г. Санкт-Петербург |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А21-4482/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30729/2021) акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.08.2021 по делу N А21-4482/2021 (судья Залужная Ю.Д.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - заявитель, АО "ФПК", Общество; ОГРН 1097746772738 ИНН 7708709686) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (далее - Калининградстат, административный орган) от 13.04.2021 N 21/104, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 16.07.2021 (в виде резолютивной части) в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом 05.08.2021.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "ФПК" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 16.07.2021, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Калининградский производственный участок по организации перевозок транспортных средств (идентификационный номер 94154560270003) входит в состав Центра организации перевозок транспортных средств Северо-Западного филиала АО "ФПК", самостоятельным структурным подразделением не является, отдельную коммерческую деятельность не ведет, в связи с чем финансовая отчетность по указанному участку не составляется. Как указывает податель жалобы, деятельность работников данного участка учитывается в форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" в составе Пассажирского вагонного депо Калининград (ОКПО 51797017) - структурного подразделения АО "ФКП", что, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о добросовестном исполнении Обществом обязанности по предоставлению данной отчетности.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, административным органом установлено, что в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" АО "ФПК" в установленный срок - до 04.03.2021 не представлены сведения по форме федерального статистического наблюдения NП-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", утвержденной приказом Росстата от 24.07.2020 N 411 (далее - форма NП-1) за февраль 2021 по территориально обособленному структурному подразделению (далее - ТОСП) Калининградский производственный участок N 3 Северо-Западного филиала АО "ФПК" (ОКПО 94154560270003), расположенному по адресу: 236039, Калининградская область, г Калининград, ул. Железнодорожная, 15/23.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 30.03.2021 уполномоченным должностным лицом Калининградстата в отношении Общества протокола N 104 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Постановлением Калининградстата от 13.04.2021 по делу об административном правонарушении N 21/104 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного Обществу правонарушения, не установил существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 05.08.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются нормами от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ)
В силу части 6 статьи 8 Закона N 282-ФЗ юридические лица, которые имеют обособленные подразделения, должны предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) от 24.07.2020 N 411 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" (далее - Приказ N 411) утверждены формы федерального статистического наблюдения, в том числе форма П-1 и указания по ее заполнению (далее - Указания). В соответствии с Указаниями сроком предоставления формы П-1 является 4 рабочий день после отчетного периода, периодичность предоставления - ежемесячно.
В рассматриваемом случае сроком предоставления отчета по форме П-1 за февраль 2021 является 04.03.2021.
Согласно пункту 1 Указаний первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (далее - форма) предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, организаций, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн рублей);
юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) независимо от средней численности работников и объема оборота организации, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых;
юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) независимо от средней численности работников и объема оборота организации, зарегистрированные или прошедшие реорганизацию в текущем или предыдущем году.
В силу пункта 2 Указаний юридические лица предоставляют указанную форму федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма N П-1 заполняется как по каждому обособленному подразделению, за исключением осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
При этом согласно сноске "1" к пункту 1 Указаний обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
По форме за отчетный период возможно направление респондентом подписанного в установленном порядке отчета, не заполненного значениями показателей ("пустого" отчета по форме).
В нарушении вышеуказанных норм АО "ФПК" в установленный срок 04.03.2021 не представлены сведения по форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", Приказом N 411, за февраль 2021 по территориально обособленному структурному подразделению Калининградский производственный участок N 3 Северо-Западного филиала АО "ФПК" (ОКПО 94154560270003), расположенный по адресу: 236039, Калининградская область, г Калининград, ул Железнодорожная, 15/23.
Согласно приказу Росстата от 27.11.2019 N 711 об утверждении указаний по заполнению формы все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.
Обособленные подразделения организации, расположенные в границах одного муниципального района или городского округа, могут отражаться как одно территориально обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства).
Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Согласно представленной в Калининградстат АО "ФПК" формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за март 2021 года по ТОСП Калининградский производственный участок N 3 Северо-Западного филиала АО "ФПК" (ОКПО 94154560270003) средняя численность работников подразделения составляет 3 человека.
На основании сведений из Статистического регистра структурные подразделения АО "ФПК" с ОКПО 71459883 и 94154560270003 имеют разные почтовые адреса, находятся в разных регионах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург и г Калининград).
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, Калининградский производственный участок N 3 Северо-Западного филиала АО "ФПК" (ОКПО 94154560270003) полностью соответствует всем критериям (признакам) обособленного подразделения организации для целей статистического учета, в отношении которого Общество обязано представлять форму N П-1.
По подразделению с ОКПО 94154560270003 сформирован отдельный перечень форм к представлению на сайте Калининградстата в порядке абз. 7 пункта 4 Положения N 620 (стр. 12-14 дела об административном правонарушении).
При формировании формы N П-1 порядком заполнения и технологически не предусмотрено включение показателей в форму по нескольким обособленным подразделениям, в связи с чем подлежат отклонению доводы Общества о том, что деятельность работников Калининградского производственного участка N 3 учитывается в форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" в составе Пассажирского вагонного депо Калининград (ОКПО 51797017) - структурного подразделения АО "ФКП",
Из совокупности вышеуказанных норм АО "ФПК" по территориально обособленному структурному подразделению с ОКПО 94154560270003 подлежит к представлению перечень форм, размещенный на официальном сайте Калининградстата, в том числе форма N П-1 (при отсутствии показателей "пустой" отчет, подписанный в установленном порядке), однако указанный отчет Обществом в орган статистики не был представлен, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения Обществом требований Закона N 282-ФЗ и Приказа N 411 в установленный срок, а равно доказательств принятия необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Постановление Калининградстата от 13.04.2021 по делу об административном правонарушении N 21/104 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Апелляционный суд, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушений, не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции. В рассматриваем случае существенная угроза общественным отношениям и охраняемым законом интересам состоит в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, отсутствие должного контроля со стороны ответственных должностных лиц.
Наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей назначено административным органом в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном пределе санкции части 1 статьи 13.39 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления Калининградстата от 13.04.2021 по делу об административном правонарушении N 21/104 не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 05.08.2021 не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 августа 2021 года по делу N А21-4482/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4482/2021
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания", Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области
Ответчик: АО "Федеральная пассажирская компания", АО "Федеральная пассажирская компания" - Северо-Западный ф-л, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области