г. Москва |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А40-111085/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2021 по делу N А40-111085/21
по заявлению ООО "Комильфо"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Милосердов С.В. по доверенности от 01.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Комильфо" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по г.Москве, оформленное в виде уведомления об отказе в государственном кадастровом учете от 09.03.2021 года по заявлению N КУВД-001/2020-27106937 в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0003014:1158, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.9, стр.13, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРН изменения в сведения в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0003014:1158, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Семеновская, д.9, стр.13.
Решением от 20.08.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
03.12.2020 общество обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N КУВД-001/2020-27106937, с кадастровым N 77:03:0003014:1158, обшей площадью 542,70 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Малая Семёновская, д.9 стр.13.
09.12.2020 Управление вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, в котором указало на необходимость представления технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований по его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
03.12.2020 Управление вынесло уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, в котором указало что не все причины приостановления были устранены.
09.03.2021 в связи с неустранением заявителем причин, указанных в Уведомлении о приостановлении, Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета Управлением отказано заявителю в кадастровом учете изменений, поданных с заявлением от 03.12.2020 N КУВД-001/2020-27106937.
Согласно указанному уведомлению обществом нарушен п. 20 Приказа N 953 - в составе технического плана отсутствует проектная документация; нарушен п. 52 Приказа N 953 - оформлена графическая часть технического плана; нарушен пункт 50 Приказа N 953 - кадастровым инженером в разделе Технического плана "Заключение кадастрового инженера" не обосновано изменение площади здания.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно п. 20 Приказа N 953 Сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
В соответствии с п. 24 Приказа N 953 виды кадастровых работ указываются в техническом плане в виде связного текста. При анализе представленных формулировок видов работ, можно сделать вывод, что технический план может быть подготовлен в связи с созданием объекта недвижимости, образованием объекта недвижимости и/или его частей, а также в связи с изменением сведений об объекте недвижимости и/или его частей.
Из материалов дела следует, что Технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении и планировке здания с кадастровым номером 77:03:0003014:1158, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 9, строен. 13.
При этом, п. 20 Приказа N 953 не регламентирует конкретный состав и виды проектной документации, а ссылка Заинтересованного лица на Постановление Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП о том, что вне зависимости от наличия необходимости получения разрешения на строительство, для выполнения работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей необходима разработка проектной документации с положительным заключением о техническом состоянии, ее согласования, получения соответствующих разрешений, не противоречит, а подтверждает законность подготовки технического плана: в его состав кадастровым инженером включена проектная документация "Техническое заключение о состоянии конструкций. Проект перепланировки помещений".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указано, что заявителем представлен Технический план, соответствующий действующему законодательству в части наличия проектной документации на произведенные в здании перепланировки.
В соответствии с п. 52 Приказа N 953 для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Приказу, при этом в п. 59 указан текстовый перечень таких условных знаков, а в Приложении - графическое обозначение условных знаков.
Кадастровым инженером при подготовке Технического плана были использованы, и указаны в качестве условных обозначений обозначения, указанные в Приложении N 2 к Приказу N 953, раздела IV Требования к оформлению графической части технического плана.
Технический план был подготовлен в соответствии с п. 52 Требований, все условные обозначения в нем проставлены в соответствии с нормами действующего законодательства, по правилам, установленным п. 59 Приказа N 953.
Согласно п. 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074), уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При подготовке Технического плана кадастровым инженером были соблюдены все необходимые технические требования, установленные Приказом N 953 к подготовке документа, все приложения являются читаемыми, отсканированными в необходимом формате, все документы и приложения заверены квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
При этом в нарушение п. 71 Приказа N 278 данная причина указана таким образом, что заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, не ясно без дополнительных разъяснений, какое из перечисленных требований и в какой части Технического плана не было соблюдено кадастровым инженером.
В связи с тем, что площадь здания не изменяется, в разделе Технического плана "Заключение кадастрового инженера" в последнем абзаце кадастровым инженером приведено следующее обоснование определения площади:
"В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ, Требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 г. N 90, не предусмотрено применение их положений к отношениям, возникшим до введения их в действие. В связи с тем, что здание с кадастровым номером 77:03:0003014:1158 построено до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 г. N 90 и реконструировано не было, Приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 г. N 90 не применялся для определения площади этого здания".
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требование ответчика в указанной части является неправомерным и необоснованным.
Заявителем для цели государственного кадастрового учета изменений и государственной регистрации прав были подготовлен и подан в орган, осуществляющий государственную регистрацию и кадастровый учет технический план, отражающий все изменения, произведенные в здании, содержащие все необходимые координаты и сведения об объекте капитального строительства. При этом технический план не содержит ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный кадастровый учет изменений невозможным технически и/или незаконным.
При таких обстоятельствах, заявителем были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в месячный срок с даты вступления решения в законную силу внести в Единый государственный реестре недвижимости изменения в сведения в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0003014:1158, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Семеновская, д.9, стр.13, согласно представленному ООО "Комильфо" заявлению от 09.03.2021 г. N КУВД-001/2020-27106937.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2021 по делу N А40-111085/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111085/2021
Истец: ООО "КОМИЛЬФО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ