г.Москва |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А40-2126/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Гармаева Б.П., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2021 по делу N А40-2126/21
по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
к ООО "Гален"
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в судебном заседании:
от истца: Каирова А.О. по доверенности от 14.05.2021;
от ответчика: Кошкин М.Г. по доверенности от 08.02.2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО "Гален" о взыскании 41 192 479,96 руб. субсидии и 14 919 842,34 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 30.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 03.11.2015 между Минпромторгом России и ООО "Гален" заключен договор (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 2 от 09.11.2016) N ППРФЗ-2015-33 о предоставлении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционного проекта, шифр "Окно".
Размер предоставленной субсидии составил 41 192 479,96 руб. (платежные поручения N N 557985 от 23.12.2015, 42464 от 29.06.2016, 457743 от 27.12.2016, 889190 от 22.06.2017), данный факт сторонами не оспаривается.
В рамках исполнения указанных обязательств по договору получателем в адрес Министерства 29.05.2019 за N 448 представлен комплект отчетной документации, содержащий отчет о реализации плана-графика реализации инвестиционного проекта, включающий в себя ключевые события реализации инвестиционного проекта, за период с 30.09.2014 по 31.12.2018.
Истец ссылается на то обстоятельство, что ответчиком нарушены условия договора, денежные средства не возвращены.
Также истцом начислено 14 919 842,34 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что согласно представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности, в том числе отчетам, экспертному заключению, техническому заключению, заявленный объем композитной продукции при перерасчете ключевых показателей из килограммов и погонных метров в квадратные метры ключевые показатели на дату направления истцом требования были выполнены, плановые значения по объему продукции в натуральном выражении, с учетом коэффициента перевода превышены уже по состоянию на 2019 год, оснований для возвращения субсидии не имеется.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Истец в жалобе ссылается на формальное основание - невыполнение ответчиком обязательств по выпуску продукции - стеклопластиковых окон, - в объеме 280 000 кв.м. в период с января 2017 года по декабрь 2017 года, указывая на то, что правовое значение имеет не достижение показателей эффективности реализации инвестиционного проекта в принципе, а достижение данных показателей в сроки, установленные Приложением N 1.
Данный подход противоречит заявленным целям и задачам государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", в рамках реализации которой субъектам предпринимательской деятельности, реализующим новые комплексные инвестиционные проекты по приоритетным направлениям гражданской промышленности, были предоставлены субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию этих проектов.
Целью данной программы является поддержка производителей, формирование в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации глобально конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития.
Задачами данной государственной программы являются обеспечение потребности промышленности в доступных, технологичных, экологичных, традиционных и новых материалах; расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции; ориентация промышленной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках; обновление технологической и материальной базы отраслей гражданской промышленности; координация программ развития отраслей промышленности со спросом на технологическую продукцию; и т.д.
Подпрограмма "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности" также исходит из цели необходимости поддержки производителей высокотехнологичной продукции, создания и развития на территории Российской Федерации новых высокотехнологичных производств (как готовой продукции, так и комплектующих) в гражданских отраслях промышленности, а также развитие международной конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий.
Задачами данной подпрограммы провозглашены: создание системообразующих условий для реализации приоритетных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях промышленности, защита организаций промышленности, реализующих инвестиционные проекты и развивающих высокотехнологичные производства, от воздействия внешних экономических рисков; предоставление производителям конкурентоспособной на внешних рынках высокотехнологичной промышленной продукции государственной поддержки, обеспечивающей выход и расширение присутствия на мировом рынке; защита организаций промышленности, реализующих инвестиционные проекты и развивающих высокотехнологичные производства, от воздействия внешних экономических рисков; обеспечение достижения объема экспорта (в стоимостном выражении) конкурентоспособной промышленной продукции в размере 205 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения - 60 млрд. долларов США в год, за счет развития международной конкурентоспособности промышленных предприятий, мотивации государственных компаний к повышению объема экспорта, реализации пакета отраслевых регуляторных мер и программ (стратегий) ускоренного развития экспорта.
В рамках данных программ ООО "Гален" был реализован проект "Модернизация производства конструкционных полимерных материалов для производства и/или армирования строительных конструкций, зданий и сооружений и разработка новых технологий производства современных композиционных материалов", который оказался успешным и эффективным.
Минпромторгу России были известны причины недостижения ООО "Гален" ключевых показателей на первоначальном этапе.
При этом в итоге ООО "Гален" были достигнуты ключевые показатели эффективности реализации инвестиционного проекта начиная с 2019 года.
Данный факт подтверждается техническим заключением ФГБОУВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" от 11.05.2021 "Оценка соответствия выполненного инвестиционного проекта требованиям конкурсной документации" и техническим заключением экспертной комиссии МГТУ им. Н.Э. Баумана от 18.06.2021 "О возможности перевода целевых показателей проекта ООО "Гален" по теме "Модернизация производства конструкционных полимерных материалов для армирования строительных конструкций зданий и сооружений, и разработка новых технологий производства современных композиционных материалов", связанных с объемами производимой композитной продукции, выраженными в квадратных метрах, на эквивалентные объемы композитных изделий, выраженные в погонных метрах".
При этом истец в апелляционной жалобе указывает на то, что производство композитной продукции для последующей сборки оконных конструкций является принципиально иным инвестиционным проектом по сравнению с заявленной в проекте продукцией - оконные конструкции.
Однако ООО "Гален" является производителем исключительно продукции из композитных материалов, которая, в том числе, используется при изготовлении оконных блоков, производством стекла и стеклопакетов не занимается. Производством стеклопакетов занимаются контрагенты ответчика.
Между тем заявленный ООО "Гален" проект был принят Минпромторгом России, как "Модернизация производства конструкционных полимерных материалов для армирования строительных конструкций зданий и сооружений, и разработка новых технологий производства современных композиционных материалов".
Таким образом, с учетом фактического выполнения ООО "Гален" целевых показателей (ключевых событий) проекта, отсутствуют основания для взыскания субсидии в размере 41192 479,96 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 919 842,34 руб., решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2021 по делу N А40-2126/21 является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2021 по делу N А40-2126/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2126/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)"
Ответчик: ООО "ГАЛЕН"