г. Санкт-Петербург |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А56-46308/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Авилкин В.В., по доверенности от 05.08.2021;
от ответчика (должника): 1. Завьялов М.В., по доверенности от 07.10.2021; Большаков С.Б., по доверенности от 21.09.2021;
Трубинова Е.И. по доверенности от 20.07.2021; Лыженков Д.Н., по доверенности от 01.07.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33568/2021) общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Региональные продажи" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2021 по делу N А56-46308/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть -Региональные продажи"
к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию пассажирского автотранспорта
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "РН-Карт"
об оспаривании условий документации открытого аукциона в электронной форме; протокола от 03.03.2021 N ЭА-21/31.2; о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Региональные продажи" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании условий пп. 6.3 пункта 6 Приложения N 1 "Техническое задание" Документации на проведение открытого аукциона в электронной форме Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автотранспорта (далее - Предприятие) в части установления территориального ограничения расположения объектов участников до объектов заказчика и объединения мест поставки для каждого объекта заказчика в один лот; об оспаривании протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе от 03.03.2021 N ЭА-21/31.2; о признании недействительным договора от 16.03.2021 N 57830001758210000440000, заключенного по итогам аукциона с обществом с ограниченной ответственностью "РН-Карт" (далее - ООО "РН-Карт"), и применении последствий недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 23.08.2021 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что требованиям технического задания в части расстояний от автопарков (отдельных производств) для основных и резервных АЗС соответствовали только два хозяйствующих субъекта и только один из которых принял участие в торгах, ООО "Северо - Западный Филиал ООО "РН-Карт", ранее представивший коммерческое предложение, а лицо, не подавшее коммерческое предложение, и иные хозяйственные субъекты не соответствовали указанным требованиям технического задания.
Податель жалобы считает, что, таким образом, зная расстояние от автобусных парков до АЗС ООО "РН-Карт", организатором торгов были созданы преимущественные условия участия в торгах для указанного лица, по сравнению с его конкурентами, не предоставившими коммерческое предложение, путем установления требования к удаленности АЗС от автобусных парков Заказчика не на основе объективных экономических критериев, а исходя из соответствия соответствующим условиям конкретных хозяйствующих субъектов.
По мнению подателя жалобы, Предприятие руководствовалось не объективными экономическими критериями, а стремлением установить такие требования, чтобы им соответствовали только определенные, заранее выбранные Предприятием хозяйствующие субъекты. Доказательства существования экономических или технологических причин для установления в закупочной документации установления именно тех расстояний от автобусных парков до основной и резервной АЗС, которые определены в пп. 6.3. пункта 6 Технического задания Предприятием не представлено.
Доказательств экономического эффекта закупки с объединением потребности в топливе всех автобусных парков заказчика в один лот Предприятием также не представлено, что не позволяет сравнить экономическую выгоду объединения закупки топлива по различным автопаркам в один лот с экономической выгодой проведения закупки с разделением на несколько лотов в зависимости от автопарка.
Податель жалобы считает, что такое объединение привело к тому, что хозяйствующие субъекты, которые удовлетворяют требованиям закупочной документации к расстоянию от автобусного парка до основной и резервной АЗС только по отдельным автобусным паркам, в том числе Истец, не смогли принять участие в соответствующем аукционе, при том, что применительно к отдельным автобусным паркам (например, Колпинский парк) АЗС Истца расположены ближе, чем ООО "РН-Карт".
Предприятие и ООО "РН-Карт" представили отзывы на апелляционную жалобу.
ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" представило возражение на отзывы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте для размещения заказов www.zakupki.gov.ru Предприятием (заказчик) 29.01.2021 опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива ЕВРО 5 по топливным картам через сеть АЗС Санкт-Петербурга с установленной начальной (максимальной) ценой договора (ценой лота) 9 096 120 000,00 руб. и сроком исполнения договора - 3 года (извещение N 32109942428) (далее - Аукцион).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 03.03.2021 N ЭА-21/31.2 победителем Аукциона признано ООО "РН-Карт"; заявка ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" признана несоответствующей требованиям подпункта 2 пункта 7.1.6 Документации об аукционе.
По результатам аукциона между Предприятием и ООО "РН-Карт" 16.03.2021 заключен договор поставки N ДО/ГСМ-145 (далее - договор).
Не согласившись с условиями аукционной документации в части установления территориального ограничения расположения объектов участников до объектов заказчика и объединения мест поставки для каждого заказчика в один лот, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Целью Закона N 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целями регулирования названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статьей 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
К числу основных принципов закупочной деятельности Закон N 223-ФЗ относит информационную открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Соблюдение заказчиком основных принципов Закона N 223-ФЗ предполагает неукоснительное соблюдение прав участников в любой сфере правоотношений, в том числе при формировании документации, при допуске заявок, при их оценке, при заключении договора.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что требования закупочной документации определены таким образом, чтобы им соответствовали конкретные хозяйствующие субъекты; в материалах дела отсутствуют доказательства существования экономических или технологических причин для установления в закупочной документации именно тех расстояний от автобусных парков до основной и резервной АЗС, которые определены в пп.6.3 Технического задания.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке -товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Предприятию как заказчику, предоставлено право самостоятельно определять свою потребность в товарах (работах, услугах), установив при этом функциональные и технические характеристики закупаемого товара (работ, услуг) таким образом, который позволяет участникам закупки сформировать свои предложения и не влечет за собой ограничение количества участников.
Как следует из материалов дела, подпунктом 6.3 пункта 6 Приложения N 1 "Техническое задание" аукционной документации установлены требования к расстоянию от основной и резервной АЗС до автобусных парков филиалов Предприятия, расположенных по девяти адресам.
Исходя из разъяснений в письме Минэкономразвития России от 20.02.2017 N Д28И-699, заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указано границы административного округа (территориального образования), или в километрах.
В судебном заседании как суда первой инстанции, так в суде апелляционной инстанции Предприятие пояснило, что при установлении условий о расположении АЗС на определенном расстоянии от места нахождения автопарков СПб ГУП "Пассажиравтотранс" руководствовалось следующим:
- экономикой перевозок;
- необходимостью сокращения холостых пробегов во время следования автотранспорта к АЗС для заправки топливом;
- соблюдением норм рабочего времени водителей, которые обязаны обеспечивать своевременную заправку автобусов ДТ;
- обеспечением безопасности перевозок и защитой интересов пассажиров, поскольку чем ближе АЗС к автопарку, тем меньше времени потребуется на заправку автобуса, тем строже будет соблюдаться расписание движения общественного транспорта и требования по безопасности перемещения (то есть водителям не придется нагонять график движения в связи с тем, что они потратили на подготовку автобуса больше времени, чем было запланировано).
25.02.2021 заказчиком состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе 32109942428.
По итогам рассмотрения заявок заказчиком составлен протокол от 25.02.2021 N ЭА-21/31 и комиссией принято решение о допуске двух подавших заявки лиц к участию в аукционе.
01.03.2021 состоялось проведение открытого аукциона.
При рассмотрении вторых частей заявок заявка Общества (участник не подавал ценовое предложение) признана несоответствующей требованиям подпункта 2 пункта 7.1.6 Документации об аукционе, поскольку вторая часть заявки Общества не соответствует требованиям, установленным в документации в части расстояния между АЗС, указанными Обществом в качестве основных и резервных, и автобусными парками Предприятия по четырем автопаркам из шести и, соответственно, по шести адресам автопарков из девяти.
По итогам рассмотрения заказчиком составлен протокол от 03.03.2021N ЭА-21/31.2.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно пп. 2.1 пункта 2 Технического задания целью рассматриваемой закупки является обеспечение бесперебойной работы подвижного состава при осуществлении основной деятельности Предприятия.
Указание в документации в качестве места и условий поставки товара, необходимого для обеспечения деятельности Предприятия, определенного километража от автобусных парков до АЗС, необходимо для оптимального удовлетворения нужд Предприятия и обусловлено потребностью в получении им качественного продукта при наименьших затратах. Указанное требование направлено на выявление в результате аукциона поставщика, исполнение договора с которым в наибольшей степени удовлетворит потребность Предприятия.
Исходя из пункта Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Судом установлено, что при подготовке аукционной документации заказчиком был проведен мониторинг рынка поставки, путем направления запросов о предоставления коммерческих предложений с указанием расположения Автобусных парков - филиалов СПб ГУП "Пассажиравтотранс": ООО "Киришиавтосервис", ПАО "Газпромнефгь", ООО "Лукойл-Северо-Западнефтспродукт", "Северо-Западный Филиал ООО "РН-Карт", Балтийский филиал ООО "Татнефть-АЗС-Запад", ООО "Ротехразвитие", ООО "Фаэтон", ЗАО "Линос", ООО "Шелл Нефть".
Коммерческие предложения поступили от трех хозяйствующих субъекто: ООО "Лукойл - Северо- Западнефтепродукт", "Северо-Западный Филиал ООО "РН-Карт", ООО "Ростехразвитие".
С учетом изложенного, установление в документации аукциона требования о месте поставки товара (АЗС) в километрах от места нахождения автобусных парков -филиалов СПб ГУП "Пассажиравтотранс", является обоснованной потребностью заказчика, не нарушает положений Федерального закона 223-ФЗ, Положения о закупках и не является ограничением конкуренции.
Заказчик, в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ определяет потребность в товаре (работе, услугах) и самостоятельно формирует лоты закупки требований и ограничений, установленных законодательством.
Федеральным законом N 223-ФЗ не установлено ограничений по формированию лотов.
Исходя из разъяснений, указанных в письме ФАС России от 17.07.2019 N ИА/61348/19, факт укрупнения лотов не является признаком нарушения антимонопольного законодательства и не обязательно приводит к ограничению конкуренции.
Заключение договора на долгосрочный период на поставку для автобусных парков дизельного топлива Евро 5 по топливным картам через сеть АЗС Санкт-Петербурга обусловлено необходимостью обеспечить возможность своевременной заправки подвижного состава без привязки к местоположению Автобусных парков и маршрутной сети, при этом обеспечить минимальные "холостые" пробеги до АЗС и возможность оперативного перераспределения объема топлива по всей зоне маршрутной сети, обслуживаемой заказчиком.
Разделение закупки на лоты с привязкой к месторасположению Автобусных парков ограничивает возможности заказчика оперативно адаптировать парк подвижного состава в условиях изменения транспортной работы маршрутной сети и (или) места постоянного базирования.
Также централизованная закупка позволяет эффективней использовать выделенные средства бюджета за счет снижения цены с учетом значительного общего объема поставки. Разделение закупки на лоты влечет снижение объемов поставки относительно каждого лота, что влияет на формирование ценовых предложений.
В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ, услуг.
Доказательств незаконности объединения потребностей шести автопарков, принадлежащих Предприятию, в рамки единого лота не представлено. Такое объединение не запрещено законом, искусственное разделение единой потребности Предприятия на несколько лотов снизило бы экономическую эффективность закупочной процедуры, привело бы к нерациональному расходованию средств Обществом.
Также требованиям документации аукциона соответствовали два хозяйствующих субъекта: публичное акционерное общество "ЛУКОЙЛ" и ООО "РН-Карт", что исключает возможность признания таких требований потенциально ограничивающими конкуренцию.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобе не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2021 по делу N А56-46308/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46308/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ"
Ответчик: ГУП Санкт-Петербургское пассажирского автотранспорта
Третье лицо: ООО "РН-Карт"