г. Красноярск |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А33-29282/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала - Магистральные электрические сети Сибири (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 августа 2021 года по делу N А33-29282/2020,
при участии:
от ответчика по первоначальному иску, истца по встречному - акционерного общества "Омскэлектро": Гусева М.В., представитель по доверенности от 16.08/.2021 N 06-10/123юр, диплом, паспорт;
от истца по первоначальному иску, ответчика по встречному - публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы":
Мицкевич А.А., представитель по доверенности от 29.10.2020 N 87-20, диплом, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - истец по первоначальному иску; ответчик по встречному иску; ПАО "ФСК ЕС") в лице филиала - Магистральные электрические сети Сибири обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Омскэлектро" (далее - ответчик по первоначальному иску; истец по встречному иску; АО "Омскэлектро") о взыскании 39 354 375,57 руб. расходов, понесенных при исполнении обязательств по договору от 24.10.2014 N 38/14-ТП-М2 об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, суммарная максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09.10.2020 возбуждено производство по делу.
В арбитражный суд 16.02.2021 поступило встречное исковое заявление АО "Омскэлектро" к ПАО "ФСК ЕС" о взыскании неосновательного обогащения в размере 501 972 руб. платы по договору об осуществлении технологического присоединения.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 19.02.2021 встречное исковое заявление принято для рассмотрения совместно с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.08.2021 в удовлетворении первоначальных исковых требований ПАО "ФСК ЕС" и встречных исковых требований АО "Омскэлектро" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "ФСК ЕС" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
АО "Омскэлектро" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласилось, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.10.201 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 08.11.2021.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 06.10.2021 подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ПАО "ФСК ЕС" поддержал ранее изложенные доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнительных пояснений. Просит решение изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ПАО "ФСК ЕЭС", в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований АО "Омскэлектро" судебный акт оставить без изменения. Дал пояснения по вопросам суда.
Представитель АО "Омскэлектро" в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку соответствующих возражений от сторон не поступило, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - Сетевая организация) и АО "Омскэлектро" (далее - Заявитель) заключен договор от 24.10.2014 N 38/14-ТП-М2 об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, суммарная максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт (далее - Договор).
Согласно пункту 1.1 Договора, Сетевая организация обязуется осуществить технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства Заявителя (далее - технологическое присоединение), находящихся по адресу: г. Омск, ул. Завертяева, 9, к. 1, а именно сооружаемой ПС ПО кВ Садовая с двумя трансформаторами 110/10 кВ мощностью 25 МВА каждый.
В соответствии с пунктом 1.3 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по настоящему Договору со стороны Заявителя и Сетевой организации составляет не более 4 (четырех) лет с даты заключения Договора.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору со стороны Заявителя и Сетевой организации - не позднее 30.10.2020 (пункт 1 дополнительного соглашения от 02.05.2017 N 1 к Договору).
Пунктом 3.1. Договора установлено, что размер платы за технологическое присоединение рассчитан по формуле с применением стандартизированной тарифной ставки, утвержденной Приказом ФСТ России от 25.12.2012 N 914-э, и составляет 650 416 рублей с НДС.
Приложением N 1 к договору от 24.10.2014 N 38/14-ТП-М2 являются технические условия, которые вступают в силу с момента заключения Договора об осуществлении технологического присоединения объектов Заявителя при условии их утверждения ПАО "ФСК ЕЭС" и согласования ОАО "СО ЕЭС" и действительны и в течение 4 лет.
В соответствие с разделом 1 технических условий первоначальный истец обязался выполнить в сроки, устанавливаемые Договором об осуществлении технологического присоединения, но не позднее окончания срока действия технических условий (пояснительная схема прилагается.
Разделом 2 предусмотрены мероприятия по оборудованию систем технологического управления.
Разделом 3 предусмотрен порядок выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Тесла" заключили договор от 28.12.2017 N 493754 на выполнение комплекса работ "Реконструкция ПС 220 кВ Ульяновская. Расширение ОРУ 110 кВ на две линейные ячейки (для ТП энергопринимающих устройств ОАО "Омскэлектро", ПС 110 кВ Садовая)".
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 25.10.2018, подписанной ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Тесла", всего было произведено работ по договору от 28.12.2017 N 493754 на 1 298 891, 02 руб.
Истец в своем исковом заявлении указал, что в рамках исполнения Договора ПАО "ФСК ЕЭС" к моменту отказа Заявителя от исполнения Договора им понесены фактически понесены расходы на сумму 39 856 347, 57 рублей, в том числе НДС.
Во исполнение условий договора АО "Омскэлектро" 24.11.2014 совершен платеж на расчетный счет Сетевой организации на сумму 501 972 руб. (с НДС) в соответствии с пунктом 3.3.1 Договора.
Письмом от 29.12.2018 N 10-09/21698 (вх. от 11.01.2019 N М2/6/63) АО "Омскэлектро" отказалось от исполнения обязательств по Договору со ссылкой на пункт 1 статьи 782 ГК РФ.
К моменту отказа заявителя от договора технологическое присоединение не было завершено, акт об осуществлении технологического присоединения между сторонами не подписан.
В соответствии с пунктом 2.4.2 Договора, Заявитель имеет право отказаться от исполнения обязательств по Договору до момента фактического присоединения объектов электросетевого хозяйства Заявителя к объектам электросетевого хозяйства Сетевой организации при условии возмещения Сетевой организации понесенных ей расходов.
Сетевой организацией в адрес Заявителя было направлено письмо от 13.03.2019 N М2/6/388 с предложением оплатить фактически понесенные расходы путем подписания соглашения о порядке расчетов в связи с расторжением договора по инициативе АО "Омскэлектро". В письме указано, что к моменту отказа ПАО "ФСК ЕЭС" понесены расходы на проведение конкурсных процедур по выбору подрядчиков, на разработку проектно-сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ по титулу "Реконструкция ПС 220 кВ Ульяновская. Расширение ОРУ ПО кВ на две линейные ячейки (для ТП энергопринимающих устройств ОАО "Омскэлектро").
Письмом от 15.07.2019 N 10-10/9258 Заявитель отказал в возмещении фактически понесенных расходов.
АО "Омскэлектро" письмом от 20.04.2020 N 10-10/4881 отказало в удовлетворении требований ПАО "ФСК ЕЭС", полагает, что мероприятия по реконструкции ПС 220кВ Ульяновская не должны учитываться в плате за технологическое присоединение, поскольку включены в инвестиционную программу ПАО "ФСК ЕЭС" и выполнялись за счет тарифа на передачу электрической энергии. При этом ПАО "ФСК ЕЭС" не представлены доказательства исключения из необходимой валовой выручки указанных выше расходов.
ПАО "ФСК ЕЭС" направлена претензия от 06.03.2020 N М2/1/133 в адрес Заявителя с требованием оплатить фактически понесенные расходы Сетевой организации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "ФСК ЕЭС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с АО "Омскэлектро" 39 354 375,57 руб. расходов, понесенных при исполнении обязательств по договору от 24.10.2014 N 38/14-ТП-М2 об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований ПАО "ФСК ЕЭС".
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Как правило, построенные и реконструированные объекты электросетевого хозяйства не передаются заказчику; силами сетевой организации создаются условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика с согласованной категорией надежности к электрической сети сетевой организации и для последующей передачи заказчику электрической энергии с определенными физическими характеристиками.
В свою очередь, заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика (пункт 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ и пункты 16, 17 Правил N 861).
В таком виде договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 ГК РФ, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Право заявителя на односторонний отказ от исполнения договора предусмотрено пунктом 2.4.2 договора.
Аналогичные условия содержатся в статье 717 ГК РФ, в соответствии с которой заказчику предоставляется (если иное не предусмотрено договором подряда) право в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Как разъяснено в пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, заказчик по договору об осуществлении технологического присоединения вправе отказаться от договора на основании положений статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в рамках рассматриваемого спора АО "Омскэлектро" реализовало предусмотренное законом и договором право на односторонний отказ от исполнения договора об осуществлении технологического присоединения.
Судом установлено, что данный отказ, оформленный письмом от 29.12.2018 N 10-09/21698 (вх. от 11.01.2019 N М2/6/63) не связан с нарушением ПАО "ФСК ЕЭС" обязательств по данному договору.
Фактические обстоятельства по делу относительно наличия между сторонами обязательственных правоотношений в рамках договора технологического присоединения, установлены судом первой инстанции полно и верно, предметом апелляционного обжалования не являются.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ПАО "ФСК ЕЭС" считает необоснованным отказ во взыскании с АО "Омскэлектро" расходов в размере 39 354 375,57 руб., понесенных им при исполнении обязательств по договору от 24.10.2014 N 38/14-ТП-М2 об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства.
Доказательства, обосновывающие размер этих фактических расходов, обязана представить в суд сетевая организация (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Расторжение договора об осуществлении технологического присоединения в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения не лишает исполнителя права на возмещение понесенных затрат, связанных с выполнением работ по договору технологического присоединения, исходя из общеправового принципа возмездного характера оказываемых услуг (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015; Определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 304-ЭС16-16246, от 09.01.2018 N 310-ЭС17-19714).
В рамках настоящего дела рассматриваются требования о возмещении расходов в размере вознаграждения агенту за проведение открытого запроса предложений на право заключения договора на разработку проектной и технической документации "Реконструкция ПС 220 кВ Ульяновская в сумме 20 844,88 руб., расходы в размере стоимости выполнения работ по договору от 12.03.2015 г. N 01/03/2015 по разработке проектной и технической части закупочной документации в размере 2 194 108,20 руб., расходы на вознаграждение агенту за проведение открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на выполнение работ "Реконструкция ПС 220 кВ Ульяновская в сумме 64655,41 руб., расходы в размере стоимости выполненных работ и поставленного оборудования по договору от 28.12.2017 на выполнение комплекса работ "Реконструкция ПС 220 кВ Ульяновская 36 489 169,08 руб.
Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ПАО "ФСК ЕЭС" в связи со следующим.
Судебная коллегия отмечает, что действующее нормативное регулирование предусматривает механизм компенсации выпадающих доходов сетевой организации применительно к ситуации исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения для категории заявителей, предусмотренных пунктом 17 Правил N 861.
Так, согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 октября 2015 года размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики не может составлять более чем 50 процентов от величины указанных расходов.
При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, не учитываемые с 1 октября 2015 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Особенности определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) и применения этой платы определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Основы ценообразования), в пункте 87 которых содержится указание на то, что расходы сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, и расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно, не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.
Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 настоящего документа, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил при наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно подп. "а" пункта 18 Правил технологического присоединения, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий.
Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети ОАО "ФСК ЕЭС" в виде формулы утвержден приказом ФСТ России от 25.12.2012 N 914-э, учитывает ставку С1, равную 27,56 руб. (без НДС) за кВт максимальной мощности.
При этом при формировании С1 учитываются следующие мероприятия: С1.1. - подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю (21,27 руб./кВт); С1.2. - проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (4,74 руб./кВт); С1.3. - участие сетевой организации в осмотре (обследовании) должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых устройств (0,56 руб./кВт); С1.4 - осуществление сетевой организацией фактического присоединения заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата в положение "включен" (0,99 руб./кВт).
Суд учитывает, что мероприятия, необходимые для технологического присоединения Ответчика и выполняемые ПАО "ФСК ЕЭС", указаны в технических условиях, которые являются приложением N 1 к Договору.
Во исполнение запроса Арбитражного суда Красноярского края от 30.03.2021 по делу N А33-29282/2020 по заявлению АО "Омскэлектро" к ПАО "ФСК ЕЭС" о взыскании неосновательного обогащения ФАС России представило разъяснения.
Согласно указанным разъяснениям регулирование деятельности ПАО "ФСК ЕЭС" с 2010 года осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала.
Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, включается в цену тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.
Согласно абзацу 7 пункта 32 Основ ценообразования расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики включаются в состав платы за технологическое присоединение с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется Федеральной антимонопольной службой.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются расходы сетевой организации на инвестиции, которые связаны с фактическим осуществленным технологическим присоединением, в том числе не учтенные в инвестиционной программе, за исключением включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в плату за технологическое присоединение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Таким образом, в плату за технологическое присоединение АО "Омскэлектро" были включены расходы на выдачу технических условий рассчитанные с применением стандартизированной ставки С1, а инвестиционные расходы в рамках титула инвестиционной программы "Реконструкция ПС 220кВ Ульяновская. Расширение ОРУ 110 кВ на две линейные ячейки (для ТП энергопринимающих устройств ОАО "Омскэлектро", ПС 110 кВ Садовая)" были учтены в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии и подлежали возмещению путем включения в базу инвестированного капитала и начисления возврата и дохода на стоимость введенных в эксплуатацию объектов в выручке от оказания услуг по передаче.
Таким образом, как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в составе тарифа ПАО "ФСК ЕЭС" на передачу электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС) на 2021 год был учтен возврат капитала и доход на капитал.
Учитывая изложенное, в случае принятия Арбитражным судом Красноярского края решения о взыскании с АО "Омскэлектро" расходов, то при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС и корректировке необходимой валовой выручки ПАО "ФСК ЕЭС" на очередной период регулирования ФАС России будет исключен учтенный объем возврата капитала и доход на капитал в части стоимости объектов основных средств, приобретенных в рамках реализации мероприятий по технологическому присоединению АО "Омскэлектро"".
Из инвестиционной программы ПАО "ФСК ЕЭС", размещенной на официальном сайте ПАО "ФСК ЕЭС" http://www.fsk-ees.ru, на 2016-2020 годы, утвержденной Приказом Минэнерго России от 18.12.2015 N 980 с изменениями, а также проекта инвестиционной программы ПАО "ФСК ЕЭС" на период 2020-2024 гг. с корректировкой инвестиционной программы 2019 года, следует, что расходы по строительству ОРУ 110 кВ ПС 220 кВ Ульяновская включены в указанные программы.
В строке 456 инвестиционной программы ПАО "ФСК ЕЭС указан инвестиционный проект: "Реконструкция ПС 220кВ Ульяновская. Расширение ОРУ 110 кВ на две линейные ячейки (для ТП энергопринимающих устройств АО "Омскэлектро", ПС 110 кВ Садовая)".
Доказательств исключения указанных мероприятий из инвестиционной программы на дату подачи искового заявления или в процессе рассмотрения спора не представлено.
Довод ПАО "ФСК ЕЭС" о том, что соответствующие расходы не могут быть включены в тариф без подписания с АО "Омскэлектро" акта об осуществления технологического присоединения отклоняются судом с учетом фактических обстоятельств дела и приведенных разъяснений ФАС России.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами АО "Омскэлектро" о том, что ПАО "ФСК ЕЭС" уже избран способ компенсации понесенных расходов, расходы на выполнение мероприятий по реконструкции ПС 220кВ Ульяновская не должны учитываться в плате за технологическое присоединение, поскольку включены в инвестиционную программу ПАО "ФСК ЕЭС" и выполнялись за счет тарифа на передачу электрической энергии.
Следовательно, является верным вывод суда первой инстанции о том, что понесенные ПАО "ФСК ЕЭС" расходы в размере 39 345 867,57 руб. компенсации за счет АО "Омскэлектро" в связи с его односторонним отказом от исполнения договора об осуществлении технологического присоединения не подлежат.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что соответствующие затраты понесены ПАО "ФСК ЕЭС" не в связи с созданием новых объектов электросетевого хозяйства, а обусловлены необходимостью реконструкции существующих объектов, находящихся в эксплуатации. Затраты сетевой организации, понесенные ею в рамках исполнения в рамках договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 2410.2014 N 38/14-ИП-М2, являются, по сути, затратами на развитие собственных основных средств истца.
В части понесенных расходов на подготовку и выдачу технических условий суд установил следующее.
Пунктом 3.1. договора установлено, что размер платы за технологическое присоединение рассчитан по формуле с применением стандартизированной тарифной ставки, утвержденной Приказом ФСТ России от 25.12.2012 N 914-э, и составляет 650 416 рублей с НДС.
Первоначальный истец в своем исковом заявлении указал, что в рамках исполнения договора ПАО "ФСК ЕЭС" к моменту отказа заявителя от исполнения договора понесены следующие расходы на подготовку, согласование и выдачу технических условий в размере 510 480 рублей с учетом НДС 20%.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции согласно письму ФАС России от 18.03.2016 N ВК/17070/16 при формировании ставки С1 в размере 27,56 руб./кВт, утвержденной названным приказом ФСТ России, учтены в числе прочих мероприятия по подготовке и выдаче сетевой организацией технических условий Заявителю, стоимость которых составляет 21,27 руб./кВт.
Исходя из величины максимальной мощности присоединяемых по Договору объектов электросетевого хозяйства АО "Омскэлектро", стоимость выполненных работ по подготовке и выдаче технических условий определена истцом по первоначальному иску в размере: 21,27 руб./кВт х 20 000 кВт х 20% (НДС) = 510 480 рублей.
В силу разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении N 304-ЭС16-16246 от 24.03.2017, расходы сетевых компаний на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа.
Технические условия получены заявителем вместе с договором (приложение 1 к Договору); представлены в материалы дела и исследованы судом.
Судом первой инстанции правомерно отклонены указанные доводы ПАО "ФСК ЕЭС" о необходимости применения НДС 20% к размеру платы за подготовку, согласование и выдачу технических условий, поскольку указанные технические условия были подготовлены, согласованы и выданы АО "Омскэлектро" в 2014 году, когда НДС был равен 18%.
Таким образом, судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что расходы на разработку и выдачу технических условий АО "Омскэлектро" компенсированы в полном объеме, что подтверждается платежным поручением.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 августа 2021 года по делу N А33-29282/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29282/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: АО "ОМСКЭЛЕКТРО"
Третье лицо: ПАО Филиал "ФСК ЕЭС" - МЭС Сибири, ФАС России, АС Омской области, ВААС