г. Пермь |
|
11 ноября 2021 г. |
Дело N А60-13218/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Борзенковой И.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя: Желомеева Н.В. - представитель по доверенности от 13.05.2021, диплом, паспорт,
от заинтересованного лица: Бессонова Л.О. - представитель по доверенности от 02.12.2019, диплом, паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 августа 2021 года
по делу N А60-13218/2021
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии" (ИНН 6661008786, ОГРН 1026605245260)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным требования ТФОМС Свердловской области возвратить в бюджет ТФОМС Свердловской области на расчетный счет ТФОМС Свердловской области (ИНН 6658014910 КПП 665801001) номер 40102810645370000054 в УФК по Свердловской области (ТФОМС Свердловской области л/счет 04625013750) Уральского ГУ Банка России г. Екатеринбург БИК 016577551 ОКТМО 65701000 КБК 39511610100090000140 средства в сумме 2 062 862,00 руб.; требование ТФОМС Свердловской области уплатить штраф в размере 206 286,20 руб. (10% от суммы в размере 2 062 862,00 руб.) (УИН 39515022100003097948, КБК 39511607090090000140). Данные требования изложены в письме Фонда от 03.03.2021 N 24-04-02/802.
Решением Арбитражного суда свердловской области от 06.08.2021 требования заявителя удовлетворены частично. Признано недействительным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области о возврате в бюджет фонда на расчетный счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области средств в размере 133 200 руб. и уплате штрафа в размере, превышающем сумму 192 966 руб. 20 коп., содержащееся в письме от 03.03.2021 N 24-04-02/802. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области обязан устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. В порядке распределения судебных расходов с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии" взыскано 6000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа признать недействительным требование восстановить 1 929 662, 00 рублей на счет ТФОМС СО, а также уплатить штраф в размере 10% от указанной суммы; принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования заявителя в полном объеме.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что суд неправильно применил закон и неправильно истолковал его; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; суд не учел, что выводы Акта ТФОМС СО и письма от 03.03.2021 о якобы нецелевом расходовании денежных средств ошибочны и неправомерны; все средства ОМС в сумме 1 761 762, 00 рублей были использованы в соответствии с программами ОМС на подразделения, финансируемые за счет средств ОМС; ошибочны выводы суда о нецелевом расходовании денежных средств в размере 167 900, 00 рублей и уплате соответствующего штрафа в размере 10% за оплаченные услуги трехмерной компьютерной томографии.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
По ходатайству представителя заинтересованного лица, приложенные к отзыву дополнительные документы, подтверждающие возражения относительно доводов апелляционной жалобы, приобщены к материалам дела на основании абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
В связи с явкой в судебное заседание представителя заявителя, поступившее в суд 22.10.2021 ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью представителя в другом деле, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, не рассматривалось судом.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Частью 5 ст. 268 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не поступило, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части (в части отказа признать недействительным требование восстановить 1 929 662, 00 рублей на счет ТФОМС СО, а также уплатить штраф в размере 10% от указанной суммы).
Как следует из материалов дела, согласно акту проверки ТФОМС Свердловской области от 16.02.2021 государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии" допущено нецелевое расходование средств ОМС в размере 2 062 862, руб.
В адрес заинтересованного лица заявителем 24.02.2021 направлен протокол разногласий к акту от 16.02.2021.
После рассмотрения возражений Фондом предъявлено требование о возврате в бюджет ТФОМС Свердловской области на расчетный счет ТФОМС Свердловской области (ИНН 6658014910 КПП 665801001) номер 40102810645370000054 в УФК по Свердловской области (ТФОМС Свердловской области л/счет 04625013750) Уральского ГУ Банка России г. Екатеринбург БИК 016577551 ОКТМО 65701000 КБК 39511610100090000140 средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 062 862,00 руб. согласно акту проверки от 16.02.2021 (УИН 39515022100002002099) и уплате штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению (в размере 206 286,20 руб.) (УИН 39515022100003097948, КБК 39511607090090000140), в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования.
Основанием для обращения с рассматриваемым заявлением послужило несогласие заявителя с данным требованием, заявитель ссылается на отсутствие нарушений. Заявитель настаивает на недействительности оспариваемого ненормативного правового акта ввиду ошибочности выводов ТФОМС Свердловской области о нецелевом расходовании денежных средств.
В суде первой инстанции Фонд, в целом возражая против заявленных требований, произвел корректировку суммы, признавая её обоснованной в части 1 929 662 руб. (исключена сумма 133 200 руб.), скорректировав и соответствующий размер штрафа (до 192 966 руб. 20 коп.).
При рассмотрении дела суда первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с ч.9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ Заявитель обязан восстановить на расчетный счет ТФОМС средства, использованные не по целевому назначению в сумме 1 929 662 руб. 00 коп. и уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 192 966 руб. 20 коп.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее -Закон N 326-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В соответствии со статьей 2 Закона N 326-ФЗ законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона от 16.07.1999 г. N1б5-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с ОМС, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 13 Закона N 326-ФЗ территориальные фонды -некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС и имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при этом медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС (ч.5 ст. 15, п.1ч.1,п. 5 ч.2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ).
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС, тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациям, структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (чЛ, 2, 4 ст. 30 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с ч.7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно п. 2 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС.
Согласно ч. 11 ст. 40 Закона N 326-ФЗ Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями.
Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится территориальным фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда ОМС N 73 от 16.04.2012 г. "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС" (зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2012 г. N 23953) (далее - Приказ ФФОМС от 16.04.2012 г. N73).
В соответствии с пунктами 5 и 6 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями (Приложение N 2 к Приказу ФФОМС от 16.04.2012 г. N 73) (далее - Положение) проверки проводятся в соответствии с планом, утверждаемым директором территориального фонда (плановые проверки), а основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.
На основании п.23.3. Положения при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ.
Согласно ч.9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на основании приказа ТФОМС от 11.01.2021 N 1 рабочей группой была проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС в отношении Заявителя - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии" за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
По результатам составлен акт проверки от 16.02.2021 (далее - Акт проверки, Акт), в котором зафиксированы допущенные Заявителем нарушения требований законодательства в сфере ОМС, в том числе в использовании средств ОМС в размере 2 062 862 руб. (без корректировки):
1) в 2019 году Заявителем направлены средства ОМС на цели, не включенные в структуру тарифа по ОМС, а именно на оплату расходов по приобретению объектов основных средств стоимостью свыше 100 тысяч руб. за единицу на общую сумму 1 761 762 руб. 00 коп. (Приложение N 28 к Акту);
2) в период с 2018 г. по 2020 г. за счет средств ОМС Заявителем произведена оплата услуг ООО "Клиника сердца" по проведению 34 пациентам 3-х мерной компьютерной томографии внутренних органов, не связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, на общую сумму 301 100 руб. 00 коп. (Приложение N 38 к Акту). Впоследствии в судебном заседании Фонд согласился с частью оплаченных случаев.
В соответствии с ч.9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ Фонд потребовал от Заявителя восстановить на расчетный счет ТФОМС средства в сумме 2 062 862 руб. согласно акту проверки от 16.02.2021 в течение 10 рабочих дней и уплатить штраф в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования в размере 206 286 руб. 20 коп. (стр.39-40 Акта).
Акт Заявителем подписан с протоколом разногласий (письмо Заявителя от 24.02.2021 г. исх. N 150), доводы, изложенные в протоколе, были отклонены Фондом по основаниям, указанным в письме исх. N 24-04-2/802 от 03.03.2021 г. (стр.4-5, Приложение N 1 (таблицы 1, 2, 3) к письму).
Согласно предоставленным в материалы дела документам в ходе проведения проверки операций с основными средствами комиссией Фонда установлено, что по журналу операций N 2-7 Ж/О по банковскому счету "ОМС" за сентябрь 2019 г., за ноябрь 2019 г., журналу операций N 4-7 расчетов с поставщиками и подрядчиками за сентябрь 2019 г., октябрь 2019 г., декабрь 2019 г. в качестве основных средств на баланс Заявителя поставлены объекты стоимостью свыше 100 тысяч руб. за единицу на общую сумму 1 761 762 руб. 00 коп. (стр.21, 37 Акта проверки, ПриложениеN 28 к Акту проверки), а именно;
1) Кондиционер среднетемпературный Polair SM 337 SF, мощность 4,35 кВТ, стоимостью 142 629 руб. 30 коп.
Объекту присвоен инвентарный номер 710134-0368, структурное подразделение - патологоанатомическое отделение, номер инвентарной карточки 3-3480, контракт на поставку товаров N 177 от 08.08.2019 г. на общую сумму 563 828 руб. 08 коп., поставщик ООО "Вентрум", акт сдачи-приемки товара от 06.09.2019, оплата осуществлена по платежному поручению N4966 от 18 09.2019.
Таким образом, Заявителем приобретено основное средство (оборудование), стоимостью более 100 ООО рублей за единицу.
2) Кондиционер среднетемпературный Polair SM342 SF, мощность 4.82 кВТ. стоимостью 159 929 руб. 30 коп.
Объекту присвоен инвентарный номер 710134-0369, структурное подразделение - патологоанатомическое отделение, номер инвентарной карточки 3-3481, контракт на поставку товаров N 177 от 08.08.2019 г. на общую сумму 563 828 руб. 08 коп., поставщик ООО "Вентрум", акт сдачи-приемки товара от 06.09.2019, оплата осуществлена по платежному поручению N 4966 от 18.09.2019.
Таким образом, Заявителем приобретено основное средство (оборудование), стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
3) Система контроля доступа, стоимостью 148 581 руб. 40 коп. (наименование признаков, характеризующих объект: блок питания 12, замок электромагнитный 12, кнопка выход 12, считыватель 12, щит электромонтажный 15, контроллер доступа 12, брелок 50, кабеля и трубы).
Объекту присвоен инвентарный номер 710134-0370, структурное подразделение - инженерно-техническая группа, номер инвентарной карточки 3-3483, договор на поставку товаров для системы контроля и управления доступом N РТ-13 МАТ от 02.09.2019 г. (далее - договор N РТ-13 МАТ от 02.09.2019 г.) на общую сумму 148 581 руб. 40 коп., поставщик ООО "Рысь-Техно", товарная накладная от 06.09.2019, оплата осуществлена по платежному поручению N 4823 от 09.09.2019.
Согласно п.1.1. и п. 1.2. договора N РТ-13 МАТ от 02.09.2019 поставщик обязуется произвести поставку оборудования для системы контроля и управления доступом (далее - система контроля), а количество и наименование поставляемых изделий, указываются в Приложении N1 (Спецификации). В спецификации к договору указан объект; поставка оборудования для системы контроля и управления доступом, а также перечень оборудования - изделий (комплектующих элементов системы контроля), который состоит из 10 наименований со стоимостью менее 100 000 руб. 00 коп. за единицу.
Согласно условиям вышеуказанного договора товар поставлен одной партией, в комплектности, установленной производителем для данной модели и типа оборудования, поставленное спорное оборудование выполняет свое функциональное назначение в полном объеме.
Заявителем приобретались не различные наборы запасных частей для комплектации системы контроля стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу, а основное средство - система контроля, отдельные части которой, перечисленные выше, использовать по отдельности без цели, для которой они приобретались, невозможно.
Поставленное оборудование скомплектовано Заявителем в один основной объект "Система контроля доступа", который принят к учету с балансовой стоимостью 148 581 руб. 40 коп., с одним инвентарным номером.
Кроме того, заявитель за счет средств ОМС осуществил оплату за монтаж системы контроля в сумме 126 510 руб. 00 коп. (договор N 12 от 13.09.2019 г. с индивидуальным предпринимателем Ляшенко Ильей Александровичем, акт и счет N1320 от 30.10.2019 г., платежное поручение N 5928 от 05.11.2019 г., журнал операций N2-7 Ж/О по банковскому счету "ОМС" за ноябрь 2019 г.).
Таким образом, заявителем приобретено у одного поставщика основное средство (оборудование), стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
4) Система видеонаблюдения в количестве 1 шт., стоимостью 297 632 руб. 00 коп. (наименование признаков, характеризующих объект: видеорегистратор, видеокамера 16, жесткий диск, телевизор Led Dexp., кронштейн, коммутатор 15).
Объекту присвоен инвентарный номер 710134-0338, структурное подразделение - инженерно-техническая группа, номер инвентарной карточки 3-3436, договор на поставку товаров для системы периметрального видеонаблюдения N РТ-12 МАТ от 02.09.2019 (далее-договор N РТ-12 МАТ от 02.09.2019 г.) на общую сумму 297 632 руб. 00 коп., поставщик ООО "Рысь-Техно", товарная накладная от 02.09.2019, оплата осуществлена по платежному поручению N 4824 от 09.09.2019.
Согласно п.1.1. и п.1.2. договора N РТ-12 МАТ от 02.09.2019 поставщик обязуется произвести поставку оборудования для системы периметрального видеонаблюдения (далее - система видеонаблюдения), а количество и наименование поставляемых изделий, указываются в Приложении N1 (Спецификации). В спецификации к договору указан объект: поставка оборудования для системы периметрального видеонаблюдения. а также перечень оборудования - изделий (комплектующих элементов системы видеонаблюдения), который состоит из 18 наименований со стоимостью менее 100 000 руб. 00 коп. за единицу.
Согласно условиям вышеуказанного договора товар поставлен одной партией, в комплектности, установленной производителем для данной модели и типа оборудования, поставленное спорное оборудование выполняет свое функциональное назначение в полном объеме.
Заявителем приобретались не различные наборы запасных частей для комплектации системы видеонаблюдения стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу, а основное средство - система видеонаблюдения, отдельные части которой, перечисленные выше, использовать по отдельности без цели, для которой они приобретались, невозможно.
Поставленное оборудование скомплектовано заявителем в один основной объект "Система видеонаблюдения", который принят к учету с балансовой стоимостью 297 632 руб. 00 коп., с одним инвентарным номером.
Таким образом, заявителем приобретено у одного поставщика основное средство (оборудование), стоимостью более 100 ООО рублей за единицу.
5) Тележки внутрикорпусные для перевозки больных (далее -тележки) в количестве 2 штук, на общую сумму 355 442 руб. 00 коп., стоимость одной тележки составляет 177 721 руб. 00 коп.:
- тележка внутрикорпусная для перевозки больных, объекту присвоен инвентарный номер 710136-0283, структурное подразделение -патологоанатомическое отделение, номер инвентарной карточки 3-3554;
- тележка внутрикорпусная для перевозки больных, объекту присвоен инвентарный номер 710136-0284, структурное подразделение -патологоанатомическое отделение, номер инвентарной карточки 3-3555 (контракт на поставку товаров N 181 от 31.07.2019 г. на общую сумму 585 627 руб. 85 коп., поставщик ООО "Медика", акт сдачи-приемки товара от 28.10.2019 г., товарная накладная от 25.10.2019 г. оплата осуществлена по платежному поручению N5935 от 01.11.2019 г.).
Поставленные две тележки приняты заявителем к учету как основной объект с балансовой стоимостью 177 721 руб. 00 коп. каждая, с присвоением отдельного инвентарного номера.
Таким образом, заявителем приобретено у одного поставщика основное средство (оборудование), стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
6) Набор медицинской мебели "Виталия", стоимостью 148 856 руб. 00 коп. (наименование признаков, характеризующих объект: тумба-мойка с 2 чашами, тумба напольная с 2 полками, тумба напольная с 3 выкатными ящиками - 2 шт., шкаф медицинский для инвентаря рядом стоящий).
Объекту присвоен инвентарный номер 710136-0353, структурное подразделение - лаборатория детоксикации и плазмафореза, номер инвентарной карточки 3-3778, контракт на поставку товаров N 251 от 02.12.2019 г. на общую сумму 148 856 руб. 00 коп., поставщик ООО "Торгово-производственная компания "Виталия", акт приемки товара от 20.12.2019 г., оплата осуществлена по платежному поручению N7283 от 27.12.2019 г.
В спецификации к контракту указана цена за набор медицинской мебели "Виталия" за единицу менее 100 000 руб. 00 коп., однако поставленная медицинская мебель скомплектована заявителем в один основной объект "Набор мебели Виталия", который принят к учету с балансовой стоимостью 148 856 руб. 00 коп., с одним инвентарным номером.
Таким образом, заявителем приобретено у одного поставщика основное средство (оборудование), стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
7) Набор медицинской мебели "Виталия", стоимостью 126 300 руб. (наименование признаков, характеризующих объект: медицинская мебель в составе: 4 тумбы, одна мойка под одной столешницей).
Объекту присвоен инвентарный номер 710136-0354, структурное подразделение - инфарктный блок 2, номер инвентарной карточки 3-3779, контракт на поставку товаров N 237 от 11.11.2019 г. на общую сумму 759 937 руб. 00 коп., поставщик ООО "Торгово-производственная компания "Виталия", акт приемки товара от 20.12.2019 г., оплата осуществлена по платежному поручению N7282 от 27.12.2019.
В спецификации к контракту указана цена за набор медицинской мебели "Виталия" за единицу менее 100 000 руб. 00 коп., однако поставленная медицинская мебель скомплектована Заявителем в один основной объект "Набор мебели Виталия", который принят к учету с балансовой стоимостью 126 300 руб. 00 коп., с одним инвентарным номером.
Таким образом, заявителем приобретено у одного поставщика основное средство (оборудование), стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
8) Набор медицинской мебели "Виталия", стоимостью 130 024 руб. (наименование признаков, характеризующих объект: медицинская мебель в составе: 4 тумбы, одна мойка под одной столешницей).
Объекту присвоен инвентарный номер 710136-0355, структурное подразделение - инфарктный блок 2, номер инвентарной карточки 3-3780, контракт на поставку товаров N 237 от 11.11.2019 г. на общую сумму 759 937 руб. 00 коп., поставщик ООО "Торгово-производственная компания "Виталия", акт приемки товара от 20.12.2019, оплата осуществлена по платежному поручению N7282 от 27.12.2019.
В спецификации к контракту указана цена за набор медицинской мебели "Виталия" за единицу менее 100 000 руб. 00 коп., однако поставленная медицинская мебель скомплектована заявителем в один основной объект "Набор мебели Виталия", который принят к учету с балансовой стоимостью 130 024 руб. 00 коп., с одним инвентарным номером.
Таким образом, заявителем приобретено у одного поставщика основное средство (оборудование), стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
9) Набор медицинской мебели Виталия, стоимостью 125 535 руб. 00 коп. (наименование признаков, характеризующих объект: медицинская мебель в составе: 4 тумбы, одна мойка под одной столешницей).
Объекту присвоен инвентарный номер 710136-0356, структурное подразделение - инфарктный блок 3, номер инвентарной карточки 3-3781, контракт на поставку товаров N 237 от 11.11.2019 на общую сумму 759 937 руб. 00 коп., поставщик ООО "Торгово-производственная компания "Виталия", акт приемки товара от 20.12.2019, оплата осуществлена по платежному поручению N7282 от 27.12.2019.
В спецификации к контракту указана цена за набор медицинской мебели "Виталия" за единицу менее 100 000 руб. 00 коп., однако поставленная медицинская мебель скомплектована заявителем в один основной объект "Набор мебели Виталия", который принят к учету с балансовой стоимостью 125 535 руб. 00 коп., с одним инвентарным номером.
Таким образом, заявителем приобретено у одного поставщика основное средство (оборудование), стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
10) Набор медицинской мебели Виталия, стоимостью 126 833 руб. 00 коп. (наименование признаков, характеризующих объект: медицинская мебель в составе: 4 тумбы, одна мойка под одной столешницей).
Объекту присвоен инвентарный номер 710136-0357, структурное подразделение - инфарктный блок 3, номер инвентарной карточки 3-3782, контракт на поставку товаров N 237 от 11.11.2019 на общую сумму 759 937 руб. 00 коп, поставщик ООО "Торгово-производственная компания "Виталия", акт приемки товара от 20.12.2019, оплата осуществлена по платежному поручению N7282 от 27.12.2019.
В спецификации к контракту указана цена за набор медицинской мебели "Виталия" за единицу менее 100 000 руб. 00 коп., однако поставленная медицинская мебель скомплектована заявителем в один основной объект "Набор мебели Виталия", который принят к учету с балансовой стоимостью 126 833 руб. 00 коп, с одним инвентарным номером.
Таким образом, заявителем приобретено у одного поставщика основное средство (оборудование), стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
Приведенные обстоятельства установлены проверяющими, отражены в акте проверки и подтверждают, что приобретение отдельных объектов основных средств оформлено договорами и контрактами на покупку их составных частей, при этом фактически заявитель приобрел основные средства - отдельные части мебели, комплектующие к системам контроля доступа и видеонаблюдения, для использования в комплекте (составе одной единицы) основного средства.
Учитывая изложенные обстоятельства, Фонд пришел к правомерному выводу, что приобретение вышеперечисленных объектов основных средств по частям осуществлялось заявителем с целью его оплаты за счет средств ОМС.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями ст. 15, части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39, пункт 1 части 1 статьи 20, части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пункта 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, суд первой инстанции поддержал позицию Фонда, признав ошибочными доводы заявителя о целевом расходовании средств, поскольку расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
При этом суд отметил, что такого понятия, как "лимит тарифа на обязательное медицинское страхование" или "лимит бюджетного обязательства", законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит. Следовательно, заявитель не имел правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
Данный вывод содержится в частности в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2017 N 301-КГ17-9179.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 г. N 1492 (далее - Программа на 2018 год).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 г. N 1056 (далее - Программа на 2019-2020 годы).
Разделом IV Программы на 2018 год и Программы на 2019-2020 годы установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС устанавливаются в соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ тарифным соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом ОМС, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональными союзами медицинских работников или их объединений (ассоциаций), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС, создаваемой в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
На основе указанных Программ Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2017 г. N 1006-ПП была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Территориальная программа на 2018 год), а Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 N 959-ПП была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Территориальная программа на 2019-2020 годы).
Пунктом 19 главы 3 Территориальной программы на 2018 год и пунктом 20 главы 4 Территориальной программы на 2019-2020 годы определено, что тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС устанавливаются тарифным соглашением между Министерством здравоохранения Свердловской области, Территориальным фондом ОМС Свердловской области, представителями страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в порядке, установленном Законом N 326-ФЗ и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил ОМС (действовал до 27.05.2019 г.) и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил ОМС" (действует с 28.05.2019 г.) (далее - Комиссия).
Тарифное соглашение по ОМС на территории Свердловской области на 2018 год заключено 20 декабря 2017 г., на 2019 год - 28 декабря 2018 г. на 2020 год - 28 декабря 2019 г. (далее - Тарифное соглашение на соответствующий год).
Пунктом 6.1. Тарифного соглашения на 2018, 2019 год и п. 10.2 Тарифного соглашения на 2020 год определено, что структура тарифов на оплату медицинской помощи установлена в соответствии с требованием ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ (с последующими изменениями) и включает следующие расходы: на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 6.1.6. Тарифного соглашения на 2019 год предусмотрено "Увеличение стоимости основных средств" (статья 310) - расходы медицинских организаций по оплате договоров на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу и сроком полезного использования более 12 месяцев (за исключением расходов на капитальное строительство, проектно-сметной документации для его проведения).
Согласно ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч.1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат (ч.8 ст. 26 Закона N 326-ФЗ).
Статьей 16 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определено, что бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Расходование средств ОМС является строго целевым, осуществляется в соответствии с условиями Территориальной программы ОМС и расходами, включенными в структуру тарифа.
Положения Закона N 326-ФЗ, Программы и Территориальной программы на 2019 год, а также Тарифного соглашения на 2019 год не предусматривают включение в структуру тарифа по ОМС расходов медицинских организаций по приобретению основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) свыше ста тысяч рублей за единицу.
Согласно п. 45 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. N 157н (далее - Инструкция) единицей учета основных средств является инвентарный объект.
Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом (далее - инвентарная группа), присваивается внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, формируемый как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс (абзац 2 пункта 46 Инструкции).
В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), т.е. включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов) (абзац 4 пункта 46 Инструкции).
Учитывая изложенное, установив, что в нарушение ч. п.5 ч.2 ст. 20, ч.7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, пунктов 6.1 и 6.1.6. Тарифного соглашения на 2019 год средства ОМС использованы заявителем на оплату договоров и контрактов на приобретение основных средств (оборудование) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу и сроком использования более 12 месяцев, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным требования в части возврата в бюджет ТФОМС средств, использованных Заявителем не по целевому назначению в сумме 1 761 762 руб. 00 коп. с уплатой штрафа в размере 10 % от указанной суммы, не имеется.
Выводы суда первой инстанции являются верными. Оснований для иной оценки представленных в дело доказательств, связанных с первым эпизодом нарушений, апелляционный суд не усматривает.
По второму эпизоду нарушений из материалов дела следует, что согласно предоставленным Заявителем документам (журналы операций N 2 безналичными денежными средствами, журналы операций N 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками, первичные учетные документы к ним, оборотно - сальдовые ведомости (стр. 25 Акта)) в ходе проведения проверки осуществления расходов, обоснованности цен и объемов, соблюдения сроков оказания работ (услуг) и оплаты, соответствие сумм, указанных в договорах, фактически произведенным расходам на оплату, Комиссией Фонда установлено, что заявителем в связи с отсутствием необходимого диагностического оборудования для проведения инструментальных исследований в 2018 - 2020 годах заключены контракты на услуги по проведению 3-х мерной компьютерной томографии (далее - также - КТ) с ООО "Клиника сердца" (Реестр заключенных контрактов за проверяемый период в Приложении N 36 к Акту).
При сопоставлении реестров пациентов, которым ГБУЗ СО "Уральский институт кардиологии" за счет средств ОМС оплачены услуги 3-х мерной КТ внутренних органов, проводимых ООО "Клиника сердца" в 2018-2020, с реестрами счетов за оказанную медицинскую помощь по ОМС за 2018-2020, установлены пациенты (34 чел.), не включенные в предъявленные к оплате реестры счетов за оказанную медицинскую помощь по ОМС. Среди данных пациентов выявлены пациенты, получившие медицинскую помощь по добровольному медицинскому страхованию (далее - ДМС), и пациенты, не застрахованные по ОМС.
Ранее в отзыве и в требовании фонд указывал, что стоимость оплаченных за счет средств ОМС услуг 3-х мерной КТ внутренних органов 34 пациентов, не включенных в предъявленные к оплате реестры счетов за оказанную медицинскую помощь по ОМС за 2018-2020 годы, составила 301 100 руб. 00 коп, (стр. 30-31 Акта, Приложение N 38 к Акту). Так, Фонд пришел к выводу, что заявитель документально не подтвердил, что расходы на оплату КТ-исследований 34 пациентам за счет средств ОМС связаны с оказанием им бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС.
Заявителем представлена пояснительная записка с копией платежного поручения N 55 от 11.02.2021 и копией письма N 117 от 11.02.2021 на возврат излишне перечисленных средств по оказанной медицинской услуге 3 пациентам, которым была оказана медицинская помощь по ДМС и не включенным в реестр ОМС в 2018 г. ив 2019 г., на общую сумму 35 200 руб. 00 коп. В нарушение ч.9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ указанные средства были восстановлены Заявителем на счет ОМС, а не на счет ТФОМС.
Рассмотрев доводы сторон по второму нарушению, с учетом корректировки сумм, произведенной Фондом, суд первой инстанции поддержал позицию заинтересованного лица.
Апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции в этой части спора соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программой ОМС.
Тарифы на оплату медицинской помощи в системе ОМС - система ставок, определяющих размер оплаты за единицу объема медицинской помощи (обращение, законченный случай лечения, посещение, комплексное посещение, вызов скорой медицинской помощи, услуга), на основе подушевого норматива финансирования на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц, и состав компенсируемых расходов медицинской организации по оказанию медицинской помощи, предусмотренной Территориальной программой ОМС (раздел 3 "Основные понятия и термины" Тарифного соглашения на 2018 год, раздел 1 "Предмет тарифного соглашения" Тарифного соглашения на 2019 год, раздел 3 "Основные термины и понятия" Тарифного соглашения на 2020 год).
Абзацем вторым пунктом 6.1. Тарифных соглашений на 2018 и 2019 годы установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС включают расходы медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи по Программе ОМС.
Пунктом 10.1. Тарифного соглашения на 2020 год установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС включают расходы медицинских организаций, связанные с предоставлением бесплатной медицинской помощи по видам, включенным в Программу ОМС, в соответствии со структурой тарифа, установленной ч.7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ.
Пунктом 23 главы 3 Территориальной программы на 2018 год и пунктом 24 главы 4 Территориальной программы на 2019 - 2020 годы установлено, что объем медицинской помощи, предоставляемой за счет средств ОМС, устанавливается и распределяется по медицинским организациям и страховым медицинским организациям Комиссией и размещается на официальном сайте ТФОМС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Тарифными соглашениями на 2018-2020 годы (далее - также ТС 2018, ТС 2019, ТС 2020) определено, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, производится в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи, в пределах объемов медицинской помощи, установленных решением Комиссии по условиям ее оказания и распределенных между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями, с учетом результатов контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи (п.4.6. ТС 2018, ТС 2019, п.4.7. ТС 2020).
Срок лечения в стационаре определяется от даты поступления до дня выписки из стационара (день госпитализации и день выписки считается одним днем) (п.5.3.7. ТС 2018, ТС 2019, п.7.7. ТС 2020).
Случай лечения в стационаре включает совокупную стоимость медицинских услуг, оказанных пациенту в период его нахождения в стационаре, в том числе при оказании специализированной медицинской помощи в профильном отделении (отделениях) по стоимости КСГ, при оказании пациенту ВМП по нормативам стоимости ВМП, при оказании услуг по перечню и тарифам, установленным настоящим Тарифным соглашением (п. 5.3.9. ТС 2018, ТС 2019, п.7.9. ТС 2020).
В тарифы по ОМС не включаются расходы медицинской помощи по видам, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Свердловской области за счет средств бюджетов всех уровней или других источников (п. 6.2. ТС 2018, ТС 2019, п.10.8.ТС 2020).
Использование медицинскими организациями средств ОМС на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в Программу ОМС, на оплату расходов, не включенных в структуру тарифов, является нецелевым (п. 6.3. ТС 2018, ТС 2019, п. 10.10. ТС 2020).
Таким образом, с учетом приведенных норм права судом сделан правильный вывод о том, что структура тарифов по ОМС не предусматривает расходование средств ОМС на оплату расходов, не связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Пунктом 23 главы 3 Территориальной программы на 2018 год и пунктом 24 главы 4 Территориальной программы на 2019 - 2020 годы установлено, что объем медицинской помощи, предоставляемой за счет средств ОМС, устанавливается и распределяется по медицинским организациям и страховым медицинским организациям Комиссией и размещается на официальном сайте ТФОМС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела Комиссия в период с 2018 г. по 2020 г. не устанавливала и не распределяла Заявителю объемы по диагностическому исследованию - "компьютерная томография" при оказании амбулаторной медицинской помощи.
Таким образом, учитывая, что исследования КТ проводились спорным пациентам не в период их нахождения в стационаре, а фактически до их госпитализации в Учреждение, Заявитель не вправе был использовать средства ОМС для оплаты стоимости данных исследований (п. 5.3.9., 6.1, 6.3 ТС 2018, ТС 2019, п.7.9., 10.1, п.10.10. ТС 2020).
Далее, проверив размер оплаченных заявителем расходов услуг по 3-х мерной КТ внутренних органов, приняв во внимание результат сопоставления сторонами реестров пациентов, которым Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии" за счет средств ОМС оплачены услуги 3-х мерной компьютерной томографии внутренних органов, проводимых ООО "Клиника сердца" в 2018-2020 годах, с реестрами счетов за оказанную медицинскую помощь по ОМС за 2018-2020 годы, контрактами (включая акты приемки оказанных услуг, счета и платежные поручения на оплату, акты сверки расчетов между Заявителем и ООО "Клиника сердца"), суд первой инстанции частично согласился с позицией заявителя. Решение суда в данной части заинтересованным лицом не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении оставшейся части требований, суд первой инстанции исходил из того, что оплата за счет средств ОМС спорных 9 КТ-исследований, проведенных пациентам (период лечения позже даты акта за КТ- услуги), осуществлялась Заявителем на основании актов о приемке оказанных услуг, подписанных им и ООО "Клиника сердца", но фактически до госпитализации данных пациентов в Учреждение для оказания медицинской помощи в рамках Программы ОМС, поэтому Заявитель не вправе был использовать средства ОМС для оплаты стоимости данных исследований (п. 5.3.9., 6.1., 6.3 ТС 2018, ТС 2019, п.7.9., п.10.10. ТС 2020).
Так как оплата Заявителем услуг 18 КТ-исследований на общую сумму 167 900 руб. 00 коп.: 6 КТ-исследований на сумму 60 200 руб. 00 коп. - физическое лицо не застраховано в системе ОМС, случай оказания медицинской помощи не внесен в реестры ОМС; 3 КТ-исследования на общую сумму 35 200 руб. 00 коп. - медицинская помощь оказана пациенту по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), случай оказания медицинской помощи не внесен в реестры ОМС; 9 КТ-исследований на сумму 72 500 руб. 00 коп. - случай оказания медицинской помощи внесен в реестры ОМС, но период лечения позже даты акта приемки оказанных услуг за КТ-услуги - не связана с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Подробно позиция Фонда по второму нарушению изложена в виде таблицы, приобщенной в качестве нового доказательства с отзывом на апелляционную жалобу.
Данные таблицы соотносятся с материалами дела, актом проверки и наглядно демонстрируют случаи нарушений (с указанием причин непринятия расходов, номеров документов, фамилий пациентов, дат оказания услуг и их оплаты).
Повторно оценив представленные в дело доказательства и позиции сторон, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно расценил действия заявителя по второму нарушению как использование средств ОМС не по целевому назначению.
Доказательств, позволяющих сделать иные выводы суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают правомерных выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
По материалам дела апелляционным судом не установлено нарушений, которые в силу статьи 270 АПК РФ влекут отмену или изменение судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда, вынесенное законно и обоснованно, в обжалуемой части следует оставить без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы суд относит на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2021 года по делу N А60-13218/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13218/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КАРДИОЛОГИИ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ