г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А26-3701/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен, онлайн-заседание не состоялось по причинам, не зависящим от апелляционного суда,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32790/2021) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2021 по делу N А26-3701/2021, принятое по иску:
истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (адрес: Россия, 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, Красная улица (Центр р-н), дом 33, ОГРН: 1041000052060, Дата присвоения ОГРН: 21.12.2004, ИНН: 1001048550)
ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (адрес: Россия, 183038, Мурманская область, город Мурманск, Пушкинская улица, 12, ОГРН: 1105190003049, Дата присвоения ОГРН: 18.03.2010, ИНН: 5190915348)
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республики Карелия (далее - истец, УФССП по РК, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия (далее - ответчик, МТУ Росимущества) об обязании принять в собственность Российской Федерации:
- объект незавершенного строительства (кадастровый номер 10:01:0110148:339, РНФИ П 12520092373);
- объект недвижимости - здание контрольно-пропускного пункта (кадастровый номер 10:01:0110148:68, РНФИ П 12100000903);
- объект недвижимости - здание склада (кадастровый номер 10:01:0110148:58, РНФИ П 12100000900);
- объект недвижимости - здание автомастерской (кадастровый номер 10:01:0110148:59, РНФИ П 12100000902);
- объект недвижимости - здание штаба (кадастровый номер 10:01:0110148:57, РНФИ П 121000008998);
- земельный участок площадью 28 359 кв.м (кадастровый номер 10:01:0110148:189, РНФИ П 11100003716);
- земельный участок площадью 1 455 кв.м (кадастровый номер 10:01:0110148:211, РНФИ П 11100004455).
Решением от 20.08.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным решением, МТУ Росимущества подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, в иске отказать; ссылается на то, что изъятие имущества, закрепленного на праве оперативного управления, является правом, а не обязанностью собственника имущества; полагает, что права истца не нарушены.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы", которым было предусмотрено строительство административного здания УФССП по РК (пункт 9 приложения N 6), Управлению переданы на праве оперативного управления следующие объекты недвижимости:
- здание контрольно-пропускного пункта (кадастровый номер 10:01:0110148:68, РНФИ П 12100000903);
- здание склада (кадастровый номер 10:01:0110148:58, РНФИ П 12100000900);
- здание автомастерской (кадастровый номер 10:01:0110148:59, РНФИ П 12100000902);
- здание штаба (кадастровый номер 10:01:0110148:57, РНФИ П 121000008998).
Также на праве постоянного (бессрочного) пользования за истцом закреплены земельные участки площадью 28 359 кв.м (кадастровый номер 10:01:0110148:189, РНФИ П 11100003716); площадью 1 455 кв.м (кадастровый номер 10:01:0110148:211, РНФИ П 11100004455), находящиеся в собственности Российской Федерации.
08.07.2013 произведена регистрация права оперативного управления на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 10:01:0110148:57, 10:01:0110148:58, 10:01:0110148:68, 10:01:0110148:59.
31.07.2013 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 10:01:0110148:189, 20.05.2014 - на земельный участок с кадастровым номером 10:01:0110148:211.
Также в порядке реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" Управлением на основании разрешения на строительство N RU-10301000-61/1-2015, выданного 16.08.2016 Администрацией Петрозаводского городского округа, создан объект незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0110148:189, объект со строительной готовностью 10% поставлен на кадастровый учет за номером 10:01:0110148:339, регистрация права оперативного управления за истцом произведена 13.05.2020, права федеральной собственности - 03.07.2020.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 1840 внесены изменения в федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", в соответствии с которыми строительство административного здания УФССП по РК исключено из федеральной целевой программы, соответствующие лимиты бюджетных средств у истца отозваны.
Письмами от 30.12.2020 N 10908/20/24227, от 15.02.2021 N 10907/21/3324-ОГ УФССП по РФ обращалось в МТУ Росимущества с заявлением об отказе от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на спорные объекты, просило изъять объекты в связи с несением дополнительных издержек по их содержанию и уплате налогов, а также в связи с неиспользованием и противоречием назначения спорного имущества целям деятельности Управления.
Не получив ответа на указанные обращения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив, что УФССП по РК реализовало свое право на отказ от права оперативного управления недвижимым имуществом и права постоянного (бессрочного) пользования расположенными под ними земельными участками надлежащим образом, суд первой инстанции удовлетворил иск, придя к выводу, что бездействие нарушает права истца, не использующего имущество, переданное/ созданное в порядке реализации впоследствии измененной федеральной целевой программы, и несущего бремя его содержания в отсутствие возможности эксплуатации по назначению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 468 (далее - Положение N 468), МТУ Росимущества самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2021 по делу N А26-3701/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3701/2021
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия