город Воронеж |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А35-5417/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив" на решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2021 по делу N А35-5417/2021 по заявлению управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив" (ОГРН 1094611000131, ИНН 4611010458) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив": Семенова И.Ю. - представитель по доверенности от 30.12.2021 N 303 сроком действия до 31.12.2021, предъявлен паспорт,
от управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - управление Россельхознадзора по г.Москве, Московской и Тульской областям, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Курской области заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив" (далее - ООО "Курск АгроАктив", Общества) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.07.2021 заявленные требования удовлетворены, ООО "Курск АгроАктив" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Курск АгроАктив" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда, прекратить производство по делу.
Ссылается на недоказанность состава вменяемого административного правонарушения, а также на обжалование предписаний, выданных по результатам внеплановой проверки по распоряжению от 11.09.2020 N 475-РС.
Указывает на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайств Общества об отложении судебного заседания, о приостановлении производства по делу до рассмотрения дел об обжаловании предписаний.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности отказать.
От управления Россельхознадзора по г.Москве, Московской и Тульской областям поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО "Курск АгроАктив" поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство об уменьшении суммы административного штрафа до 150 000 руб. на основании ч.3 ст.4.1 и ч.1 ст.3.1 КоАП РФ.
Управление Россельзознадзора по г.Москве, Московской и Тульской областям явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании распоряжения N 475-PC от 11.09.2020, управлением Россельхознадзора по г.Москве, Московской и Тульской областям была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Курск АгроАктив" в отношении достоверности сведений деклараций соответствия на зерно.
В акте проверки N 71-03/фито-12 от 22.10.2020, протоколом N 71-03/фито-159 от 22.10.2020 зафиксированы нарушения, выразившиеся в указании в декларациях соответствия и декларациях безопасности недостоверной информации о месте осуществления деятельности по изготовлению продукции (нарушение п. "д" ч. 5 раздела 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N293); не указан класс и тип зерна.
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением выдано предписание от 22.10.2020 N 71-12-ТР, которым Общество в срок до 23.11.2020 обязано прекратить действие деклараций о соответствии Евразийского экономического союза: ЕАЭС N RUД-RU.ПH40.B.02847/20 зарегистрированной 13.08.2020 срок действия которой по 12.08.2021; ЕАЭС N RUД-RU.ПH40.B.02844/20, зарегистрированной 13.08.2020 срок действия которой по 12.08.2021; ЕАЭС N RUД-RU.ПH40.B.03194/20 зарегистрированной 14.09.2020 срок действия которой по 13.09.2021; ЕАЭС N RUД-RU.ПH40.B.03331/20 зарегистрированной 01.10.2020 срок действия которой по 30.09.2021.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2021 по делу N А40-227904/2020, принятым по заявлению ООО "Курск АгроАктив", предписание управления Россельзознадзора по г.Москве, Московской и Тульской областям от 22.10.2020 N 71-12-ТР было признано незаконным в части выводов о наличии нарушений подпункта "д" пункта 5 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления", выразившегося в указании Обществом в декларациях о соответствии адреса обособленного подразделения в качестве адреса места осуществления деятельности.
В остальной части предписание оставлено без изменения.
Поскольку предписание от 22.10.2020 N 71-12-ТР в установленный срок не исполнено, действие деклараций не прекратило, ООО "Курск АгроАктив" было выдано предписание от 17.03.2021 N 71-12-ТР об устранении нарушения требований технических регламентов.
Указанным предписанием Общество в срок до 16.04.2021 обязано:
1. Прекратить действие декларации о соответствии Евразийского экономического союза ЕАЭС N RUД-RU.ПН40.В02847/20, зарегистрированной 13.08.2020 со сроком действия по 12.08.2021; ЕАЭС N RUД-RU.ПН40.В02844/20, зарегистрированной 13.08.2020 со сроком действия по 12.08.2021; ЕАЭС N RUД-RU.ПН40.В03194/20, зарегистрированной 14.09.2020 со сроком действия по 13.09.2021; ЕАЭС N RUД-RU.ПН40.В03331/20, зарегистрированной 01.10.2020 со сроком действия по 30.09.2021.
2. Обеспечить выпуск в обращение зерна на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", а также другими техническими регламентами Таможенного союза и нормативными документами, действие которых распространяется на зерно.
Данным предписанием Обществу разъяснена ответственность по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ за уклонение от исполнения (несвоевременное исполнение) предписания.
22.04.2021 административный орган отказал Обществу в удовлетворении ходатайства от 13.04.2021 о продлении срока исполнения предписания от 17.03.2021 N 71-22-ТР в связи с непредставлением документов, подтверждающих невозможность его исполнения в установленный срок.
Поскольку в установленный срок предписание от 17.03.2021 N 71-22-ТР Обществом исполнено не было, управлением Россельхознадзора по г.Москве, Московской и Тульской областям на основании распоряжения от 14.05.2021 N 172-РС была проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 17.03.2021 N 71-22-ТР.
По результатам проведенной проверки административный орган направил в адрес ООО "Курск АгроАктив" извещение от 10.06.2021 N 363 о составлении протокола об административном правонарушении по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ 15.06.2021 в 11 час. 00 мин. по адресу Тульская область, г.Ефремов, ул. Тургенева, д.29.
Также о дате и месте составления протокола Общество уведомлено телеграммой, врученной 10.06.2021 в 10 час. 30 мин. сотрудникам ООО "Курск АгроАктив", что подтверждается сведениями оператора связи (т.1 л.д.20-21).
15.06.2021 в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя (защитника) ООО "Курск АгроАктив" Управлением был составлен протокол N 71-03/фито-90 об административном правонарушении.
Административный орган зафиксировал нарушение п.2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ч.2 ст.36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление Россельхознадзора по г.Москве, Московской и Тульской областям обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о привлечении ООО "Курск АгроАктив" к административной ответственности по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления.
Объективная сторона рассматриваемого нарушения заключается в невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Субъектом рассматриваемого правонарушения выступают должностные и юридические лица, а именно изготовители (исполнители, продавцы, лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), органы по сертификации или испытательной лабораторией (центром).
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
В силу статьи 32 Закона N 184-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что первоначально выданное предписание от 22.10.2020 N 71-12-ТР было признано незаконным лишь части, а требование об указания в декларациях соответствия недостоверной информации относительно класса и типа зерна (дело N А40-227904/2020) является законным.
Таким образом, указанное предписание в соответствующей части полежало исполнению в установленный в нем срок, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Обществом не оспаривается факт того, что предписание от 17.03.2021 N 71-22-ТР на момент проверки (14.05.2021) и на момент составления протокола об административном правонарушении (15.06.2021) исполнено не было, что подтверждает наличие событие административного правонарушения.
Таким образом, административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией ч.15 ст.19.5 КоАП РФ для юридических лиц - 300 000 руб.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии правовых оснований для назначения Обществу наказания ниже низшего предела санкции в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в том числе того, что взысканная сумма штрафа является для Общества значительным финансовым бременем.
Также, суд не усматривает оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, или признания правонарушения малозначительным.
Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В связи с чем, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
Ссылка заявителя на необоснованное отклонение апелляционным судом ходатайства Общества об отложении судебного заседания подлежит отклонению, поскольку в силу ч. 5 ст. 158 АПК РФ отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной соответствующего ходатайства является правом суда, а не его обязанностью.
Ссылки на то, что судом было необоснованно отказано в приостановлении производства по рассматриваемому спору до рассмотрения апелляционной жалобы по делу N А40-227904/2020 несостоятельны, поскольку Обществу последовательно выдавались тождественные предписания по устранению одного и того же нарушения, и данные требования были проверены в судебном порядке, решение суда вступило в законную силу.
На дату рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2021 по делу N А40-227904/2020 оставлено без изменения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2021 по делу N А35-5417/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5417/2021
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
Ответчик: ООО "Курск АгроАктив"
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд