г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А56-29880/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27959/2021) Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2021 по делу N А56-29880/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ТСЖ "Новатор"
к Управлению Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Новатор" (ОГРН 1037811005209, адрес: 198215, Санкт-Петербург, бул. Новаторов, д. 80, корп. 3, офис 1Н; далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19, лит. А; ОГРН 1057810212503; ИНН 7801378679; далее - Управление) от 17.03.2021 N Ю78-00-03/24-0178-2021 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления 17.03.2021 N Ю78-00-03/26-0159-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Арбитражным судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) без вызова сторон.
Решением от 15.07.2021 суд первой инстанции признал незаконными и отменил постановление Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу от 17.03.2021 N Ю78-00-03/24-0178-2021 по делу об административном правонарушении и представление от 17.03.2021 N Ю78-00-03/26-0159-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Товарищество обоснованно привлечено к административной ответственности.
Определением апелляционного суда от 16.09.2021 апелляционная жалоба Управления принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 17.03.2021 Управление в результате рассмотрения коллективного обращения, в том числе, по доводам гр. Астрелиной Н.А., пришло к выводу о том, что ТСЖ "Новатор" допущено нарушение ст.ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), выразившееся в не предоставлении полной и достоверной информации в квитанции на оплату коммунальных услуг за апрель 2020, а именно: графа "Вид платежа" содержит прочие услуги: "Видеонаблюдение", "Радио", "Антенна" без указания информации о единицах изменения. В счете на оплату не указана информация об исполнителях услуг "Видеонаблюдение", "Аварийное обсл.", "Радио", "Антенна", что нарушает право потребителя на получение достоверной информации об исполнителе услуг.
По факту выявленного нарушения 11.03.2021 должностным лицом Управления составлен Протокол об административном правонарушении N Ю78-00-03-0173-2021.
Постановлением от 17.03.2021 N Ю78-00-03/24-0178-2021 по делу об административном правонарушении ТСЖ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
17.03.2021 также вынесено представление N Ю78-00-03/26-0159-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением Управления, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Товарищества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, а также признал недействительным представление.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 10000 руб. до 20 000 руб.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия (бездействие) изготовителя (исполнителя, продавца), направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1 статьи 8 Закона N 2300-1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 2300-1 указанная в пункте 1 названной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований главы 13 указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества, осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии их исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правовое регулирование данного вопроса направлено на своевременное предоставление потребителям уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение ими обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 ЖК РФ.
В силу подпункта "в" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в платежном документе должно содержаться указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса и единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов.
Таким образом, перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим, а приведенная норма носит императивный характер.
Управление установило и материалами дела подтверждено, что Товарищество в нарушение вышеуказанных норм в счете на оплату коммунальных услуг за апрель 2020 года не привело необходимую и достоверную информацию об услугах по статьям "Видеонаблюдение", "Аварийное обсл", "Радио", "Антенна". Указанное является нарушением прав потребителя.
Аналогичная правовая позиция в части выявленного нарушения изложена судами первой, апелляционной и кассационной инстанций в судебных актах по делу N А56-66121/2020, в рамках которого рассматривалась законность аналогичного постановления, вынесенного Управлением о привлечении ТСЖ к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Товарищество, осуществляющее управление указанным МКД, обязано предоставлять потребителю в платежном документе полную и достоверную информацию об оказываемой коммунальной услуге, в том числе ее стоимости, невыполнение чего является нарушением прав потребителей.
Поскольку спорный вопрос возник не в связи с членством граждан в товариществе собственников жилья, а в связи с предоставлением гражданам, в том числе и членам такого товарищества, платных услуг (работ), на такие отношения распространяется Закон N 2300-1 (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе (изготовителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им услугах (товарах, работах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии их исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правовое регулирование данного вопроса направлено на своевременное предоставление потребителям уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение ими обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 ЖК РФ.
Приведенные нормы Правил N 354 содержат императивное требование размещать в платежном документе указанную в пункте 69 Правил N 354 информацию. При этом перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 69 Правил N 354, в платежном документе указывается наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
При этом Управление посчитало, что в счете за жилищно-коммунальные услуги за апрель 2020 не предоставлена информация об исполнителе услуг по статьям "Видеонаблюдение", "Аварийное обсл", "Радио", "Антенна", что является нарушением положений Закона N 2300-1 и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, констатировав факт нарушения Товариществом требований Закона N 2300-1, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях Товарищества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос наличия вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении.
По мнению апелляционной инстанции, доказательств невозможности соблюдения Товариществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Товарищества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Товарищества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Товариществом правонарушение малозначительным либо заменить назначенный ему штраф на предупреждение, не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Административный штраф назначен Товариществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (часть 1). Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2).
Из материалов дела следует, что представление от 17.03.2021 N Ю78-00-03/26-0159-2021 вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении Управления от 17.03.2021 N Ю78-00-03/24-0178-2021.
Поскольку постановлением Управления Товарищество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным представления Управления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьей 29.13 КоАП РФ, принимая во внимание, что в рамках настоящего дела апелляционным судом установлена законность постановления Управления, представление Управления от 17.03.2021 N Ю78-00-03/26-0159-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также является законным.
При указанных обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе ТСЖ "Новатор" в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июля 2021 года по делу N А56-29880/2021 отменить.
В удовлетворении заявления Товариществу собственников жилья "Новатор" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29880/2021
Истец: ТСЖ "НОВАТОР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ