г. Ессентуки |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А63-18043/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 17.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Марченко О.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью Агропромышленный
альянс
(ОГРН 1032600958092, ИНН 2636041493) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ОГРН 1102635006462, ИНН 2635134160), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
- о признании незаконным отказа территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:49 (единое землепользование), площадью 140 644 600 кв.м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир г. Светлоград. Участок находится примерно в 20 км от ориентира по направлению на Северо-Восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Петровский, г. Светлоград, на праве собственности ООО "Агропромышленный альянс", выраженного в письме от 23.11.2020 N 26-КА-04/7645,
- об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес ООО "Агропромышленный альянс" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:49, в порядке, установленном частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения",
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный альянс" - Попова Н.И. (доверенность от 07.04.2021), от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Лукьянчиков В.С. (доверенность от 12.01.2021), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае - Малик Т.А. ( доверенность от 11.02.2021).
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агропромышленный альянс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ территориального управления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:49 (единое землепользование), площадью 140 644 600 кв. м, разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, адрес: Ставропольский край, р-н Петровский, г. Светлоград, на праве собственности ООО "Агропромышленный альянс", выраженный в письме N 26-КА-04/7645 от 23.11.2020;
- обязать территориальное управление подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес ООО "Агропромышленный альянс" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:49, в порядке, установленном частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, территориальное управление обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Лицо, не участвующее в деле, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), обжаловало решение суда первой инстанции в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А63-18043/2020 производства по апелляционным жалобам прекращены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2021 апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал, что предметом настоящего спора выступал отказ территориального управления в заключении с обществом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:49 (единое землепользование), площадью 140 644 600 кв. м, находящегося в собственности Российской Федерации. Материалы дела не содержат доказательств предоставления Росимуществом территориальному управлению полномочий на распоряжение спорным земельным участком. Размер испрашиваемого обществом участка превышает предельный допустимый размер участка, который может быть реализован территориальным управлением в рамках своих дискреционных полномочий. Таким образом, доводы Росимущества о нарушении его прав при вынесении оспариваемого судебного акта являются обоснованными. При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства по апелляционной жалобе Росимущества.
Определением от 04.10.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, Росимущество привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца заявленные требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании требования не признали.
Изучив и оценив в ходе повторного пересмотра дела все материалы дела в совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 01.03.2003 между министерством имущественных отношений Ставропольского края и ООО "Агропромышленная корпорация" заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 1, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земли общей площадью 14 152,4 га, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок общей площадью 13 461,4 га с кадастровым номером 26:08:010000:0001, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ставропольский край, Петровский район, в 20 км северо-восточнее г. Светлограда (далее - земельный участок), в целях расширенного сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору и являющемуся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.1 договора от 01.03.2003 N 1 договор аренды заключается сроком на 10 лет и вступает в силу с даты его государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация сделки произведена 18.03.2003 за N 26-018-1/2003-859.
На основании соглашения от 01.03.2005, заключенного между министерством имущественных отношений Ставропольского края (арендодатель), ООО "Агропромышленная корпорация" (арендатор), ООО "Агропромышленный альянс" (новый арендатор) права и обязанности арендатора по указанному договору аренды перешли к обществу, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
На основании соглашения от 29.08.2005, заключенного между министерством имущественных отношений Ставропольского края (арендодатель), администрацией Петровского муниципального района Ставропольского края (новый арендодатель), ООО "Агропромышленный альянс" (арендатор), права и обязанности арендодателя по указанному договору аренды переданы от министерства имущественных отношений Ставропольского края к администрации Петровского муниципального района Ставропольского края в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", соглашением, заключенным между администрацией Петровского муниципального района Ставропольского края и администрацией Прикалаусского сельсовета о наделении администрации Петровского муниципального района Ставропольского края полномочиями по управлению и распоряжению землями от 29.12.2004, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
10.08.2007 в связи с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок между Российской Федерацией в лице территориального управления, администрацией Петровского муниципального района Ставропольского и обществом заключено дополнительное соглашение N 138 к указанному договору аренды, согласно которому администрация Петровского муниципального района Ставропольского края передала, а Российская Федерация в лице территориального управления приняла на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды от 01.03.2003 N1. Пунктом 2.1 указанного дополнительного соглашения также произведено изменение площади арендуемого земельного участка до 14 064, 46 га и изменение его кадастрового номера на 26:08:000000:0049 в связи с уточнением, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
20.10.2012 между территориальным управлением и обществом к указанному договору аренды заключено дополнительное соглашение N 422, пунктом 2 которого срок аренды установлен до 01.01.2052, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
18.11.2020 общество обратилось с заявлением в территориальное управление, в котором просило предоставить спорный земельный участок на праве собственности без проведения торгов в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- Земельный кодекс), указав, что в настоящее время земельный участок используется заявителем на основании договора аренды.
Территориальное управление письмом от 23.11.2020 N 26-КА-04/7645 отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что в соответствии со статьей 30 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052 года.
Полагая, что отказ территориального управления, выраженный в письме от 23.11.2020 N 26-КА-04/7645, не соответствует действующему законодательству, нарушает его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, общество оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В части 1 статьи 198 Кодекса закреплено право организаций обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Росимущество ссылаясь на п. 4, 5, 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ указывается на необходимость отказа в предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка, в связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером 26:08:010602:49 расположен объект недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на который отсутствуют. Также приведен довод о том, что публичная кадастровая карта содержит сведения о нахождении в пределах земельного участка с кадастровым номером 26:08:010801:49 водного объекта.
Вместе с тем, представленная в материалы дела выписка из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 26:08:000000:49 не содержит сведений об ограничении в обороте указанного земельного участка по приведенным Росимуществом основаниям. Представленный обществом в материалы дела акт по результатам натурного обследования земельного участка кадастрового инженера Ахматовой М.Ш. от 09.12.2020 свидетельствует об отсутствии объектов капитального строительства в его границах. Также в суд апелляционной инстанции представлено заключение эксперта Михайлова А.В. от 09.11.2021 N 123/11/21-Э, согласно выводам которого в границах спорного земельного участка объекты недвижимости отсутствуют, кроме того по результатам инструментального геодезического осмотра, установлено, что фактически границы земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:29 расположены на землях категории сельскохозяйственного назначения, а не на землях категории водного фонда.
Таким образом, доводы Росимущества о наличии на спорном земельном участке объектов недвижимости и водного объекта подлежат отклонению, т.к. в материалы настоящего дела не представлены сведения, подтверждающие данные доводы.
Ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Федеральное агентство водных ресурсов и Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отела водных реестров по Ставропольскому краю, в связи с нахождением спорного земельных участков на землях водного фонда, подлежит отклонению, поскольку выше приведенными доказательствами опровергнуты данные доводы. Доказательств наличия каких-либо разногласий по предмету настоящего спора между Федеральным агентством водных ресурсов, его структурными подразделениями и обществом не представлено.
Закон N 101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
В пункте 2 статьи 1 названного Закона закреплено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
В силу пункта 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время в пункте 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 8 Вводного закона в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.06.2004 N 72-Г04-2 также указал, что определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации участков названной категории законодатель субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ). Данное полномочие направлено на защиту публичной собственности на землю и не ограничивает право частной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Такое право в установлении момента (даты) приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ предоставлено субъекту Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован Законом N 36-кз.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 36-кз приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052.
В силу пункта 1 части 2 статьи 30 Закона N 36-кз, в ранее действующей редакции, действие части 1 настоящей статьи не распространялось на случаи приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения лицами, указанными в пунктах 4, 5.1 и 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Изменениями, внесенными Законом N 3-кз в Закон N 36-кз, в пункте 1 части 2 статьи 30 слова "пунктах 4, 5.1 и 7" заменены словами "пунктах 5.1 и 7". В результате изменений, внесенных в Закон N 36-кз, из числа субъектов, на которых не распространяется правило о приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края с 01.01.2052, были исключены лица, указанные в пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
На момент обращения (18.11.2020) общества в территориальное управление с заявлением о приватизации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:08:000000:49 уже действовали нормы Закона N 36-кз в редакции Закона N 3-кз.
Исходя из приведенных правовых норм, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, находящихся в публичной собственности, по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, возможна только по истечении действия моратория, установленного краевым законодательством (Законом N 36-кз в редакции Закона N 3-кз).
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3 оставлено без изменения решение Ставропольского краевого суда от 21.02.2018, которым отказано в удовлетворении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Подберезного Николая Алексеевича (далее - глава хозяйства) о признании недействующим пункта 5 статьи 1 Закона N 3-кз.
В названном определении указано, что оспариваемым Законом и последующим регулированием положения Закона N 36-кз приведены в соответствие с нормами пунктов 4 и 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ. Доводы главы хозяйства о том, что отмена нормы, устанавливающей начало приватизации земельных участков для отдельных категорий лиц ранее 2052 года, осуществлена с нарушением компетенции субъекта Российской Федерации и способствует возникновению правовой неопределенности в регулировании отношений, связанных с приобретением участков из земель сельскохозяйственного назначения, признаны несостоятельными. Оспариваемый нормативный правовой акт не препятствует реализации прав отдельных категорий лиц на приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с нормами федерального законодательства. Определение же срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ. Приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие.
Подлежит отклонению довод заявителя, что спорные правоотношения не регулируются Законом Ставропольского края 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", т.к. первоначально заявитель обратился за предоставлением земельного участка 25.09.2013.
Так согласно материалам дела общество 25.09.2013 обращалось в территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
В письме от 24.10.2013 N 010439/04 территориальное управление указало на отсутствие оснований для принятия соответствующего решения ввиду отсутствия экспликации земель участка.
Доказательств обжалования данного отказа суду не представлено.
Учитывая, что письменное заявление истца о предоставлении земельного участка от 18.11.2020 направлено территориальное управление в период действия запрета на согласование сделок, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, установленного Законом Ставропольского края 09.04.2015 N 36-кз, апелляционный суд отказывает в удовлетворении требований заявителя.
С учетом изложенного оспариваемый отказ территориального управления не может быть признан не соответствующим закону, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2020 по делу N А63- 18043/2020 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Агропромышленный
альянс
отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18043/2020
Истец: ООО "АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ АЛЬЯНС", ООО "Агропромышленный комплекс"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ, ТУ Росимущества в Ск
Третье лицо: Попова Наталья Ивановна, Росимущество, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14280/2021
17.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1497/2021
16.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7969/2021
21.12.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18043/20