г. Москва |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А40-147447/2021 |
Судья Каменская О.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ГУ МРО ФСС РФ на принятые в порядке упрощенного производства решение от 29 сентября 2021 года Арбитражного суда г. Москвы, постановление от 15 ноября 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по исковому заявлению ООО "СЕРВИС КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ"
к ГУ МРО ФСС РФ
об оспаривании решения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЕРВИС КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ" (заявитель, общество, ООО "СЕРВИС КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 4) (ответчик, Фонд) о признании недействительным решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 255 от 09.06.2021; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением от 29 сентября 2021 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования.
Постановлением от 15 ноября 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда, решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2021 года, оставлено без изменения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГУ МРО ФСС РФ обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит суд округа решение Арбитражного суда города Москвы, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен в материалы дела.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, заявитель зарегистрирован в Государственном Учреждении - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиала N 4 в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рег. N 7704019582).
Общество в срок, установленный п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2020 год с необходимыми документами не представило.
Заявление на подтверждение основного вида экономической деятельности на 2020 год по коду ОКВЭД 37.0 "сбор и обработка сточных вод", который относится ко 2 классу профессионального риска и который соответствует ставке страхового тарифа в размере 0,3 %, было представлено обществом по телекоммуникационным каналам связи 13.05.2020.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, обществом был получен отказ в принятии заявления на подтверждение основного вида экономической деятельности на 2020 год по коду ОКВЭД 37.0 "сбор и обработка сточных вод", в связи с пропуском срока предоставления.
Фондом в адрес страхователя было направлено Уведомление от 25.05.2020 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому Фонд установил страховой тариф в размере 3,40%, исходя из вида экономической деятельности код ОКВЭД 77.39 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств", соответствующий 22 классу профессионального риска.
Уведомление от 25.05.2020 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было получено обществом 10.07.2020.
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что согласно установленному на 2020 год тарифу страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний был составлен акт камеральной проверки.
На основании акта камеральной проверки, Филиалом N 4 Отделения Фонда было принято решение о привлечении общества к ответственности предусмотренной статьей 26.29 ФЗ от 24 июля 1998 N 125-ФЗ N 255 от 09.06.2021 и начислен штраф в размере 49 446,29 руб., доначислены страховые взносы в размере 247 231,44 руб., пени в размере 4 932,80 руб. Фактически, в результате данного решения у общества с ограниченной ответственностью "СЕРВИС КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ" появилась обязанность по выплате в пользу Фонда социального страхования РФ денежных средств в размере 49446,29 руб., а так же пени в размере 4 932,80 руб.
Не согласившись с оспариваемым решением Фонда, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Судами правомерно удовлетворены заявленные требования, ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 26.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" акты территориального органа страховщика, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган страховщика (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Основным фактически осуществляемым видом деятельности с даты регистрации в 2004 г. является "Сбор и обработка сточных вод" (код ОКВЭД 37.0), которая относится ко 2 классу профессионального риска и которой соответствует ставка страхового тарифа 0,3%. Данный факт подтверждается представленными документами, согласно которым 100% выручки по итогам 2019 г. получено именно от указанного вида деятельности. В ежеквартальной отчетности указывается код ОКВЭД 37.0.
Ранее обществом применялась ставка страхового тарифа 0,3%. Непредставление страхователем до 15 апреля документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, не лишает его права на применение тарифной ставки 0,3% и само по себе не может свидетельствовать об осуществлении организацией вида экономической деятельности "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств" с кодом ОКВЭД 77.3, соответствующего наиболее высокому 22-му классу профессионального риска.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя.
Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (Правила N 713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 31.01.2006 N 55 утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Срок предоставления заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 в 2020 году установлен 12.05.2020 г.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Вместе с тем, законодательством о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не урегулирован вопрос об определении основного вида экономической деятельности в случае, когда документы, указанные в пункте 3 порядка N 55, представлены страхователем хотя и с нарушением установленного срока, но до направления ему уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 11.09.2018 N 309-КП 8-7926.
Таким образом, в случае, если до момента установления фондом размера страхового тарифа в соответствии с пунктом 5 порядка N 55, страхователь представил документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Данное положение, подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональны заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в Определениях Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 291-0, от 15.07.2003 N 311-0, от 22.01.2004 N 8-0.
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в п. 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, как верно указали суды, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 указанного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Соответствующая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969. Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и в течение 2019 и в течении 2020 года применяло страховой тариф в размере 0,3% по основному виду деятельности "Сбор и обработка сточных вод" (код ОКВЭД 37.0), что соответствует 2 классу профессионального риска.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) видами экономической деятельности, осуществляемыми ООО "СКС", являются: - "производство машин и оборудования общего назначения, код ОКВЭД 28.1 (относится к 13-му классу профессионального риска); - "производство прочих машин и оборудования общего назначения, код ОКВЭД 28.2 (относится к 19-му классу профессионального риска); - "строительство жилых и нежилых зданий", код ОКВЭД 41.2 (относится к 8-му классу профессионального риска); - "подготовка строительной площадки", код ОКВЭД 43.12 (относится к 11-му классу профессионального риска); - "производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ", код ОКВЭД 43.2 (относится к 6-му классу профессионального риска); - "работы строительные отделочные", код ОКВЭД 43.3 (относится к 8-му классу профессионального риска); - "работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки", код ОКВЭД 43.99 (относится к 8-му классу профессионального риска); - "деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками", код ОКВЭД 52.29 (относится к 5-му классу профессионального риска); - "операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе", код ОКВЭД 68.3 (относится к 1-му классу профессионального риска); - "деятельность в области права и бухгалтерского учета", код ОКВЭД 69 (относится к 1-му классу профессионального риска); - "деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях", код ОКВЭД 71.1 (относится к 9-му классу профессионального риска); - "деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения", код ОКВЭД 71.12.5 (относится к 1-му классу профессионального риска); - "деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции", код ОКВЭД 71.12.6 (относится к 1-му классу профессионального риска); - "аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств", код ОКВЭД 77.3 (относится к 22-му классу профессионального риска); - "деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая", код ОКВЭД 81.22 (относится к 4-му классу профессионального риска); - "деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки", код ОКВЭД 81.29.9 (относится к 4-му классу профессионального риска).
Поскольку общество в установленный в пункте 3 Порядка срок не представило документы, подтверждающие вид экономической деятельности, отделение Фонда, руководствуясь п. 13 Порядка и п. 5 Правил, установило основной вид деятельности страхователя "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств", который имеет наиболее высокий (22) класс профессионального риска из осуществляемых ООО "СКС" видов экономической деятельности, а также размер страхового тарифа с начала текущего 2020 года 3,40 процента, соответствующий данному классу профессионального риска.
Суды в обжалуемых актах, по мнению суда округа, правильно установили, что уведомлением от 25.05.2020 Обществу сообщено об установлении ставки страхового тарифа в размере 3,40%.
Данная ситуация, непредставления документов в срок, явилась результатом пандемии и тот факт, что Генеральный директор, он же и учредитель является лицом, возраст которого старше 65 лет и наиболее подвержен заражению коронавирусной инфекции. Ко всему прочему, для таких лиц были установлены ограничения в передвижении на основании Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ. В связи с чем, общество не смогло своевременно отреагировать и направить документы повторно в установленный законом срок.
Об этом обстоятельстве Общество уведомило письменно Фонд обращением от 20.07.2020 г. исх. N 089, в котором выразило несогласие с установленным размером страхового тарифа.
При этом 20.07.2020 обществом были представлены необходимые подтверждающие документы. Как верно указал суд первой инстанции, Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности в случае несвоевременного представления страхователем документом, в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишено права запросить необходимые документы у страхователя.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды делают правильный вывод, что оспариваемое решение Фонда является незаконным, нарушает права и законные интересы общества.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований судами правомерно принято решение об обязании Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Сервис Коммунальных Систем".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы апелляционных судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов, суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены ими правильно.
Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы повлечь принятие неправильных судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2021 года по делу N А40-147447/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Судья |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969. Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и в течение 2019 и в течении 2020 года применяло страховой тариф в размере 0,3% по основному виду деятельности "Сбор и обработка сточных вод" (код ОКВЭД 37.0), что соответствует 2 классу профессионального риска.
...
Суды в обжалуемых актах, по мнению суда округа, правильно установили, что уведомлением от 25.05.2020 Обществу сообщено об установлении ставки страхового тарифа в размере 3,40%.
Данная ситуация, непредставления документов в срок, явилась результатом пандемии и тот факт, что Генеральный директор, он же и учредитель является лицом, возраст которого старше 65 лет и наиболее подвержен заражению коронавирусной инфекции. Ко всему прочему, для таких лиц были установлены ограничения в передвижении на основании Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ. В связи с чем, общество не смогло своевременно отреагировать и направить документы повторно в установленный законом срок."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 января 2022 г. N Ф05-34621/21 по делу N А40-147447/2021