г. Москва |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А40-147447/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ГУ МРО ФСС РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2021 по делу N А40-147447/21,
принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению ООО "СЕРВИС КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ"
к ГУ МРО ФСС РФ
об оспаривании решения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЕРВИС КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ" (заявитель, общество, ООО "СЕРВИС КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 4) (ответчик, Фонд) о признании недействительным решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 255 от 09.06.2021; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением от 29.09.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, заявитель зарегистрирован в Государственном Учреждении - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиала N 4 в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рег. N 7704019582).
Общество в срок, установленный п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2020 год с необходимыми документами не представило.
Заявление на подтверждение основного вида экономической деятельности на 2020 год по коду ОКВЭД 37.0 "сбор и обработка сточных вод", который относится ко 2 классу профессионального риска и который соответствует ставке страхового тарифа в размере 0,3 %, было представлено обществом по телекоммуникационным каналам связи 13.05.2020.
Между тем, обществом был получен отказ в принятии заявления на подтверждение основного вида экономической деятельности на 2020 год по коду ОКВЭД 37.0 "сбор и обработка сточных вод", в связи с пропуском срока предоставления.
Фондом в адрес страхователя было направлено Уведомление от 25.05.2020 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому Фонд установил страховой тариф в размере 3,40%, исходя из вида экономической деятельности код ОКВЭД 77.39 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств", соответствующий 22 классу профессионального риска.
Уведомление от 25.05.2020 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было получено обществом 10.07.2020.
Согласно установленному на 2020 год тарифу страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний был составлен акт камеральной проверки.
На основании акта камеральной проверки, Филиалом N 4 Отделения Фонда было принято решение о привлечении общества к ответственности предусмотренной статьей 26.29 ФЗ от 24 июля 1998 N 125-ФЗ N 255 от 09.06.2021 и начислен штраф в размере 49 446,29 руб., доначислены страховые взносы в размере 247 231,44 руб., пени в размере 4 932,80 руб. Фактически, в результате данного решения у общества с ограниченной ответственностью " СЕРВИС КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ" появилась обязанность по выплате в пользу Фонда социального страхования РФ денежных средств в размере 49446,29 руб., а так же пени в размере 4 932,80 руб.
Не согласившись с оспариваемым решением Фонда, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 26.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" акты территориального органа страховщика, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган страховщика (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Основным фактически осуществляемым видом деятельности с даты регистрации в 2004 г. является "Сбор и обработка сточных вод" (код ОКВЭД 37.0), которая относится ко 2 классу профессионального риска и которой соответствует ставка страхового тарифа 0,3%. Данный факт подтверждается представленными документами, согласно которым 100% выручки по итогам 2019 г. получено именно от указанного вида деятельности. В ежеквартальной отчетности указывается код ОКВЭД 37.0.
Ранее обществом применялась ставка страхового тарифа 0,3%. Непредставление страхователем до 15 апреля документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, не лишает его права на применение тарифной ставки 0,3% и само по себе не может свидетельствовать об осуществлении организацией вида экономической деятельности "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств" с кодом ОКВЭД 77.3, соответствующего наиболее высокому 22-му классу профессионального риска.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (Правила N 713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 31.01.2006 N 55 утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Срок предоставления заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 в 2020 году установлен 12.05.2020 г.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Вместе с тем, законодательством о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не урегулирован вопрос об определении основного вида экономической деятельности в случае, когда документы, указанные в пункте 3 порядка N 55, представлены страхователем хотя и с нарушением установленного срока, но до направления ему уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности. Данные выводы и содержаться в Определении Верховного Суда РФ от 11.09.2018 N 309-КП 8-7926.
Таким образом, в случае, если до момента установления фондом размера страхового тарифа в соответствии с пунктом 5 порядка N 55, страхователь представил документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Данное положение, считаем подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональны заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в Определениях Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 291-0, от 15.07.2003 N 311-0, от 22.01.2004 N 8-0. Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в п. 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 указанного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Соответствующая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и в течение 2019 и в течении 2020 года применяло страховой тариф в размере 0,3% по основному виду деятельности " Сбор и обработка сточных вод " (код ОКВЭД 37.0), что соответствует 2 классу профессионального риска.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) видами экономической деятельности, осуществляемыми ООО "СКС", являются:
- "производство машин и оборудования общего назначения, код ОКВЭД 28.1 (относится к 13-му классу профессионального риска);
- "производство прочих машин и оборудования общего назначения, код ОКВЭД 28.2 (относится к 19-му классу профессионального риска);
* "строительство жилых и нежилых зданий", код ОКВЭД 41.2 (относится к 8-му классу профессионального риска);
* "подготовка строительной площадки", код ОКВЭД 43.12 (относится к 11-му классу профессионального риска);
* "производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ", код ОКВЭД 43.2 (относится к 6-му классу профессионального риска);
* "работы строительные отделочные", код ОКВЭД 43.3 (относится к 8-му классу профессионального риска);
- "работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки", код ОКВЭД 43.99 (относится к 8-му классу профессионального риска);
- "деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками", код ОКВЭД 52.29 (относится к 5-му классу профессионального риска);
* "операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе", код ОКВЭД 68.3 (относится к 1-му классу профессионального риска);
* "деятельность в области права и бухгалтерского учета", код ОКВЭД 69 (относится к 1-му классу профессионального риска);
- "деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях", код ОКВЭД 71.1 (относится к 9-му классу профессионального риска);
* "деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения", код ОКВЭД 71.12.5 (относится к 1-му классу профессионального риска);
* "деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции", код ОКВЭД 71.12.6 (относится к 1-му классу профессионального риска);
- "аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств", код ОКВЭД 77.3 (относится к 22-му классу профессионального риска);
* "деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая", код ОКВЭД 81.22 (относится к 4-му классу профессионального риска);
* "деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки", код ОКВЭД 81.29.9 (относится к 4-му классу профессионального риска);
Поскольку общество в установленный в пункте 3 Порядка срок не представило документы, подтверждающие вид экономической деятельности, отделение Фонда, руководствуясь п. 13 Порядка и п. 5 Правил, установило основной вид деятельности страхователя "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств", который имеет наиболее высокий (22) класс профессионального риска из осуществляемых ООО "СКС" видов экономической деятельности, а также размер страхового тарифа с начала текущего 2020 года 3,40 процента, соответствующий данному классу профессионального риска. Уведомлением от 25.05.2020 Обществу сообщено об установлении ставки страхового тарифа в размере 3,40%.
Данная ситуация, непредставления документов в срок, явилась результатом пандемии и тот факт, что Генеральный директор, он же и учредитель является лицом, возраст которого старше 65 лет и наиболее подвержен заражению коронавирусной инфекции. Ко всему прочему, для таких лиц были установлены ограничения в передвижении на основании Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ.
В связи с чем, общество не смогло своевременно отреагировать и направить документы повторно в установленный законом срок. Об этом обстоятельстве Общество уведомило письменно Фонд обращением от 20.07.2020 г. исх. N 089, в котором выразило несогласие с установленным размером страхового тарифа.
При этом, 20.07.2020 обществом были представлены необходимые подтверждающие документы.
Как верно указал суд первой инстанции, Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности в случае несвоевременного представления страхователем документом, в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишено права запросить необходимые документы у страхователя.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Фонда является незаконным, нарушает права и законные интересы общества.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Сервис Коммунальных Систем".
Основания для рассмотрения дела в общем порядке искового производства апелляционным судом не усматриваются.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводы жалобы не указывают на наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и явиться достаточным основанием для отмены обжалуемого акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2021 по делу N А40-147447/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147447/2021
Истец: ООО "СЕРВИС КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ"
Ответчик: ГУ МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ