г. Москва |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А40-28224/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2021 г. по делу N А40-28224/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1.Правительство Москвы,
2.ООО "Группа Компаний "РусМинерал"
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Аугулис Р.Р. по доверенности от 23.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1. Аугулис Р.Р. по доверенности от 25.01.2021; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель, ДГИ, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным уведомления от 26.01.2021 г. N КУВД-001/2020-19691610/2 (MFC-0558/2020-588667) об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о государственной регистрации договора аренды от 12.08.2020 г. N И-02-001963 в отношении земельного участка общей площадью 6 888 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Поморская, вл. 29 и обязании осуществить действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записи о государственной регистрации договора аренды договора аренды от 20.02.2020 г. N И-02-001963 в отношении земельного участка общей площадью 6 888 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Поморская, вл. 29.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, ООО "Группа Компаний "РусМинерал".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.08.2021 г. заявление ДГИ удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ДГИ, Правительства Москвы с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Управление Росреестра по Москве, Третье лицо по делу ООО "Группа Компаний "РусМинерал", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя ДГИ и Правительства Москвы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что между Департаментом городского имущества города Москвы и ООО "Группа Компаний "РусМинерал" заключен договор аренды от 12.08.2020 г. N И-02-001963 земельного участка общей площадью 6 888 кв. м, с кадастровым номером 77:02:0007002:82, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Поморская, вл. 29.
Земельный участок предоставляется для целей строительства и эксплуатации объекта в соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU77-175000-043832.
Во исполнение распоряжения Департамента от 20.01.2020 г. N 1211 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Поморская, вл. 29 (Северо-Восточный административный округ города Москвы)" оформлен вышеуказанный договор аренды сроком на 4 года и 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений в соответствии с положениями настоящего пункта.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2015 года N 137/пр "Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений" срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений площадью от 10 000 до 20 000 квадратных метров составляет 27 месяцев.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации договора аренды от 12.08.2020 г. N И-02-001963, однако Управлением отказано в проведении регистрационных действий.
В качестве основания отказа Управление указало на противоречие Договора аренды N И-02-001963 пункту 9 статьи 39.8 ЗК РФ, а именно то, что срок аренды не превышает в два раза срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. А также не предоставление отчета об оценке земельного участка.
Удовлетворяя заявление Департамента, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пунктов 1, 3 и 6 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом, перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ.
Во исполнение данной нормы права к Заявлению были приложены: Распоряжение Департамента от 20.01.2020 N 1211, Протокол от 25.06.2020 г. N 11/2020 и договор аренды земельного участка для целей капитального строительства от 12.08.2020 г. NИ-02-001963.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, договор аренды соответствует требованиям действующего законодательства (поскольку срок аренды в соответствии с положениями пункта 9 статьи 39.6 ЗК РФ составляет 4 года 6 месяцев) и у Управления Росреестра по Москве отсутствовали причины, препятствующие проведению государственной регистрации.
Согласно пункту 9 статьи 39.8 ЗК РФ при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договор аренды заключается на срок, превышающий в два раза срок (установленный в рамках действующего законодательства - приказ Минстроя России от 27.02.2015 г. N 137/п), необходимый для выполнения инженерных изысканий осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.
Кроме того, статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что если цена государственного или муниципального имущества либо размер арендной платы за него установлены в соответствии с другими федеральными законами в связи с продажей, передачей в аренду или обременением сервитутом, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается.
Нормами статьи 39.11 ЗК РФ определено, что начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки или в размере не менее 1,5 процентов кадастровой стоимости такого земельного участка.
Нормами действующего законодательства город Москва как субъект Российской Федерации распоряжается земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, а также земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а Департамент осуществляет полномочия по распоряжению такими земельными участками.
В настоящее время начальный размер ежегодной арендной платы за земельные участки рассчитывается в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП (в редакции от ППМ от 09.04.2019 г. N 335-ПП), с учетом плотности застройки и кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, Департаментом принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении рассматриваемого земельного участка с установлением начальной цены предмета торгов с учетом его кадастровой стоимости в соответствии с нормами ЗК РФ и нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Москве оснований для отказа в проведении регистрационных действий, в связи с чем, оспариваемое уведомление не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных Обществом требований суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по Москве устранить нарушение прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения, путём осуществления действия по внесению в ЕГРН записи о государственной регистрации договора аренды от 12.08.2020 N И-02-001963 в отношении объекта недвижимости - земельного участка общей площадью 6.888 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Поморская, вл. 29.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявления Департамента.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.08.2021 по делу N А40-28224/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28224/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ