г. Санкт-Петербург |
|
11 ноября 2021 г. |
Дело N А56-71272/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Ефимчук Л.В., по доверенности от 11.01.2021;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17513/2021) общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2021 по делу А56-71272/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт - Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "НЭО-ЛОГИСТИК"
о признании незаконными действий; о признании незаконными решения от 05.08.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) по проведению санитарно-карантинного осмотра подконтрольных товаров по актам от 05.08.2020 N 797 и N 793; о признании незаконными решения от 05.08.2020 о запрете ввоза на таможенную территорию товаров по коносаментам от 20.07.2020 N SHZ2869369 и от 20.07.2020 N SHZ2868130.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "НЭО - Логистик" (далее - ООО "НЭО - Логистик").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, оспариваемые действия и решение Управления не соответствует положениям права ЕАЭС и законодательству Российской Федерации, в связи, с чем подлежат признанию незаконными.
19.07.2021 ООО "Меридиан" представило дополнение к апелляционной жалобе.
21.07.2021 ООО "Меридиан" представило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения Арбитражным судом Северо - Западного округа кассационной жалобы по делу N А56-90656/2020.
Общество и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управление просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, На таможенную территорию ЕАЭС в зоне деятельности таможенного поста Бронка Балтийской таможни на морском судне "CMA CGM PREGOLIA" осуществлен ввоз иностранных товаров "лампы, люстры, светильники различного ассортимента" (товарная субпозиция ТН ВЭД ЕАЭС - 940510) в контейнере N TGHU6321941 по коносаменту N SHZ2869369 от 20.07.2020 и в контейнере N ECMU9852134 по коносаменту N SHZ2868130 от 20.07.2020.
Указанные контейнеры были выгружены на территорию постоянной зоны таможенного контроля (ПЗТК) многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка" с целью совершения с товарами дальнейших таможенных операций и помещения под таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.
В рамках прохождения государственного таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию представителем морского перевозчика во исполнение требований статей 88, 89 ТК ЕАЭС и Административного регламента, утвержденного приказом ФТС России от 30.08.2019 N 1377, были представлены на таможенный пост Бронка Балтийской таможни необходимые сведения и товаросопроводительные документы на ввозимые товарные партии.
25.07.2020 должностным лицом таможенного поста Бронка Балтийской таможни приняты решения о том, что товары "лампы, люстры, светильники" (товарная субпозиция ТН ВЭД ЕАЭС - 940510) подлежат санитарно-карантинному контролю путем проставления на коносаментах N N SHZ2868130 и SHZ2869369 соответствующего штампа "Балтийская таможня, 10216160, Санитарно-карантинный контроль, Подлежит оценке СКК".
Данные товары были направлены для проведения санитарно-карантинного осмотра (досмотра) подконтрольных товаров уполномоченным должностным лицом Управления.
В соответствии с актом санитарно-карантинного осмотра (досмотра) подконтрольных товаров N 793 от 03.08.2019 Управлением 05.08.2018 принято решение о запрете ввоза товаров, поставляемых в адрес Общества в контейнере N TGHU6321941 по коносаменту N SHZ2869369, путем проставления штампа "Ввоз запрещен" в транспортных документах по следующим основаниям:
- Отсутствие на маркировке транспортных упаковок - картонных коробках информации о материале упаковки и возможности ее утилизации, что не соответствует требованиям Технического Регламента Таможенного Союза "О безопасности упаковки" ТР ТС 005/2011;
- Маркировка нанесена на недоступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте;
- На маркировке нанесенной на продукцию в виде наклейки отсутствует информация о стране происхождения продукции;
- В эксплуатационных документах на продукцию отсутствует информация о наименовании и местонахождении изготовителя, импортера, месяц и год изготовления, наименования страны происхождения;
В соответствии с актом санитарно-карантинного осмотра (досмотра) подконтрольных товаров N 797 от 05.08.2019 Управлением 05.08.2018 принято решение о запрете ввоза товаров, поставляемых в адрес Общества в контейнере N ECMU9852134 по коносаменту N SHZ2868130, путем проставления штампа "Ввоз запрещен" в транспортных документах по следующим основаниям:
- Отсутствие на маркировке транспортных упаковок - картонных коробках информации о материале упаковки и возможности ее утилизации;
- Маркировка нанесена на недоступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.
Общество, посчитав, что данные действия и решения Управления являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о законности действий и решения Управления, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителя Управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 14.04.2021 на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС регламентировано, что "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 500 (далее - Правила) санитарно-карантинный контроль осуществляется: а) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; б) таможенными органами.
Пунктом 3 Правил регламентировано, что санитарно-карантинному контролю подлежат подконтрольные товары, транспортные средства, а также лица при прибытии (убытии) на таможенную территорию (с территории) Евразийского экономического союза при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" утвержден Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единый перечень продукции (товаров), Порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Порядок).
Согласно подпункту 4 пункта 3 Порядка "санитарно-карантинный контроль" - вид государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров) в пунктах пропуска, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях или стыковых станциях в целях предотвращения ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции (товаров), завоза, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
"Подконтрольные товары" - подконтрольная государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукция (товары), включенная в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (подпункт 5 пункта 3 Порядка).
Пунктом 5 Порядка регламентировано, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) за лицами, транспортными средствами, производством и реализацией подконтрольных товаров, осуществлением работ и услуг на территориях государств-членов проводится в соответствии с Порядком и законодательством государств-членов. В случае если в соответствии с законодательством государства-члена объектом такого надзора (контроля) является подконтрольный товар, являющийся объектом технического регулирования, государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) проводится органом государства-члена, уполномоченным на проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), в пределах его компетенции.
Единый перечень продукции (товаров) состоит из трех разделов:
- Перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
- Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации;
- Перечень продукции (товаров), на которую не требуется представления свидетельства о государственной регистрации вне зависимости от присвоения кода ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Перечнем продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 19 раздела I Перечня продукции (товаров) государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) подлежит продукция (товары), в отношении которой одним из государств-членов Евразийского экономического союза введены временные санитарные меры (из следующих групп ТН ВЭД ЕАЭС: 02 - 96).
Пунктом 18 Правил установлено, что должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информируют должностных лиц таможенных органов о необходимости проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров, определенных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в следующих случаях:
а) прибытие подконтрольных товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиационных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;
б) поступление информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением;
в) применение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека системы управления рисками, в соответствии с которой ввозимые подконтрольные товары подлежат оценке (осмотру, досмотру).
В соответствии с пунктом 19 Правил, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека оперативно информирует Федеральную таможенную службу о применении временных медико-санитарных мер в отношении отдельных подконтрольных товаров и об определении конкретных специализированных пунктов пропуска, в которых будет проводиться оценка (осмотр, досмотр) этих подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также о сроках применения указанных мер.
При введении временных медико-санитарных мер, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет оперативное согласование с Федеральной таможенной службой кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза подконтрольных товаров, в отношении которых вводятся такие меры.
Согласно пункту 23 Правил при выявлении подконтрольных товаров, подлежащих оценке (осмотру, досмотру), должностное лицо таможенного органа принимает решение об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Решение о направлении подконтрольных товаров для проведения оценки (осмотра, досмотра) оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде путем проставления в информационной системе таможенных органов отметки "Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль". Указанное решение, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица таможенных органов, направляется из информационной системы таможенных органов посредством системы взаимодействия в информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, за исключением случаев, когда такое решение оформляется с использованием портала "Морской порт" либо такое взаимодействие в электронном виде невозможно. При этом решение таможенного органа направляется лицу, представившему документы и сведения в электронном виде, посредством личного кабинета или информационной системы такого лица, подключенной к информационной системе таможенных органов.
В случае представления документов на бумажном носителе решение о направлении подконтрольных товаров для проведения оценки (осмотра, досмотра) оформляется должностным лицом таможенного органа также путем проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа "Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль", заверенного подписью и личной номерной печатью с указанием даты.
По результатам проведенного санитарно-карантинного контроля и по результатам оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров, указанных в пункте 23 Правил, должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимается решение о разрешении или запрещении ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза этих подконтрольных товаров (пункт 25 Правил).
Как следует из материалов дела, Управление обосновывает решения о проведении санитарно-карантинного контроля в отношении товаров, ввезенных Обществом, тем, что в отношении таких товаров Роспотребнадзором введены временные санитарные меры на основании письма Роспотребнадзора от 13.03.2020 N 02/4040-2020-32, что является временной санитарной мерой и основанием для отнесения ввезенной продукции к пункту 19 раздела I Перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе".
Судом апелляционной инстанции установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее- Роспотребнадзор) 13.03.2020 издало письмо N 02/4040-2020-32 "О перечне временных санитарных мер, вводимых Роспотребнадзором, за период с 2013 по 2020 годы" и направило в подчиненные территориальные органы Роспотребнадзора для организации исполнения и взаимодействия с таможенными органами.
Согласно пункту 22 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 N 299, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют, проведение оценки подконтрольных товаров в случаях введения уполномоченными органами временных санитарных мер.
Согласно указанной норме по результатам оценки подконтрольного товара должностным лицом, осуществляющим санитарно-карантинный контроль, принимается решение о разрешении или запрещении ввоза на таможенную территорию Союза данного подконтрольного товара.
Санитарно-карантинный осмотр (досмотр) по актам от 03.08.2020 N 793, 05.08.2020 N 797 и решения от 05.08.2020 о запрете ввоза товаров были реализованы Управлением, в связи с тем, что в отношении ввезенных товаров Роспотребнадзором были введены временные санитарные меры на основании Письма Роспотребнадзора от 13.03.2020 N 02/4040-2020-32, что является основанием для отнесения ввезённой продукции к пункту 19 раздела I Перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе".
Согласно пункту 29 Приложения к письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.03.2020 N 02/5440-2020-23 "О перечне временных санитарных мер, вводимых Роспотребнадзором, за период с 2013 по 2020 годы": в отношении товаров "светильники бытовые настольные", изготовленных в Китае, классифицируемые в товарной позиции 9405 ТН ВЭД ЕАЭС, введены временные меры, товары подлежат оценке СКК.
Товары, ввезенные ООО "Меридиан", классифицируются кодом 940510 ТН ВЭД и поименованы в товаросопроводительных документах как "Люстра подвесная, части осветительного оборудования, Настенный светильник, Люстра потолочная", не входят в Перечень подконтрольных товаров, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Указанные товары также не упомянуты в письме Роспотребнадзора от 30.03.2020, поскольку именуются как "Люстра подвесная, части осветительного оборудования, Настенный светильник, Люстра потолочная", а не "светильники бытовые настольные", как указано в письме Роспотребнадзора от 30.03.2020.
Согласно Единым санитарным требованиям, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, ввезенный товар с кодом 940510 ТН ВЭД ЕАЭС не входит в перечень товаров, на которые распространяются данные санитарные требования.
Следовательно, данные товары не подлежали обязательному санитарно-карантинному контролю при ввозе как товары, включенные в Перечень.
Данная позиция подтверждается Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2021 по делу N А56-90656/2020.
В соответствии с Протоколом о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) государства-члены имеют право вводить временные санитарные меры и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия в перечисленных в протоколе случаях.
Государства-члены в возможно короткий срок уведомляют друг друга о введении ими санитарных мер, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и их изменении.
Согласно пункту 13 Порядка взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС при введении временных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, утвержденного Решением Совета ЕЭК от 16.05.2016 N 149 при введении временной санитарной меры (временных санитарных мер) уполномоченный орган государства-члена, принявшего соответствующего решение, без необоснованной задержки информирует об этом уполномоченные органы других государств-членов не позднее 1 рабочего дня с даты принятия решения о введении временной санитарной меры, а также Комиссию - не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Информация о введении временной санитарной меры включает в себя следующие сведения:
а) основание для введения меры;
б) обоснование необходимости введения меры (при наличии);
в) содержание (описание) вводимой меры;
г) дата введения меры.
В силу пункта 19 указанного Порядка информация о введении, изменении, отмене временной санитарной меры публикуется без необоснованной задержки, но не позднее 1 рабочего дня с даты принятия соответствующего решения, на государственном языке государства-члена и на русском языке на официальном сайте уполномоченного органа государства-члена и на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем, Управление не указало, каким документом введена временная санитарная мера в отношении товаров "Люстра подвесная, части осветительного оборудования, Настенный светильник, Люстра потолочная", классификационные в коде ТН ВЭД ЕАЭС 940510, основание для ее введения, содержание меры, дата ее введения и срок действия.
Поскольку ввезенные товары не являются подконтрольными и в отношении них не применяются санитарные меры, то должностное лицо Управления, несмотря на то, что таможенный орган направил их на санитарно-карантинный контроль, должно было принять решение о разрешении ввоза этих товаров.
Принятие решение должностным лицом таможни о проведении санитарно-карантинного контроля в отношении товаров не обязывает уполномоченное должностное лицо Управления проводить такой санитарно-карантинный контроль, в случае если такие товары в действительности не подлежат такому контролю.
Пунктами 57, 58 приказа Роспотребнадзора от 17.07.2012 N 767 "Об утверждении Административного регламента исполнения Роспотребнадзором государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза" регламентировано следующее.
В случае, если направленные на санитарно-карантинный контроль должностным лицом таможенного органа товары не подлежат санитарно-карантинному контролю, а также в случае, если в отношении данного вида товаров в РФ не введены временные санитарные меры в виде запрета (ограничения) ввоза на территорию РФ, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска, регистрируют такие товары в журнале учета товаров как не подлежащие санитарно-карантинному контролю и оформляют письменное решение о том, что направленный товар не подлежит санитарно-карантинному контролю.
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска, направляют письменное решение в адрес органа таможенного контроля с возвращением транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, представленных таможенным органом (до 30 минут). Печати и отметки должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска, в документах на товары не проставляются.
Таким образом, должностное лицо Управления должно было оформить письменное решение о том, что направленный должностным лицом таможни товар не подлежит санитарно-карантинному контролю, поскольку в действительности в отношении ввезенных товаров не были введены в установленном порядке временные санитарные меры.
В нарушение пункта 23 Порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, должностные лица Управления не уведомили перевозчика в письменной форме о несоответствии подконтрольных товаров требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку в уведомлениях отсутствуют сведения об их получении / направлении.
Требования о вручении уведомлений перевозчику установлены пунктами 50, 51 приказа Роспотребнадзора от 17.07.2012 N 767 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза", в соответствии с которыми: должностные лица Роспотребнадзора, осуществляющие санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска, уведомляют перевозчика о запрете ввоза товаров в письменной форме в соответствии с уведомлением по установленной форме. Уведомление оформляется в двух экземплярах, заверяется личной номерной печатью должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска, а также подписью перевозчика. Один экземпляр вручается под подпись перевозчику, второй экземпляр подшивается для хранения в дело ПСКП.
В нарушение пункта 1.5 приказа Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 "О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ" в актах санитарно-карантинного осмотра подконтрольных товаров N 793 и N 797 отсутствует сведения об их вручении лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении должностным лицом Управления требований статьи 52 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" по соблюдению законодательства РФ, а также прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении них проверок и мероприятий по контролю.
Учитывая изложенное, оспариваемые решения и действия Управления подлежат признанию незаконными, а решение суда от 14.04.2021 подлежит отмене.
Госпошлина подлежит распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2021 по делу N А56-71272/2020 отменить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу по проведению санитарно-карантинного осмотра подконтрольных товаров по актам от 03.08.2020 N 793, от 05.08.2020 N 797.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 05.08.2020 о запрете ввоза на таможенную территорию товаров по коносаментам N SHZ2869369 от 20.07.2020, N SHZ2868130 от 20.07.2020.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" 4 500 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71272/2020
Истец: ООО "МЕРИДИАН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: ООО "НЭО-ЛОГИСТИК"