г. Тула |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А09-2694/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брянскэлектро" на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2021 по делу N А09-2694/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) к обществу с ограниченной ответственностью "Брянскэлектро" (г. Брянск, ОГРН 5147746160172, ИНН 7731480563) о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: - Курбатская Г.Н. (доверенность от 09.12.2020 N 29/23);
от общества с ограниченной ответственностью "Брянскэлектро": Борисенко В.М. (доверенность от 01.01.2021 N Д/11),
УСТАНОВИЛ:
приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что с допущенными к осуществлению деятельности в области обращения с отходами работниками Андрейчиковым А.С. и Тарасовым В.А. общество не должно было заключать трудовые договора на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, так как это не предусмотрено трудовым законодательством. Работникам достаточно исполнять требования правил внутреннего распорядка общества. Законодательством в сфере лицензирования не определены специальные требования к содержанию трудовых договоров.
От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что общество имеет лицензию от 20.07.2016 N (32)-6457-ОУ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по видам работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: обработка отходов III класса опасности, утилизация отходов III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313). Настоящая лицензия предоставлена бессрочно.
В период с 19.02.2021 по 22.03.2021, на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 16.02.2021 N 69-Р, проведена плановая выездная проверка в отношении общества.
Проверкой установлено, что обществом допущены нарушения подпунктов "в" и "г" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию., размещению отходов I - IV классов опасности".
По факту выявленного нарушения управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 26.03.2021 N 32-03-023/2021, согласно которому в действиях общества было установлено наличие признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
С целью привлечения общества к административной ответственности, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как установлено судом первой инстанции, согласно предоставленному обществом списку лиц, имеющих право управлять установкой ПСМ 2-4 - установка передвижная сепараторная маслоочистительная, утвержденному распоряжением от 28.01.2020 N 01-20-Р/Ф заместителя главного инженера по производственной деятельности филиала общества - И.А. Ермаком, лицом, имеющим право управлять установкой ПСМ 2-4 зав. 6221 является электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Тарасов В.А., ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию указанной установки назначен мастер ЦЭР Андрейчиков А.С.
Согласно информации, представленной обществом на запрос от 10.03.2021 N ОМ-03-07/2241, управлением установлено, что на основании приказа обществу от 26.09.2017 N 315 к деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности с соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами допущены два специалиста.
Однако, в предоставленной обществом информации (документах) от 15.03.2021 вх. N 07/3518, трудовые договоры вышеуказанных работников на осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности, в соответствии имеющейся у общества лицензии, отсутствуют.
В ходе проведения проверки управлением направлен повторный запрос от 16.03.2021 N ОМ-03-07/2525 о предоставлении трудовых договоров работников, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности, ответом на который от 17.03.2021 вх.N 07/3706 повторно были представлены обществом трудовые договоры на Тарасова В.А. от 01.04.2015 N01-0391. и Андрейчикова А.С. от 04.04.2017 N 01-1015. о приеме на работу без указания работ на осуществление деятельности в области обращения с отходами.
Согласно п. 2.7 Должностной инструкции электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда Центра электросетевых работ филиала общества управление на установке маслоочистительной ПСМ 2-4 осуществляет электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда. Однако, по трудовому договору от 01.04.2015 N 01-0391 Тарасов В.Д. принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда.
Таким образом, административный орган и суд пришли к выводу, что материалами административного дела подтверждено, что в нарушение вышеуказанных правовых норм общество осуществляло лицензируемый вид деятельности с нарушениями требований п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ), подпунктов "в", "г" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2990), допустив к осуществлению деятельности в области обращения с отходами работников Андрейчикова А.С. и Тарасова В.А. без заключения трудовых договоров с ними на осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизаций отхода III класса опасности, в соответствии с имеющейся у общества лицензии.
Суд первой инстанции установил, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд области пришел к выводу о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ Федерации в виде предупреждения.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензионными требованиями признается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации, и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами), определен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - ПП РФ N 2290).
Согласно лицензии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N (32) - 6457 -ОУ от 20.07.2016 ООО "БрянскЭлектро" вправе осуществлять обработку отходов III класса опасности; утилизацию отходов III класса опасности. Лицензия предоставлена обществу бессрочно.
В силу ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка.
Обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предусмотрена также ст. 21 ТК РФ.
На основании ст.ст. 5, 8 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, среди прочего, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к обязательным и дополнительным условиям трудового договора содержатся в ст. 57 ТК РФ. Указанной нормой установлено, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий соглашений, а не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Таким образом, суд области не учел, что ни законодательство в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, ни трудовое законодательство РФ не содержит обязательных требований в части определения обязанностей работника, условий его работы исключительно в тексте трудового договора. Права и обязанности работника могут содержаться, например, в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах.
В соответствии с п. 2.3.6 ПП, утвержденных приказом общества от 20.02.2021 N 01-95-п/БЭ, до подписания трудового договора работник общества должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами общества, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, а также с документом, определяющим содержание его конкретной трудовой функции.
Письмом от 15.03.2021 исх,N 01-3854-Вх/БЭ-и на запрос Росприроднадзора от 10.03.2021 N ОМ- 03-07/2241 были представлены документы, в том числе трудовые договоры работников общества - Тарасова В.А. и Андрейчикова А.С., в обязанности которых входит осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 4 06 140 01 31 3), при этом указанные документы необоснованно не приняты во внимание Росприроднадзором.
Из трудового договора с Тарасовым В.А. от 01.04.2015 N 01-0391 (т.1, л.д. 82-83) следует, что работник был принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда.
В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного трудового договора работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами, приказами, распоряжениям, заданиями и указаниями руководящих должностных лиц, в соответствии с трудовой функцией.
Тарасовым В.А. 16.05.2017 получено свидетельство N 83 (т.1, л.д. 103) о прохождении обучения по программе "Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами и локальным нормативным актом - приказом от 26.09.2017 N 315 работник был допущен к работе с отходами I-IV классов опасности (т.1, л.д.64-67)
Локальным нормативным актом - распоряжением от 28.01.2020 N 01-20-Р/Ф (т.1, л.д. 25-26) Тарасов В.А. допущен к производству работ на оборудовании - установка для сушки трансформаторного масла ПСМ-2-4, приобретенном обществом по договору поставки от 30.03.2015 N 2423.
В соответствии с п. 2.7 должностной инструкции Тарасова В.А., к должностной обязанности работника относится осуществление при необходимости деятельности по утилизации отходов III класса опасности, а именно работать на установке маслоочистительной ПСМ 2-4.
Из трудового договора с Андрейчиковым А.С. от 04.04.2017 N 01-1015 (т.1, л.д. 84-85) следует, что работник был принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, а дополнительным соглашением к названному договору от 05.07.2019 переведен на должность мастера.
Андрейчиковым А.С. 07.09.2017 получено свидетельство N 247 (т.1, л.д.102) о прохождении обучения по программе "Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами".
Локальным нормативным актом - распоряжением от 28.01.2020 N 01-20-Р/Ф (т.1, л.д. 25-26) Андрейчиков А.С. определен ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию установки для сушки трансформаторного масла ПСМ 2-4, с учетом положений должностной инструкции - пп. 2.1, 2.18, 2.22, 2.27, 2.28.
На основании вышеизложенного, с учетом положений ст.ст. 5, 8, 15, 21, 56, 57 ТК РФ в ходе проверки Росприроднадзору Письмом от 15.03.2021 исх.N 01-3854-Вх/БЭ-и были представлены документы, подтверждающие соблюдение обществом требований пп. "в", "г" п. 3 ПП N 2290 о лицензировании в части заключения с работниками лицензиата трудовых договоров, устанавливающих обязанности на осуществление деятельности в области обращения с отходами, несмотря на отсутствие непосредственно в тексте трудовых договоров условий об осуществлении работниками деятельности в области обращения с отходами.
Отсутствие состава вменяемого в вину правонарушения подтверждается следующими обстоятельствами, которые также письменно заявлялись (от 25.05.2021 исх. N 3-3359- исх/бэ), но не были оценены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта.
Так, лицензия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.07.2016 N (32) - 6457 -ОУ (т.1, л.д. 117-118) на право осуществления обществом обработки отходов III класса опасности; утилизации отходов III класса опасности была получена на основании заявления общества от 24.06.2016 (per. N 2439) о предоставлении лицензии на право осуществлять обработку отходов III класса опасности; утилизацию отходов III класса опасности.
К заявлению были приложены документы, в порядке, установленном вышеуказанными нормативно-правовыми актами, в том числе: трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также документы о профессиональной подготовке работников, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности (п. 5 описи материалов, представленных в лицензирующий орган). Был представлен и трудовой договор с Тарасовым В.А. от 01.04.2015 N 01-0391.
По результатам проведенной проверки представленных документов и их оценки Росприроднадзором оформлен акт проверки от 18.07.2016 N 88, в соответствии с которым установлено наличии у сотрудников общества трудовых договоров на осуществление деятельности в области обращения с отходами.
Таким образом, факт выдачи лицензии в 2016 на основании представленных документов основан на признании уполномоченным органом соответствия таких документов требованиям законодательства и возможности осуществления обществом специального (лицензируемого) вида деятельности.
Неизменность обстоятельств осуществления лицензируемого вида деятельности и предъявляемых законодательством к такой деятельности требований исключает возможность оценки этих же документов как несоответствующих требования п. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ и пп. "в" и "г" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, с момента выдачи лицензии общество не могло и не должно было полагать, что им не выполнены лицензионные требования и условия, а предпринимательская деятельность общества осуществляется с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением - лицензией, что исключает наличие вины в форме умысла или неосторожности как обязательного элемента субъективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3, ст. 14.1 КоАП.
С учётом вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, нельзя признать правомерным, решение подлежит отмене, а в удовлетворении требований заявителя надлежит оказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2021 по делу N А09-2694/2021 отменить.
В удовлетворении заявления Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро" (г. Брянск, ОГРН 5147746160172, ИНН 7731480563) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2694/2021
Истец: Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "БРЯНСКЭЛЕКТРО"