, 77:01:0006021:2074, 77:01:0006021:2075 (далее - нежилые помещения).
Обществом было обнаружено, что сведения об основных характеристиках объектов недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют действительности, что подтверждается Рапортом от 03.04.2020 N 9010844, подготовленным Чучуновым Денисом Сергеевичем, главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Центральному административному округу Госинспекции по недвижимости (ГИН).
Кадастровым инженером Ким Евгением Юрьевичем (член СРО КИ Ассоциация "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" (дата вступления в СРО 27.06.2015, уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ N 4310)) были подготовлены Акты обследования и технические планы помещений.
Согласно Актам обследования, в результате натурного обследования кадастровым инженером выявлено, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0006021:2070, 77:01:0006021:2072, 77:01:0006021:2073, физически отсутствуют в здании с кадастровым номером 77:01:0006021:1897.
В соответствии с Техническими планами, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0006021:1897, 77:01:0006021:2071, 77:01:0006021:2074, 77:01:0006021:2075 имеют реестровую ошибку, которая заключается в несоответствии фактической площади объекта недвижимости с площадью, указанной в ЕГРН.
ООО "КРОНА-Н" в лице генерального директора Фурсова Максима Валерьевича, подало заявления в Управление Росреестра по г.Москве об изменении основных характеристик объектов недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0006021:1897, 77:01:0006021:2070, 77:01:0006021:2071, 77:01:0006021:2072, 77:01:0006021:2073, 77:01:0006021:2074, 77:01:0006021:2075.
Обществом по каждому объекту были получены следующие уведомления о приостановки государственного кадастрового учета: от 18.03.2021 N КУВД-001/2021-6269729/1, от 09.03.2021 N КУВД-001/2021-6275025/1, от 01.03.2021 N КУВД-001/2021-6267214/1, от 19.04.2021 N КУВД-001/2021-12948950/1, от 19.04.2021 N КУВД-001/2021-12949273/1, от 01.03.2021 NКУВД-001/2021-6270809/1, от 01.03.2021 N КУВД-001/2021-6268441/1.
20.04.2021 Обществом было направлено заявление об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в Апелляционную комиссию Управления Росреестра по Москве.
20.04.2021 Общество получило Уведомление о невозможности принятия к рассмотрению заявления об обжаловании решений о приостановлении, так как нарушен тридцатидневный срок, отведенный на обжалования в административном порядке.
В последующем заявителем от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве были получены уведомления от 01.06.2021 N КУВД-001/2021-6269729/2, от 09.06.2021 NКУВД-001/2021-6275025/2, от 01.06.2021 NКУВД-001/2021-6267214/2, от 19.07.2021 N КУВД-001/2021-12948950/3, от 19.07.2021 NКУВД-001/2021-12949273/2, от 01.06.2021 N КУВД-001/2021-6270809/2, от 01.06.2021 NКУВД-001/2021-6268441/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Основания для отказа аналогичны основаниям, которые были положены в основу уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Указанные обстоятельств послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Срок на обращение в суд, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, суд обоснованно посчитал соблюденным.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "КРОНА-Н" требований.
Согласно п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Управление Росреестра по г.Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Закона N 218-ФЗ.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В силу ч.5 ст.15 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суд первой инстанции правомерно установил, что заявление Общества и прилагаемые к нему документы по своей форме в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований для приостановления государственного кадастрового учета не имелось.
Как следует из заявления и подтверждается материалами дела, объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0006021:1897, расположенный по адресу: Москва, Новоспасский пер, д.7А стр. 4 представляет собой двухэтажное отдельно стоящее П-образное в плане здание, фактически общая площадь здания составляет 1494,7 кв.м., количество этажей 3, в том числе 1 подземный.
Это подтверждается Актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - ГИН) N 9010844 от 03.04.2020 (и фототаблицей к рапорту), Техническим планом (заключением кадастрового инженера).
Согласно ошибочным данным, содержащимся в Выписке из ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0006021:1897, расположенный по адресу: Москва, Новоспасский пер, д.7А стр.4 представляет собой здание общей площадью 4614.7 кв. м., количество этажей -6, в том числе 1 подземный.
Согласно материалам дела, объект площадью 1435,8 кв.м., заявленный к снятию с кадастрового учета с кадастровым номером 77:01:0006021:2070, был поставлен на государственный кадастровый учет в 13.05.2015 ошибочно. Фактически помещений с кадастровыми номерами 77:01:0006021:2070 никогда не существовало, они расположены на 4-м (несуществующем) этаже двухэтажного здания с кадастровым номером 77:01:0006021:1897.
Также, из материалов дела следует, что в помещении подвала с кадастровым номером 77:01:0006021:2071, никогда не было комнаты 11 и комната 12 отражена в других габаритах.
Согласно материалам дела, объект площадью 792,7 кв.м., заявленный к снятию с кадастрового учета с кадастровым номером 77:01:0006021:2072, был поставлен на государственный кадастровый учет ошибочно. Фактически помещений с кадастровыми номерами 77:01:0006021:2072 никогда не существовало, они расположены на 3-м (несуществующем) этаже двухэтажного здания с кадастровым номером 77:01:0006021:1897.
Кроме того, объект площадью 477 кв.м., заявленный к снятию с кадастрового учета с кадастровым номером 77:01:0006021:2073, был поставлен на государственный кадастровый учет ошибочно. Фактически помещений с кадастровыми номерами 77:01:0006021:2073 никогда не существовало.
Согласно материалам дела, в помещении 2 этажа с кадастровым номером 77:01:0006021:2074 никогда не было комнаты 29, также отсутствовал второй свет.
Из заявления следует, что в помещении 1 этажа с кадастровым номером 77:01:0006021:2075 никогда не было комнаты 50.
Согласно материалам дела в качестве документов-оснований для осуществления испрашиваемых регистрационных действий в материалы регистрационного дела заявителем приложен технический план с приведенными кадастровым инженером подробными обоснованиями допущенной реестровой ошибки, которая заключается в несоответствии фактической площади объекта недвижимости с площадью, указанной в ЕГРН.
При этом технический план заполнен в соответствии с нормативными требованиями, графика в него внесена согласно действующим правилам заполнения технических планов в соответствии с Приложением N 2 к приказу Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953.
Согласно п.7 ч.4 ст.8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Что касается ссылки Управления Росреестра по г.Москве на тот факт, что в состав акта обследования не приложены документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости.
Суд указал на тот факт, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861).
Вышеуказанным Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
При этом Приказ N 861 допускает составление Акта обследования без приложения каких-либо документов (абз.2 п.3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
Учитывая, что акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Приказом N 861 и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему, правовых оснований для отказа заявителю у регистрирующего органа не имелось.
При этом глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере.
Наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
Из системного толкования положений законодательства РФ следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных ООО "КРОНА-Н" требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2021 по делу N А40-93228/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93228/2021
Истец: ООО "КРОНА-Н"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ