город Томск |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А02-1285/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (N 07АП-10031/2021) на решение от 23.09.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1285/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Борков А.А.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, дом 15/1, помещение 4, ОГРН: 1020400726631, ИНН: 0400000291) к обществу с ограниченной ответственностью "Горно-Алтайлидер" (649000 Республика Алтай, город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический 35, ОГРН 1050400758320, ИНН 0411121749) о взыскании финансовых санкций в сумме 6 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Горно-Алтайске Республики Алтай (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Горно-Алтайлидер" (далее - Общество) 6 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за сентябрь, декабрь 2020 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Мотивированным решением от 23.09.2021 Арбитражного суда Республики Алтай, изготовленным судом первой инстанции по собственной инициативе в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением от 16.11.2021 Арбитражного суда Республики Алтай заявитель государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Горно-Алтайске Республики Алтай заменен на правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить требование о взыскании 6 500 рублей финансовых санкций.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 15, 17, 19 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, указывает на то, что страхователь вправе уточнять и дополнять только те индивидуальные сведения и только в отношении тех застрахованных лиц, по которым ранее передавались индивидуальные сведения за определенный отчетный период, поскольку Обществом в составе исходных форм СЗВ-М за спорные периоды сведения о застрахованных лицах, указанных в формах СЗВ-М тип "дополняющая", представлены не были, страхователь не праве уточнять и дополнять индивидуальные сведения в отношении этих застрахованных лиц; полагает, что правовая позиция, изложенная в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) не может быть применена при рассмотрении настоящего дела, поскольку не учитывает изменение действующего законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь 2020 года на 16 застрахованных лиц - 12.10.2020, за декабрь 2020 года на 37 застрахованных лиц - 15.01.2021, что подтверждается извещениями о доставке, снимками экрана электронного реестра документов.
Общество по телекоммуникационным каналам связи 01.02.2021 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за сентябрь 2020 года на 7 застрахованных лиц, за декабрь 2020 года на 6 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в ранее представленных формах СВЗ-М тип "исходная" за сентябрь, декабрь 2020 года, что подтверждается извещениями о доставке, снимками экрана электронного реестра документов.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.04.2021 N 004S18210000946 (за сентябрь 2020 года), N 004S18210000947 (за декабрь 2020 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 13.05.2021 N 004S19210001086 (за сентябрь 2020 года в размере 3 500 рублей), N 004S19210001085 (за декабрь 2020 года в размере 3 000 рублей) за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за сентябрь, декабрь 2020 года.
Обществу выставлены требования от 04.06.2021 N 004S01210001166 (за сентябрь 2020 года), N 004S01210001165 (за декабрь 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок 23.06.2021.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления о взыскании 6 500 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь, декабрь 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года в отношении 7 застрахованных лиц, за декабрь 2020 года в отношении 6 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2020 года - не позднее 15.10.2020, за декабрь 2020 года - не позднее 15.01.2021.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь, декабрь 2020 года в установленный законом срок.
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за сентябрь, декабрь 2020 года при первоначальном предоставлении форм СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанные периоды.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды (сентябрь, декабрь 2020 года), откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций в размере 6 500 рублей за сентябрь, декабрь 2020 года не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что страхователь вправе уточнять и дополнять только те индивидуальные сведения и только в отношении тех застрахованных лиц, по которым ранее передавались индивидуальные сведения за определенный отчетный период, поскольку Обществом в составе исходных форм СЗВ-М за спорные отчетные периоды сведения о застрахованных лицах, указанных в формах СЗВ-М тип "дополняющая", представлены не были, страхователь не праве уточнять и дополнять индивидуальные сведения в отношении этих застрахованных лиц, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права. Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Довод апелляционной жалобы, что правовая позиция, изложенная в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) не может быть применена при рассмотрении настоящего дела, отклоняется судом, поскольку основан на неверном толковании норм права, суд первой инстанции правомерно принял во внимание положения статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ, предоставляющие страхователю право представлять дополнительные сведения, положения статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, устанавливающие основания ответственности.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.09.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1285/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1285/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай
Ответчик: ООО "Горно-Алтайлидер"
Третье лицо: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай