г. Москва |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А41-16995/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Мизяк В.П., Семикина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "МФК Видное" Волкова Анатолия Владимировича: Волков А.В. лично,
от администрации Ленинского городского округа Московской области: Дулов А.Н. по доверенности N 99 от 13.05.21,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ленинского городского округа Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2021 года по делу N А41-16995/16, по заявлению конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "МФК Видное" Волкова Анатолия Владимировича о замене ответчика по обособленному спору о признании сделки должника недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий закрытого акционерного общества (ЗАО) "МФК Видное" Волков Анатолий Владимирович обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением замене в рамках обособленного спора о признании недействительной сделкой договора от 22.07.16 о безвозмездной передаче недвижимого имущества административного здания ОГИБДД и применении последствий в виде взыскания действительной стоимости объекта на момент приобретения в размере 111 787 000 рублей, а также 19 698 169 рублей в возмещение убытков в связи с последующим изменением стоимости имущества по делу N А41-16995/16 администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области в порядке процессуального правопреемства на администрацию Ленинского городского округа Московской области (т. 3, л.д. 2-3).
Заявление подано на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2021 года в порядке процессуального правопреемства ответчик по определению Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2019 года был заменен с администрации муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области на администрацию Ленинского городского округа Московской области (т. 3, л.д. 11-12).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Ленинского городского округа Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права при его вынесении (т. 3, л.д. 14-15).
Законность и обоснованность определения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2020 года и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2020 года, был признан недействительным договор от 22.08.16 о безвозмездной передаче недвижимого имущества административного здания ОГИБДД: нежилое здание, площадью 1 493,8 кв.м., количество этажей-2, адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, г. Видное, Белокаменное шоссе, д. 5, кадастровый номер 50:21:0040112:6222, принадлежащий на праве собственности ЗАО "МФК Видное" на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 50-НГ N 691422, выданного УФРС по МО 20.10.15, запись регистрации N 50-50/021-50/021/006/2015-2455/1, заключенный между ЗАО "МФК Видное" и администрацией муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области; с администрации муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области в пользу ЗАО "МФК Видное" была взыскана действительная стоимость объекта на момент приобретения в размере 111 787 000 рублей, а также 19 698 169 рублей в возмещение убытков в связи с последующим изменением стоимости имущества (т. 2, л.д. 132-134, л.д. 158-160, 181-184).
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, конкурсный управляющий ЗАО "МФК Видное" Волков А.В. указал, что администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области находится в стадии ликвидации, а ее правопреемником является администрация Ленинского городского округа Московской области.
Принимая обжалуемое определение, суд первой инстанции руководствовался статей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" закреплено, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (ч. 3 ст. 48 АПК РФ).
По смыслу положений статьи 48 Кодекса к правопреемнику переходят права и обязанности лица, которого он заменил в процессе, в объеме, существовавшем на момент правопреемства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
На основании статьи 1 Закона Московской области N 172/2019-03 от 19.07.19 "Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района" были объединены территории городского поседения Видное Ленинского муниципального района, городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района, сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Володарское Ленинского муниципального района, сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Развилковское Ленинского муниципального района.
Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Ленинского муниципального района, наделено статусом городского округа (Ленинский городской округ).
Согласно статье 5 Закона Московской области N 172/2019-03 от 19.07.19 полномочия органов местного самоуправления Ленинского муниципального района прекращаются со дня формирования органов местного самоуправления Ленинского городского округа.
Решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области N 4/1 от 27.02.2020 был сформирован исполнительный орган Ленинского городского округа Московской области - администрация Ленинского городского округа Московской области с правами юридического лица путем создания муниципального казенного учреждения "администрация Ленинского городского округа Московской области".
Решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области N 4/3 от 27.02.2020 было ликвидировано муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области".
05.03.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации администрации Ленинского городского округа Московской области.
20.03.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области.
В силу статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Таким образом, в силу прямого указания закона созданное муниципальное образование (Ленинский городской округ) является правопреемником по обязательствам, возникшим у его правопредшественника.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Московской области N 172/2019-03 от 19.07.19 с момента формирования органов местного самоуправления Ленинского городского округа полномочия, связанные с внесением изменений в решения о местных бюджетах поселений и Ленинского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов и их исполнением в 2019 году, составлением, рассмотрением и утверждением решений о местных бюджетах поселений и Ленинского муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, внесением в них изменений и их исполнением, осуществляют органы местного самоуправления Ленинского городского округа раздельно по каждому поселению и Ленинскому муниципальному району в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом в пункте 3 данной статьи содержится условие о том, что с 2021 года в межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации бюджет Ленинского городского округа учитывается как бюджет единой территории.
Как правильно указал суд первой инстанции, именно со дня формирования (создания) данного органа местного самоуправления он является правопреемником органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции, на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно произвел процессуальное правопреемство на стороне ответчика по настоящему обособленному спору.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы тот факт, что по сведениям ЕГРЮЛ администрация Ленинского муниципального района Московской области находится в стадии ликвидации, в данном случае не имеет правового значения для рассмотрения вопроса о процессуальном правопреемстве.
Перечень случаев выбытия одной из сторон в правоотношении, приведенный в статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при которых возможно процессуальное правопреемство, не является исчерпывающим.
Принимая во внимание утрату администрацией Ленинского муниципального района соответствующих полномочий в настоящее время, в силу, как было указано выше, Закона Московской области от 19.07.19 N 172/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района", апелляционный суд приходит к выводу о том, что данное лицо выбыло из рассматриваемого правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель не лишен возможности предъявить требования об исполнении решения суда в адрес ликвидационной комиссии администрации Ленинского муниципального района, не свидетельствуют об отсутствии оснований для осуществления процессуального правопреемства.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 5 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
В данном случае на основании Закона Московской области была ликвидирована администрация Ленинского муниципального района Московской области, осуществлявшая полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, и создана администрация Ленинского городского округа, осуществляющая полномочия по решению вопросов местного значения на той же территории.
Применительно к рассматриваемому спору, субъектом материально-правовых отношений является публично-правовое образование (муниципальный район, наделенный на основании Закона Московской области статусом городского округа), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы местного самоуправления.
При этом правопреемство по своей сути означает переход от одного органа местного самоуправления (органа публичной власти) к другому органу местного самоуправления (органу публичной власти) обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Как усматривается из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 21 февраля 2007 года N 966/07 по делу N А32-137/2000-36/10, при передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство. Такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в проведении процессуального правопреемства апелляционный суд не находит.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2021 года по делу N А41-16995/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.П. Мизяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16995/2016
Должник: ЗАО "МФК Видное"
Кредитор: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Айрумянец Роза Арамовна, Алимова Вера Алексеевна, Андреевская Евгения Мировна, Андриевскская Евгения Мировна, АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ", Ассоциация СРО ПАУ, Бадмаева Елена Николаевна, Бальзер Елена Александровна, Баулина Анна Владимировна, Беспалова Людмила Павловна, Булачев Михаил Юрьевич, Булычев Михаил Юрьевич, Волков Анатолий Владимирович, Грачев Андрей Анатольевич, Дмитрий Казанжи, Доронин А. В., Егоров Михаил Вячеславович, Ершов Дмитрий Александорович, Жданов А С, Заврина Ольга Анатольевна, Игнатьева Ольга Анатольевна, Исакова Татьяна Григорьевна, Караваева Екатерина Александровна, Кириленко Владимир Григорьевич, Лесик Надежда Брониславовна, Лизунова Марина Аркадьевна, Медаедьев Роман Михайлович, МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ", МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ", Монахов Игорь Александрович, Моторыгина Ольга Сергеевна, МУП "ВИДНОВСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА" ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "КАССАН", ООО "Строительная компания "Строй Гарант", ООО "СУ190", ООО ЭТРОН, Орлова Ирина Андреевна, ПАО "МОСЭНЕРГОСБЫТ", Плотникова Галина Андреевна, Попов А И, Рурукина Лидия Михайловна, Сидорова Татьяна Федоровна, Степанчук Валентина Ивановна, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Тимофеев Илья Аркадьевич, Туктибаев Гаухарай Нургазыевна, Тымовская Елена Анатольевна, Тымовский Иван Александрович, Узденова С. П., Улитин Владислав Александрович, Филипосян Лариса Рафиковна, Филипьев Дмитрий Алексеевич
Третье лицо: Администрация Ленинского муниципального района Московской области, АССОЦИАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Волков Анатолий Владимирович, ЗАО "МФК Видное", МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Волна"
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16903/17
31.07.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12549/2023
06.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18484/2022
22.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11663/2022
15.11.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21056/2021
10.11.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20016/2021
17.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16903/17
01.09.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4503/20
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
18.10.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
06.09.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
25.01.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
09.01.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
24.11.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16903/17
04.10.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
27.09.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
22.09.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
26.05.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
09.11.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
27.07.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16
13.05.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16995/16