г. Москва |
|
11 ноября 2021 г. |
Дело N А40-101488/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Т-Серт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2021 по делу N А40-101488/2021
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Т-Серт"
к Федеральной службе по аккредитации
о признании незаконным приказа,
в присутствии:
от заявителя: |
Лобов Р.О. по доверенности от 06.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
Кейдюк Н.В. по доверенности от 08.11.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2021, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Т-Серт" (заявитель, Общество) о признании недействительным приказа Федеральной службы по аккредитации (заинтересованное лицо, Росаккредитация) от 11.03.2021 N 35-ПО "О приостановлении действия аккредитации".
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, указал, что судом полностью проигнорированы доводы заявителя.
Представитель Росаккредитации в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических материалов дела, основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением послужил изданный Росаккредитацией приказ от 11.03.2021 N 35-ПО О приостановлении действия аккредитации" ООО "Т-Серт", аккредитованного в качестве органа по сертификации, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11АД84.
Не согласившись с вынесенным приказом, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его незаконным и обязании устранить допущенное нарушение.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявленных требований,
При этом суд обоснованно исходил из правомерности оспариваемого приказа Росаккредитации ввиду наличия правовых оснований для его издания, руководствуясь следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации, Закон N 412-ФЗ) аккредитованное лицо должно проходить процедуру подтверждения компетентности не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности.
Судом установлено, что предыдущая процедура подтверждения компетентности ООО "Т-Серт" как аккредитованного органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11АД84) пройдена 01.02.2019 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Закона об аккредитации, решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не ранее чем за четыре месяца до наступления срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи.
ООО "Т-Серт" обязано обратиться с заявлением о проведении процедуры подтверждения компетентности не позднее 28.12.2020.
Однако, в связи с пандемией COV1D-19, в условиях угрозы распространения повой коронавирусной инфекции, Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", которым сроки прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности, определенные частью 1 статьи 24 Закона об аккредитации, наступающие (наступившие) в 2020 году, отношении аккредитованных лиц (органов по сертификации и испытательных лабораторий), выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия, за исключением государственных и муниципальных учреждений, увеличены на 6 месяцев (п. 2 приложения N 11 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 N 440).
ООО "Т-Серт" относится к аккредитованным лицам, выполняющим работы в области обязательного подтверждения соответствия.
Материалами дела установлено, что применительно к ООО "Т-Серт" срок прохождения процедуры подтверждения компетентности продлевался до 28 июня 2021 года.
При этом, согласно абзацу четвертому пункта 2 приложения N 11 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 N 440 заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается не ранее чем за месяц до наступления срока, исчисленного с учетом положений настоящего пункта, то есть для ООО "Т-Серт" не ранее 28.05.2021.
Расчет срока прохождения ООО "Т-Серт" процедуры подтверждения компетентности сделан с учетом разъяснений Росаккредитации, данных на официальном сайте Росаккредитации.
Кроме того, о переносе срока прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности на 6 месяцев было сообщено Уведомлением Росаккредитации от 24.04.2020 N 8712/03-ДГ.
После получения приказа Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) от 11.03.2021 N 35-ПО "О приостановлении действия аккредитации" ООО "Т-Серт" обратилось в Росаккредитацию с жалобой от 12.03.2021 N 438 на принятый приказ с просьбой отменить его как необоснованный и незаконный.
Письмом от 12.04.2021 N 70-Ж Росаккредитация отказалась отменить приказ до прохождения процедуры подтверждения компетентности, ссылаясь на то, что срок прохождения процедуры подтверждения компетентности ООО "Т-Серт" приходится на 01.02.2021.
Оспаривая решение суда, общество указывает, что оспариваемый приказ не соответствует п. 2 приложения N 11 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440, лишает ООО "Т-Серт" как аккредитованного лица права на перенос срока прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности на 6 месяцев.
Между тем, вопреки доводам, заявителем не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об аккредитации (далее также - аккредитация) - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона об аккредитации аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Закона N 412-ФЗ к полномочиям Росаккредитации как национального органа по аккредитации относится осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Согласно абзацу первому пункта 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 (далее - Положение о Росаккредитации), Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Закона N 412-ФЗ.
Согласно содержанию пункта 5.1.13 Положения о Росаккредитации, к полномочиям Росаккредитации относится подтверждение компетентности аккредитованных лиц.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Закона об аккредитации аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Согласно пункта 1 статьи 8 Закона об аккредитации к полномочиям национального органа по аккредитации относится, осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждение компетентности аккредитованных лиц; проведение аттестации экспертов по аккредитации; формирование и ведение реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, предоставление сведений из указанных реестров и иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части контрольной функции Федеральной службы по аккредитации (пункт 2 части 1 статьи 8, статья 27 Закона об аккредитации) и статуса аккредитованных лиц как подконтрольных субъектов транспарентность означает контролепригодную прослеживаемость их деятельности и условий ее осуществления, определяемых критериями аккредитации.
Взаимные положения статей 22, 23, 24 и 27 Закона об аккредитации предусматривают правовые механизмы, обеспечивающие выполнение работ по оценке соответствия только теми аккредитованными лицами, которые соответствуют критериям аккредитации. Одним из таких механизмов является процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица.
Согласно положениям ст. 24 Закона об аккредитации процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица представляет собой проводимую в установленные законом сроки комплексную многоступенчатую полисубъектную оценку соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (то есть, проверку его компетентности), и, как следствие оценку безопасности и качества потенциальных результатов деятельности аккредитованного лица в своей области аккредитации.
На основании части 1 статьи 24 Закона об аккредитации аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в установленные ей сроки:
1. в течение первого года со дня аккредитации;
2. не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности;
3. каждые пять лет со дня аккредитации.
Частями 2, 3 статьи 24 Закона об аккредитации установлены правила применения указанных сроков.
Из содержания частей 8-19 статьи 24 Закона об аккредитации следует, что процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица заключается в проведении документарной и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, которые осуществляются экспертной группой, включающей эксперта по аккредитации, технических экспертов и формируемой в соответствии с частями 6 - 10 статьи 17 Закона об аккредитации.
В статье 24 Закона N 412-ФЗ изложен порядок осуществления подтверждения компетентности аккредитованного лиц. При этом важно отметить, что согласно части 5 статьи 24 Закона об аккредитации решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не ранее чем за четыре месяца до наступления срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 части 1 статьи 8 Закона об аккредитации осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также подтверждение компетентности аккредитованных лиц, определены в качестве одних из ключевых функций национального органа по аккредитации.
Судом установлено, что приказом Росаккредитации N Аа-1027 от 29.09.2017 ООО "Т-Серт" аккредитовано в качестве органа по сертификации (номер записи в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11АД84).
Приказ Федеральной службы по аккредитации от 01.02.2019 N ПК1-152 ООО "Т-Серт" подтвердило компетентность в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Закона об аккредитации.
Таким образом, срок прохождения процедуры подтверждения компетентности в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Закона об аккредитации у ООО "Т-Серт" наступил 01.02.2021 года.
С учетом положений частей 1-3, 5 статьи 24 Закона об аккредитации ООО "Т-Серт", имея намерение и далее свободно продолжать фактическое осуществление деятельности в своей области аккредитации, было обязано в установленный законом срок (не позднее чем за 20 рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности) представить в Федеральную службу по аккредитации заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности, то есть, не позднее 25 декабря 2020 года.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (далее - Постановление N 440), вступило в силу 6 апреля 2020 г.).
Пунктом 8 Постановления N 440 предусмотрено, что особенности применения разрешительных режимов в отношении федеральных законов, указанных в части 2 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", устанавливаются согласно приложениям N 3 - 11 Постановления N 440.
Пунктом 2 Особенностей разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом об аккредитации, являющихся приложением N 11 к Постановлению N 440 (далее - Особенности), установлено, что сроки прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности, определенные частью 1 статьи 24 Федерального закона N 412 -ФЗ, наступающие (наступившие) в 2020 году, увеличиваются:
- в отношении аккредитованных лиц (органов по сертификации и испытательных лабораторий), выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия, за исключением государственных и муниципальных учреждений, - на 6 месяцев;
- в отношении иных аккредитованных лиц - на 12 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 г. N 109 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. N 440" (далее - Постановление N 109, вступило в силу 8 февраля 2021 г.), внесены изменения в Постановление N 440, в том числе и в Особенности.
Согласно дополненному Постановлением N 109 пункту 2(1) Особенностей, предусмотрено, что в отношении аккредитованных лиц (за исключением органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия) сроки прохождения процедуры подтверждения компетентности, определенные частью 1 статьи 24 Закона N 412-ФЗ, наступающие в период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г., увеличиваются на 12 месяцев.
Следовательно, положения пунктов 2, 2(1) Особенностей разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом N 412-ФЗ, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. N 440, с учетом изменений, внесённых Постановлением N 109, в части увеличения сроков прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности, определенные частью 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ, не распространяются на орган по сертификации ООО "Т-Серт".
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя, как основанный на неверном толковании норм права, о том, что срок прохождения процедуры подтверждения соответствия выпадает на 25.12.2020, поскольку понятия "срок прохождения процедуры подтверждения компетентности" и "срок подачи заявления" приходятся на разные даты.
Пункт 2 Особенностей регулирует сроки прохождения процедуры подтверждения компетентности, наступающие (наступившие) в 2020 году, которые увеличиваются на 6 и 12 месяцев.
Между тем, под указанный пункт Особенностей ООО "Т-Серт" не подпадает, поскольку, как следует из материалов дела, срок прохождения процедуры подтверждения компетентности наступал для Заявителя в 2021 году (01.02.2021).
Изменения, введенные в Постановление N 440, Постановлением N 109, в части дополнения Особенностей пунктом 2 (1), согласно которому срок прохождения процедуры подтверждения компетентности, наступающий в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 увеличивается на 12 месяцев, также не относится к ООО "Т-Серт", поскольку в рассматриваемом пункте прямо указано, что он не распространяется на органы по сертификации, выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона об аккредитации факт отказа или уклонения от прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица является самостоятельным безусловным основанием для приостановления действия аккредитации.
В указанный срок (до 25.12.2020) заявление на оказание государственной услуги по подтверждению компетентности от аккредитованного лица не поступило, в связи с чем на основании п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 412-ФЗ Росаккредитацией принято решение о приостановлении действия аккредитации органа по сертификации продукции ООО "Т-Серт" (приказ от 11.03.2021 N 35-ПО).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 22 Закона N 412-ФЗ незавершение прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона в течение шести месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Ззакона N 412-ФЗ, является самостоятельным основанием для прекращения действия аккредитации, о чем письмом N 5026/04-ОД от 11.03.2021 ООО "Т-Серт" уведомлено.
Довод заявителя, о том, что заявление ООО "Т-Серт" должно быть оставлено Росаккредитацией без рассмотрения, со ссылкой на пункт 2 Приказа N 229, устанавливающий особенности рассмотрения Росаккредитацией заявление о прохождении процедур подтверждения компетентности, поданных на дату вступления в силу Постановления N 440 (06.04.2020), включая основания для их возврата, является необоснованным.
Так, пункт 2 Приказа N 229 устанавливает следующие особенности рассмотрения Росаккредитацией заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности, поданных на дату вступления в силу Постановления, включая основания для их возврата: а) заявления о прохождении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица возвращаются без рассмотрения, в случае если на дату вступления в силу Постановления не был осуществлен отбор эксперта по аккредитации; б) в случае если на дату вступления в силу Постановления акт экспертизы не поступил в Росаккредитацию, предоставление государственной услуги приостанавливается: в отношении аккредитованных лиц (органов по сертификации, испытательных лабораторий), выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия, за исключением государственных и муниципальных учреждений, - на 6 месяцев; в отношении иных аккредитованных лиц - на 12 месяцев; в) заявления, по которым на дату вступления в силу Постановления акт экспертизы поступил в Росаккредитацию, рассматриваются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 настоящего приказа; г) заявления о прохождении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, совмещенные с изменением места осуществления деятельности и (или) расширением области аккредитации: в части процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица рассматриваются в соответствии с подпунктами "а" - "в" настоящего пункта; в части изменения места осуществления деятельности и (или) расширения области аккредитации рассматриваются в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа.
Вместе с тем, ООО "Т-Серт" заявление на прохождение процедуры подтверждения компетентности подано после обращения в суд.
Судом учтено, что приказом Росаккредитации от 04.08.2021 N П-3393 утверждена экспертная группа и программа для проведения оценки соответствия аккредитованного лица.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку приказ Росаккредитации соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2021 по делу N А40-101488/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101488/2021
Истец: ООО "Т-СЕРТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-909/2022
11.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66783/2021
22.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55001/2021
16.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-101488/2021