г. Красноярск |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А69-1462/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белоглазовой Е.В.,
судей: Бутиной И.Н., Петровской О.В.,
при секретаре судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
от третьего лица - Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва: Сарыглар А.О., представителя по доверенности от 02.08.2021 N 4, диплом, паспорт,
при участии в судебном заседании, находясь в помещении Третьего арбитражного апелляционного суда:
от истца - прокурора Республики Тыва: Васильевой О.В., распоряжение от 29.10.2021 N к-449, служебное удостоверение серии ТО N 263603;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Агрохолдинг Заря": Портнова А.А., представителя по доверенности от 17.09.2020, диплом N 1/534 от 05.07.2013, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 21 апреля 2021 года по делу N А69-1462/2018,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Республики Тыва обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Агрохолдинг Заря" (ОГРН 1171719000870, ИНН 171701001, далее - ООО "Агрохолдинг Заря) и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва (ИНН 1700000424, ОГРН 1021700513570) о признании сделки - Соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва ООО "Агрохолдинг Заря", заключенного 01.06.2017 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и ООО "Агрохолдинг Заря" недействительной (ничтожной); применении последствий недействительности ничтожной сделки путем взыскания с ООО "Агрохолдинг "Заря" в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва денежных средств в размере 31 708 690 рублей, обязании Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва возвратить в Министерство финансов Республики Тыва денежные средства в размере 31 708 690 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Тыва, Министерство финансов Республики Тыва, Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 23 мая 2019 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 22 августа 2019 года), оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2020 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от 23 мая 2019 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Судом принято к рассмотрению заявление об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит признать сделку - Соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета ООО "Агрохолдинг "Заря", заключенное 01.06.2017 между Минсельхозпродом РТ и ООО "Агрохолдинг "Заря", недействительной (ничтожной), применить последствия недействительности ничтожной сделки - Соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета ООО "Агрохолдинг "Заря", заключенного 01.06.2017 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и ООО "Агрохолдинг "Заря" путем:
- взыскания с ООО "Агрохолдинг "Заря" в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва денежных средства в размере 25 127 060 рублей,
-обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва возвратить в Министерство финансов Республики Тыва денежные средства в размере 25 127 060 рублей;
признать сделку - Соглашение N 3-ПТ о предоставлении субсидии на развитие птицеводства из республиканского бюджета Республики Тыва ООО "Агрохолдинг "Заря", заключенное 31.08.2017 между Минсельхозпродом РТ и ООО "Агрохолдинг "Заря", - недействительной (ничтожной), применить последствия недействительности ничтожной сделки - Соглашения N 3-ПТ о предоставлении субсидии на развитие птицеводства из республиканского бюджета Республики Тыва ООО "Агрохолдинг "Заря", заключенного 31.08.2017 между Минсельхозпродом РТ и ООО "Агрохолдинг "Заря", путем:
- взыскания с ООО "Агрохолдинг "Заря" в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва денежных средства в размере 6 391 630 рублей,
- обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва возвратить в Министерство финансов Республики Тыва денежные средства в размере 6 391 630 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 21 апреля 2021 года по делу N А69-1462/2018 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
Не согласившись с данным судебным актом, прокурор Республики Тыва обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований прокурора.
В апелляционной жалобе с учетом дополнительных пояснений заявитель указывает на то, что основанием предъявления прокуратурой исковых требований к ответчикам явилось нарушение норм федерального и регионального законодательств при предоставлении субсидии на возмещение затрат на развитие птицеводства в Республике Тыва, поскольку получатель субсидии ООО "Агрохолдинг "Заря" не соответствовало критериям отбора получателей субсидий, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 19.05.2017 N 222 "О порядке предоставления государственной поддержки па развитие птицеводства в Республике Тыва" (далее - Постановление N 222), частности, не соответствовал п.п. 6 и 7 Постановления N 222 до 01.06.2017, то есть не занимался производством мяса птицы, куриных яиц, реализацией мяса или яиц, а также не имел в хозяйстве свыше 5 тыс. голов птицы. Полагает, что оспариваемые прокуратурой соглашения от 01.06.2017 и от 31.08.2017 N 3-ПТ являются ничтожными сделками, нарушают публичные интересы Республики Тыва в сфере бюджетного регулирования. Считает, что фактически понесенных расходов, подлежащих возмещению за счет субсидий из республиканского бюджета, на момент принятия Минсельхозпродом РТ решения об оказании государственной поддержки, ООО "Агрохолдинг "Заря" в нарушение Порядка не имело.
Ответчик ООО "Агрохолдинг Заря" представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы не признал, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта. В отзыве на апелляционную жалобу с учетом дополнительных пояснений указал, что истцом не было представлено в дело ни одного доказательства того, что ООО "Агрохолдинг Заря" не имел права на получение субсидии, бюджетные средства ему были выделены Министерством в нарушение антимонопольного законодательства и были потрачены нецелевым способом. Полагает, что ответчик представил суду доказательства того, что все финансовые средства, полученные им по программе птицеводства в Республике Тыва, были использованы по прямому назначению. Считает, что отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ответчиков при выделении и получении субсидии на развитие птицеводства подтверждается вступившими в законную силу решениями по арбитражным делам N А69-431/2019 и N А69-86/2019, имеющим для данного дела преюдициальное значение. По мнению ответчика, цель получения государственной финансовой поддержки птицеводства ООО "Агрохолдинг Заря" была достигнута.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования апелляционной жалобы. Просил решение Арбитражного суда Республики Тыва от 21 апреля 2021 года по делу N А69-1462/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица поддержал требования апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Агрохолдинг "Заря" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва за (ОГРН 1171719000870, ИНН 171701001) 23.05.2017 по адресу пгт. Каа-Хем, ул. Кирова д. 1А. Основной вид экономической деятельности - разведение сельскохозяйственной птицы, размер уставного фонда - 10000 рублей.
23 мая 2017 года между и.о. директора ГУП РТ "Птицефабрика "Енисейская" и ООО "Агрохолдинг "Заря" заключен договор аренды имущества птицефабрики.
29 мая 2017 года Минсельхозпродом РТ вынесен приказ N 98/1-ОД о разрешении ООО "Агрохолдинг "Заря" провести реконструкцию и капитальный ремонт имущества ГУП РТ "Птицефабрика "Енисейская" с целью эффективного использования площади и увеличения объемов продукции с дальнейшим зачетом ООО "Агрохолдинг "Заря" общей суммы арендной платы за неотделимые улучшения и предъявления понесенных расходов к возмещению.
В соответствии с Законом Республики Тыва от 30.12.2016 N 245-ЗРТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на субсидирование птицеводства в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 N 633, предусмотрено 32 856,8 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.05.2017 N 222 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва.
31 мая 2017 года ООО "Агрохолдинг "Заря" направило в Минсельхозпрод РТ заявления о предоставлении субсидий N 1 и N 2 с приложением справки-расчета субсидии на возмещение затрат по приобретению молодок кур в количестве 50000 штук на сумму 9000 тыс. рублей, договора от 29.05.2017 N 29/05-2017, заключенного с ООО "Птицефабрика "Усть-Абаканская" на приобретение кур-несушек на сумму 10000,0 тыс. рублей, товарной накладной от 31.05.2017 N 7/2017-К, выданной ИП Щаповой О.А. на сумму 6000,0 тыс. рублей, справки-расчета на приобретение кормов с учетом доставки на сумму 10124,96 тыс. рублей, договора от 29.05.2017 N 29/05, заключенного с ИП - Главой КФХ Оюн Ч.Х.-Д. на сумму 4000,0 тыс. рублей на поставку кормового овса насыпью, товарной накладной от 29.05.2017 N 130 на сумму 4000 тыс. рублей, подписанной ИП - Главой КФХ Оюн Ч.-Х.Д. и ООО "Агрохолдинг "Заря".
Как следует из материалов дела, 01.06.2017 между Минсельхозпродом РТ и ООО "Агрохолдинг "Заря" заключено Соглашение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва (далее - Соглашение N 1).
В соответствии с п.1.1. Соглашения N 1 предметом Соглашения является предоставление субсидий на приобретение инкубационных яиц, приобретение суточных цыплят, приобретение молодок кур-несушек, приобретение кормов.
В соответствии с пунктом 2.1. Соглашения N 1, цель предоставления субсидий - оказание государственной поддержки на развитие сельскохозяйственного производства получателю субсидий.
Субсидии предоставляются при соблюдении Получателем субсидий следующих условий:
предоставление в Минсельхозпрод РТ квартальной, годовой бухгалтерской отчетности в сроки и по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
своевременное представление необходимого перечня документов для получения субсидий, указанных в пункте 1.1 Соглашения (пункт 2.2 Соглашения N 1).
Платежными поручениями от 23.06.2017 N 347069, от 23.06.2017 г. N 347070, от 28.07.2017 г. N467546, Минсельхозпрод РТ перечислило ООО "Агрохолдинг "Заря" 25 127 060 рублей.
31.08.2017 между Минсельхозпродом РТ и ООО "Агрохолдинг "Заря" заключено Соглашение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва N 3-ПТ (далее - Соглашение N 3-пт).
В соответствии с п.1.1. Соглашения N 3-пт предметом Соглашения является предоставление субсидий на развитие птицеводства.
В соответствии с пунктом 2.1. Соглашения N 3-пт, цель предоставления субсидий - оказание государственной поддержки на развитие птицеводства.
Субсидии предоставляются при соблюдении Получателем субсидий следующих условий:
предоставление в Минсельхозпрод РТ квартальной, годовой бухгалтерской отчетности в сроки и по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
своевременное представление необходимого перечня документов для получения субсидий, указанных в пункте 1.1 Соглашения (пункт 2.2 Соглашения N 3-пт).
Платежным поручением от 05.09.2017 г. N 588312 Минсельхозпрод РТ перечислил ООО "Агрохолдинг "Заря" 6 391 630 рублей.
Полагая, что Соглашения N 1 от 01.06.2017 и N 3-пт от 31.08.2017 заключены с нарушением норм действующего законодательства, прокуратура Республики Тыва обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании их недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемых соглашений недействительными ввиду целевого использования бюджетных средств на сумму более 26 млн. рублей. Судом обращено внимание, что Минсельхозпрод РТ в рамках предоставленных законом полномочий вправе обратиться в судебном порядке за взысканием денежных средств, использованных не по целевому назначению.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва утвержден Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.05.2017 N 222 (далее - Порядок N222) (опубликован на официальном портале Тува). Данный Порядок принят, в свою очередь, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, официально опубликован и вступил в силу с 30.05.2017.
Согласно пункту 2 Порядка N 222 (в редакции действовавшей в спорный период) субсидии предоставляются организациям агропромышленного комплекса, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям (главам крестьянских (фермерских) хозяйств), занимающимся разведением сельскохозяйственной птицы на мясо, племенной птицы и молодняка, производством куриных яиц, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - соответственно предприятия птицеводства, получатели субсидий).
Согласно пункту 3 Порядка N 222 субсидии предоставляются предприятиям птицеводства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством мяса птицы, куриных яиц, реализацией мяса птицы или яиц, затрат на приобретение инкубационных яиц, суточных цыплят и молодок кур-несушек, кормов с учетом доставки, а также на компенсацию части затрат на оплату потребленной электроэнергии.
Пунктом 6 Порядка N 222 установлено, что субсидии предоставляются получателям субсидий при соблюдении ими следующих условий:
- осуществление производственной деятельности на территории Республики Тыва (на дату подачи заявления о предоставлении субсидии);
- государственная регистрация и (или) постановка на налоговый учет на территории Республики Тыва (на дату подачи заявления о предоставлении субсидии);
- представление отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- получатели субсидий не должны получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, предусмотренные настоящим Порядком.
Критерии отбора получателей субсидий установлены пунктом 7 Порядка N 222, в соответствии с которым субсидии предоставляются:
1) предприятиям птицеводства, занимающимся производством мяса птицы, куриных яиц, реализацией мяса птицы или яиц;
2) предприятиям птицеводства, имеющим свыше 5 тыс. голов птицы.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий по форме, утверждаемой приказом Министерства финансов Республики Тыва, заключаемого между главным распорядителем и сельскохозяйственным товаропроизводителем (далее - соглашение).
После заключения соглашения Минсельхозпрод РТ оформляет заявки на финансирование расходов по государственной поддержке и представляет их в Министерство финансов Республики Тыва (пункт 25 Порядка N 222).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2020 указано, что несоответствие получателя субсидии требованиям, определяемым Порядком N 222, нарушения требований статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при заключении соглашения, могут быть связаны лишь с предоставлением бюджетных средств в качестве субсидии с нарушением требований об адресном и целевом характере. При рассмотрении требований в предмет судебного исследования подлежат включению вопросы, связанные с установлением наличия нарушений норм бюджетного законодательства с учетом целей, для которых представлялась субсидия и заключалось соглашение.
При этом, как указано судом кассационной инстанции, заявленные прокурором требования о возврате денежных средств, полученных в качестве субсидий, не могут быть основаны на механизме применения последствий недействительности спорного договора. Вопрос о необходимости возврата в бюджет денежных средств, полученных в качестве субсидии, регулируется бюджетным законодательством и разрешается с учетом порядка возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), поскольку требует установления факта нецелевого использования денежных средств, их размер, основания использования конкретными исполнителями, объемы финансирования и так далее.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, факт осуществления ООО "Агрохолдинг "Заря" деятельности на территории Республики Тыва подтверждается договором аренды имущества птицефабрики от 23 мая 2017 года, заключенным ГУП РТ "Птицефабрика "Енисейская" и ООО "Агрохолдинг "Заря". При этом осуществление работ по реконструкции и капитальному ремонту здания птицефабрики является частью производственного процесса осуществления деятельности по производству мяса птицы, куриных яиц и их реализации.
В качестве доказательств соответствия ООО "Агрохолдинг "Заря" критериям отбора получателей субсидий, установленным пунктом 7 Порядка N 222, ответчик представил:
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, где основной вид экономической деятельности на 23.05.2017 - разведение сельскохозяйственной птицы;
- форму статистического наблюдения N 3-фермер от 05.06.2017 г.,
- договор от 25 мая 2017 г. о безвозмездной передаче 5500 штук цыплят бройлерных, заключенный Оюн Чечен Хурен-Дашовной и Оюн Сайыном Васильевичем;
- договор от 25 мая 2017 г. о безвозмездной передаче 5500 штук цыплят бройлерных, заключенный Оюн Оюн Сайыном Васильевичем и ООО "Агрохолдинг "Заря" в лице Оюн Сайына Васильевича;
- акт проверки Минсельхозпрода РТ от 08.06.2017 г., которым установлено наличие у ООО "Агрохолдинг "Заря" 5250 голов птицы;
- акт Минсельхозпрода РТ от 17.06.2017 г. о наличии поголовья птиц.
Факт наличия у ООО "Агрохолдинг "Заря" необходимого поголовья птиц свыше 5000 голов подтверждается также постановлением о прекращении уголовного дела и уголовного преследования от 12.08.2019 г., возбужденного в отношении министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Данзы-Белек Э.С. Как установлено предварительным следствием, наличие свыше 5000 голов птицы в виде цыплят подтверждено показаниями свидетелей Оюн В.М., Оюн Ч.Х-Д., начальником отдела табунного коневодства, мараловодства и птицеводства Оюн С.М., первым заместителем председателя Правительства Республики Тыва Брокеротом А.В., заместителем председателя Правительства Республики Тыва Монгуш Б.Н. а также протоколом осмотра места происшествия по адресу: г. Кызыл, ул. Колхозная, д.3 кв.2.
Согласно пункту 21 Порядка N 222 основанием для отказа в предоставлении субсидии является:
1) несоответствие получателя субсидий критериям и условиям, определенным пунктами 6 и 7 настоящего Порядка;
2) представление сельскохозяйственным товаропроизводителем документов, предусмотренных настоящим Порядком, не в полном объеме, за исключением документов, которые получатель субсидий вправе не представлять;
3) представление получателем субсидий документов, содержащих недостоверные сведения.
С учётом установленных по делу фактических обстоятельств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ООО "Агрохолдинг "Заря" соответствовало критериям, предусмотренным пунктами 5 и 7 Порядка N 222. Предприятие было зарегистрировано по адресу: Республика Тыва Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Кирова д. 1А, осуществляло производственную деятельность на территории республики, основным видом экономической деятельности предприятия является разведение сельскохозяйственной птицы, имело поголовье птицы свыше 5000 голов. В таком случае, у Минсельхозпрода РТ отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии и заключения оспариваемых соглашений.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23.11.2018 действия Минсельхозпрода РТ и ООО "Агрохолдинг "Заря" квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на предоставление обществу субсидии на развитие птицеводства из республиканского бюджета в преимущественном порядке посредством установленного антимонопольным органом осуществления ряда последовательных действий общества по созданию юридического лица, созданию производства мяса птицы, куриных яиц (путем заключения договоров аренды объектов недвижимости, договоров поставки кормов, кур-несушек) непосредственно перед получением субсидии, подачи заявления и заключения соглашения от 01.06.2017 сразу после опубликования Порядка N 222 и без проверки министерством фактического осуществления обществом деятельности по птицеводству и несения последним соответствующих затрат.
Не согласившись с решением антимонопольного органа ООО "Агрохолдинг "Заря" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 11 марта 2020 года по делу N А69-431/2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2020 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.2020, заявленное требование удовлетворено, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23.11.2018 признано незаконным.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, отчет за 2 квартал 2017 представлен обществом 17.07.2017, отчет за 3 квартал 2017 представлен 16.10.2017, отчет за 4 квартал 2017 представлен 17.01.2018, отчет за 1 квартал 2018 г. представлен 17.04.2018, отчет за 2 квартал 2018 г. представлен 16.07.2017, отчет за 3 квартал 2018 г. 15.10.2018, отчет за 4 квартал 2018 г. представлен 15.01.2019.
Согласно акту внеплановой выездной проверки использования ООО "Агрохолдинг "Заря" бюджетных средств, выделенных в качестве субсидий от 02.02.2021 N 26, Службой финансово-бюджетного надзора Республики Тыва установлено, что на развитие птицеводства по Соглашению N 1 от 01.06.2017 платежными поручениями от 23.06.2017 N 347069, от 23.06.2017 N 347070, от 28.07.2017 N467546, Минсельхозпрод РТ перечислил ООО "Агрохолдинг "Заря" 25 127 060 рублей. На развитие птицеводства по Соглашению N3-пт от 31.08.2017 платежным поручением от 05.09.2017 N588312, Минсельхозпрод РТ перечислил ООО "Агрохолдинг "Заря" 6 391 630 руб. Проверкой установлено, что денежные средства в размере 2 924 000 рублей по Соглашению N1 от 01.06.2017 г. и 1 856 330 рублей по Соглашению N3-пт от 31.08.2017, израсходованы ООО "Агрохолдинг "Заря" не по целевому назначению. Сумма целевого использования средств субсидий, по данным проверки, составила 26 738 360 рублей.
При установленных по делу фактических обстоятельствах, подтверждающих факт целевого использования бюджетных денежных средств получателем субсидии, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых соглашений о предоставлении субсидий недействительными и применении последствий их недействительности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, данные доводы получили надлежащую оценку суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются необоснованными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 21 апреля 2021 года по делу N А69-1462/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Белоглазова |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1462/2018
Истец: Прокуратура Республики Тыва, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Ответчик: ГУП РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ПТИЦЕФАБРИКА "ЕНИСЕЙСКАЯ", Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республик Тыва, ООО Агрохолдинг "Заря"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, Министерство финансов Республики Тыва, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Тыва, Федоров Михаил Юрьевич
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4411/2023
07.06.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2376/2023
19.12.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6635/2022
16.03.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-453/2022
16.11.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3474/2021
21.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-1462/18
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6301/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6301/19
21.08.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4196/19
24.06.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4076/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-1462/18