город Ростов-на-Дону |
|
12 ноября 2021 г. |
дело N А53-21142/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: представитель Шелухина Инна Викторовна по доверенности от 26.11.2018;
от ответчика: представитель Царева Ксения Романовна по доверенности от 19.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2021 по делу N А53-21142/2021
по иску акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой"
(ОГРН 1026100664006, ИНН 6102007550)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745),
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, учреждение) о взыскании задолженности взыскании 8 250 597,87 руб. задолженности по контракту N 984 от 28.10.2020 за март 2021 года.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате отбора проб сточных вод истцом выявлено, что ответчиком допускается сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций, в том числе сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем истцом начислена соответствующая плата.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2021 исковые требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что материалами дела доказан факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе запрещенные к сбросу загрязняющие вещества в систему канализации г. Аксая.
В соответствии с пунктом 4.3.5 контракта абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Представленный истцом расчет судом проверен, признан арифметически и методологически произведенным верно.
Доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате выставленных платежных документов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 8 250 597,87 руб. либо доказательств прекращения данной обязанности иным предусмотренным законом способом ответчиком в материалы дела не представлено.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта N 984 от 28.10.2020 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод обязанность по очистке сточных вод лежит на истце, в связи с чем лицом, ответственным за сброс в водный объект сточных вод и загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, является истец.
В отзыве на апелляционную жалобу истец апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.10.2020 между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации и акционерным обществом "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" заключен контракт (договор) холодного водоснабжения и водоотведения N 984.
Местом исполнения обязательств по договору являются объекты, расположенные по адресу: объект N 1 - Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная, 1 (далее - объект N 1); объект N 2 - Ростовская область, Аксайский район, п. Рассвет, ул. Дорожная, 3 (далее - объект N 2).
Согласно пункту 3.7 контракта (договора) N 984 размер оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Стороны согласовали место отбора пробы сточных вод с целью осуществления контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод требований к составу и свойствам сточных вод установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
По объекту N 1 установлены места отбора проб сточных вод (контрольные колодцы): КК N 1 - сбросной канализационный колодец в 25 м от торца здания котельной (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 11659 - 70%); КК N 2 - сбросной канализационный колодец в 20 м от торца здания (казармы) N 12 (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 в/ч 11659 - 30%) (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 26.04.2018).
По объекту N 2 контрольным местом отбора проб сточных вод считать канализационный колодец, предшествующий приемной емкости КНС в 6 м от северного и в 32 м от восточного ограждения (забора) в/ч 62829 (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 08.06.2018).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
На основании Программы контроля состава и свойств сточных вод в связи с тем, что объекты N 1 и N 2 не имеют локальных очистных сооружений, возможен внеплановый контроль состава и свойств сточных вод объекта (Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО) Ростовская область, Аксайский район).
На основании пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации N 728 от 22.05.2020 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонента "ЦЖКУ Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) составляет 1 раз в квартал.
На объекте N 1 АО "Аксайская ПМК РСВС" 25.01.2021 совместно с экспертной организацией - МУП "Управление "Водоканал" (договор N 39/СВ от 01.05.2017) был произведен очередной отбор сточных вод.
Уведомление о проведении отбора проб сточных вод N 100 от 20.01.2021 было отправлено 20.01.2021 в 10-46 ценным заказным письмом с описью документов АО "Почта России" на юридический адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, дом 2Б и на фактический адрес: 346400 Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Комитетская, 82. Уведомление содержало указание о том, что 25.01.2021 в 12 час. 55 мин АО "Аксайская ПМК РСВС" совместно с экспертной организацией - МУП "Управление "Водоканал" начнет производство очередных отборов сточных вод из контрольных колодцев на объекте, расположенном по адресу: Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная, 1.
Согласно уведомлению о вручении, заказное письмо было вручено 25.01.2021 сотруднику жилищно-коммунальной службы N 2 (г. Новочеркасск) филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ Куликовой Н.С.
Также 20.01.2021 в 9-00 было направлено повторно уведомление о проведении отбора проб сточных вод N 100 от 20.01.2021 на электронный адрес rostov_novochek03@mail.ru.
Согласно акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 5 от 25.01.2021, начало отбора сточных вод было произведено 25.01.2021 в 13 час 10 мин., окончание отбора проб сточных вод в 13 час 40 мин.
В данном случае проба была отобрана из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента с падающей струи.
Отбор проб выполнен в соответствии с ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", НД на методы испытаний и измерений.
Отбор проб выполнен аккредитованной лабораторией МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог ручным светонепроницаемым фарфоровым пробоотборным устройством, позволяющим исключить возможность изменения состава отобранной пробы.
Для уменьшения влияния света на пробу и обеспечения неизменности состава пробы посуда для хранения и транспортировки отобранной пробы выполнена из непрозрачного затемненного стекла объемами 1 л., 0,5 л., посуды из полимерного материала объемом 4,0 л. (достаточный объем для выполнения исследования (измерения) состава и свойств).
Использованная для хранения и транспортировки посуда была тщательно вымыта и обезжирена, а также промаркирована.
Консервация пробы произведена согласно ПНДФ 14.1:2:4.178-02.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Правительства Российской Федерации N 728 от 22.05.2020 проба сточной воды была опломбирована одноразовой пломбой N 03030115 (выпуск N 1) и N 03030135 (выпуск N 2) согласно Акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 5 от 25.01.2021.
Проба доставлена в аккредитованную лабораторию автомобилем МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог. Для предотвращения перегрева, проба была помещена в изотермический контейнер с охлаждающими вставками (t = 4 °C)
Замечаний к отбору проб из контрольного колодца на вышеуказанном объекте нет.
Акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 5 от 25.01.2021 (письмо N 127 от 25.01.2021) был отправлен ценным заказным письмом с описью документов АО "Почта России" 26.01.2021 в 14-03 час на юридический адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, дом 2Б и на фактический адрес: 346400, Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Комитетская, 82,
На объекте N 2 АО "Аксайская ПМК РСВС" совместно с экспертной организацией - МУП "Управление "Водоканал" (договор N 39/СВ от 01.05.2017) 25.01.2021 был произведен очередной отбор сточных вод.
Уведомление о проведении отбора проб сточных вод N 98 от 20.01.2021 было отправлено 20.01.2021 в 10-46 час. ценным заказным письмом с описью документов АО "Почта России" на юридический адрес: 105005, г. Москва, ул. Спатраковская; дом 2Б и на фактический адрес: 346400 Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Комитетская, 82, о том, что 25.01.2021 в 11 час 00 мин АО "Аксайская ПМК РСВС" совместно с экспертной организацией - МУП "Управление "Водоканал" начнет производство очередных отборов сточных вод из контрольных колодцев на объекте, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, п. Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г 5.
Согласно уведомлению о вручении, заказное письмо было вручено 25.01.2021 сотруднику жилищно-коммунальной службы N 2 (г. Новочеркасск) филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ Куликовой Н.С.
Также 20.01.2021 в 9-00 было направлено повторно уведомление о проведении отбора проб сточных вод N 100 от 20.01.2021 на электронный адрес rostov_novochek03@mail.ru.
Согласно Акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 4 от 25.01.2021, начало отбора сточных вод было произведено 25.01.2021 в 11 час 00 мин., окончание отбора проб сточных вод в 11 час 10 мин.
Проба была отобрана в присутствии представителя по доверенности от 22.01.2021 ЖКС N 2 г. Новочеркасск Филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО) - мастера участка N 5 п. Рассвет КЖФ ПУ N 2/5 (п. Степной) Миронюка Владимира Васильевича.
Отбор проб выполнен в соответствии с ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", НД на методы испытаний и измерений.
Отбор проб выполнен аккредитованной лабораторией МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог ручным светонепроницаемым фарфоровым пробоотборным устройством, позволяющим исключить возможность изменения состава отобранной пробы.
Для уменьшения влияния света на пробу и обеспечения неизменности состава пробы посуда для хранения и транспортировки отобранной пробы выполнена из непрозрачного затемненного стекла объемами 1 л., 0,5 л., посуды из полимерного материала объемом 4,0 л. (достаточный объем для выполнения исследования (измерения) состава и свойств).
Использованная для хранения и транспортировки посуда была тщательно вымыта и обезжирена, а также промаркирована.
Консервация пробы произведена согласно ПНДФ 14.1:2:4.178-02.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Правительства Российской Федерации N 728 от 22.05.2020 проба сточной воды была опломбирована одноразовой пломбой N 03030110 согласно Акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 4 от 25.01.2021.
Проба доставлена в аккредитованную лабораторию автомобилем МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог. Для предотвращения перегрева, проба была помещена в изотермический контейнер с охлаждающими вставками (t = 4 °C).
Акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 4 от 25.01.2021 (письмо N 126 от 25.01.2021) был отправлен ценным заказным письмом с описью документов АО "Почта России" 26.01.2021 в 14-03 на юридический адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, дом 2Б и на фактический адрес: 346400 Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Комитетская, 82,
Замечаний к отбору проб из контрольного колодца на вышеуказанном объекте нет.
Обосновывая требование об оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за март 2021, истец ссылается на следующие обстоятельства.
По результатам измерений проб воды, отобранной с объекта N 1, выпуск N 1, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, составлен протокол N 005 - СВА от 29.01.2021 и пояснительная записка к нему, согласно которым в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сульфиды (в 2619,05 раз), АСПАВ (в 200 раз), медь (в 1500 раз). На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за март 2021 года - 1 664 234,04 руб., которые ответчиком не оплачены.
По результатам измерений проб воды, отобранной с объекта N 1, выпуск N 2, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, составлен протокол N 006 - СВА от 29.01.2021 и пояснительная записка к нему, согласно которым в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сульфиды (в 2380,95 раз), АСПАВ (в 163 раз), медь (в 1333,33 раз). На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за март 2021 года - 638 022,98 руб., которые ответчиком не оплачены.
По результатам измерений проб воды, отобранной с объекта N 2, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, составлен протокол измерений проб воды N 004 - СВА от 29.01.2021 и пояснительная записка к нему, согласно которым в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сульфиды (в 2428,57 раз), АСПАВ (в 181,82 раз), медь (в 1416,67 раз). На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за март 2021 года - 627 540,73 руб., которые ответчиком не оплачены.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за март 2021 года составляет 2 929 797,75 руб.
В части требования об оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2021 года, истец пояснил следующее.
По объекту N 1, выпуск N 1 согласно протоколу измерений проб воды N 005 - СВА от 29.01.2021, пояснительной записки к нему, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, в составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов (S-H2S+S2-), меди, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ) согласно Приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644. На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2021 года в сумме 3 107 222,84 руб., которые ответчиком не оплачены.
По объекту N 1, выпуск N 2. согласно протоколу измерений проб воды N 006 - СВА от 29.01.2021, пояснительной записки к нему, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, в составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов (S-H2S+S2-), меди, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) согласно Приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644. На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2021 года в сумме 1 104 268,24 руб., которые ответчиком не оплачены.
По объекту N 2 согласно протоколу измерений проб воды N 004 - СВА от 29.01.2021, пояснительной записки к нему, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов (S-H2S+S2-), меди, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) согласно Приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644). На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2021 в сумме 1 109 309,04 руб., которые ответчиком не оплачены.
Общая сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2021 года составляет 5 320 800,12 руб.
Итоговая сумма задолженности по требованию за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и по требованию за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2021 г. составляет 8 250 597,87 руб.
05.04.2021 ответчику отправлены ценным заказным письмом с уведомлением с описью документов платежные документы, которые не были оплачены.
04.05.2021 письмом N 1254 направлена претензия за март 2021 с требованием погасить имеющуюся задолженность в пятидневный срок с момента ее получения, которое ответчиком не выполнил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления исковых требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о водоснабжении по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (п. 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В пункте 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (п. 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 781 заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ указано, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные данным Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в пункте 118 Правил N 644.
Обязанность по указанной компенсации расходов (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) наступает у абонента в силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктами 113 и 114 названных Правил.
В силу пункта 113 Правил N 644 в действовавшей на момент выявления нарушения (25.01.2021) и в настоящее время редакции сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 данных Правил.
Согласно пункту 114 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений (для очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по показателям, относящимся к технологически нормируемым веществам), при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 данных Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;
В пунктах 120 и 123 Правил N 644 содержатся формулы определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для случая, когда по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных соответственно подпунктами "а" и "б" пункта 113 Правил N 644.
В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) данных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 дней со дня выставления счета.
В исковой период действовало также постановление Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 (утратило силу 27.04.2021), которым был утвержден "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, он распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области.
Порядок регулирует механизм взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области.
Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ по временным условиям приема (льготным условиям, стимулирующим водоохранную деятельность абонентов); сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 4 Порядка).
В пункте 22.3 Порядка установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к базовым нормативам платы, умноженных на коэффициент индексации платы, на коэффициент экологической ситуации и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Постановлением Администрации Аксайского городского поселения N 76 от 18.02.2021 утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод на март 2021 года.
На основании пункта 24 постановления N 348 общая величина платы, взимается организациями ВКХ в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка в каждом расчетном периоде, ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в расчетном периоде.
В соответствии с п.п. "е" п. 34 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдением устанавливаемых в соответствии с данными Правилами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также установленных данными Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии со статьей 2 Закона N 416-ФЗ:
водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;
централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
С соответствии с пунктом 2 Правил N 644:
контрольная проба - проба сточных вод, сбрасываемых абонентами (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная организацией, осуществляющей водоотведение, или иным уполномоченным ею лицом, в контрольном канализационном колодце или ином канализационном колодце (сооружении, устройстве), определяемом в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728), с целью определения состава и свойств таких сточных вод в аккредитованной лаборатории по заказу организации, осуществляющей водоотведение;
контрольный канализационный колодец - колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод.
Из материалов дела следует, что в результате взятия проб из контрольных колодцев истцом установлено превышение максимально допустимых значений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в результате чего ответчику была начислена плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых показателей и концентраций в соответствии с п. 2.9.2 Постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле указанной в пункте 123 Правил N 644.
Представленный истцом расчет судом признан произведенным верно. Ответчиком контррасчет не представлен.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ответственным за сброс загрязняющих веществ в водный объект сточных вод с превышением допустимых концентраций является общество, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку противоречат условиям контракта, согласно пункту 1.1 которого именно абонент (учреждение) обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета.
Таким образом, в соответствие с пунктом 4.3.5 контракта абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2019 по делу N А53-8971/2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные разъяснения, изложены в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац третий пункта 21).
Соответственно, расходы истца по оплате государственной пошлины по иску верно взысканы судом с ответчика.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Ответчиком заявлено ходатайство об освобождении от оплаты государственной пошлины.
При рассмотрении указанного ходатайства апелляционным судом учитывается следующее.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, глава 25.3 НК РФ). Для того, чтобы воспользоваться льготой по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ заинтересованное лицо обязано подтвердить статус государственного органа (органа местного самоуправления) и свое процессуальное положение (истец, ответчик).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
К полномочиям Минобороны России в соответствии с подпунктом 68 пункта 7 Положения о Минобороны России отнесено осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также эксплуатация таких объектов.
В соответствии с пунктом 6 названного Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" учреждение создано в целях осуществления содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с несвоевременной оплатой ответчиком задолженности за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых показателей и концентраций и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения объектами военной и социальной инфраструктуры в соответствии с контрактом, заключенным в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, участие ФГБУ "ЦЖКУ" в настоящем деле обусловлено осуществлением указанных выше функций государственного органа, и в этом качестве ответчик в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Указанная правовая позиция сформирована в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 305-ЭС21-4119 по делу N А40-272675/2019.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2021 по делу N А53-21142/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21142/2021
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ