г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А42-2736/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. В. Снукишкис
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33026/2021) Территориального фонда обязательного медицинского страхования МО на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.08.2021 по делу N А42-2736/2021 (судья Е. А. Зыкина), принятое по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования МО
к ФГБУЗ "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И. Пирогова федерального медико-биологического агентства"
о взыскании
при участии:
от истца: Томилов Д. С. (доверенность от 11.01.2021), Несведова Е. А. (доверенность от 11.01.2021)
от ответчика: Никитина Е. Н. (доверенность от 01.01.2021)
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области (ИНН 5192160029, ОГРН 1025100843789, адрес: 183038, г.Мурманск, пр.Ленина, д.89; далее - ТФОМС, истец) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И.Пирогова Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 5190053159, ОГРН 1157746943661, адрес: 183031, г. Мурманск, ул.Павлика Морозова, д.6; далее - учреждение, ответчик) о взыскании использованных по нецелевому назначению средства обязательного медицинского страхования в сумме 823 852 руб. 97 коп. и штрафа в сумме 82 385 руб. 30 коп.
Решением суда от 13.08.2021 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ТФОМС просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа ТФОМС от 20.11.2020 N 251 проведена плановая комплексная проверка по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и средств нормированного страхового запаса ТФОМС, предусмотренных для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в учреждении за период с 01.10.2018 по 30.09.2020.
По результатам проверки составлен акт от 25.12.2020, согласно которому в ходе проверки выявлено нецелевое использование средств субвенции ФФОМС (средств ОМС) в общей сумме 823 852 руб. 97 коп. - необоснованно предъявленные к оплате случаи госпитализации работников учреждения в круглосуточный стационар в рамках оказания медицинской помощи по ОМС.
ТФОМС проведена выборочная проверка табелей учета рабочего времени.
При сверке табелей учета рабочего времени за август и сентябрь 2018 года с реестрами по случаям оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара установлено 23 предъявленных к оплате случая госпитализации в круглосуточный стационар сотрудников учреждения за 2018-2019 годы и 9 месяцев 2020 года. При этом в табеле учета рабочего времени период нахождения работника учреждения в круглосуточном стационаре совпадает с периодом рабочего времени.
На основании представленных учреждением документов ТФОМС установлено, что работники учреждения в вышеуказанных случаях осуществляли свою рабочую деятельность, что исключало возможность одновременного прохождения лечения в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение, то есть постоянное нахождение в стационарном отделении больницы.
В акте от 25.12.2020 учреждению предложено в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования (в срок до 18.01.2021) возвратить в бюджет ТФОМС использованные по нецелевому назначению средства обязательного медицинского страхования средств в сумме 823 852 руб. 97 коп., а также уплатить штраф на основании пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в сумме 82 385 руб. 30 коп.
В связи с неисполнением ответчиком требований, указанных в акте проверки от 25.12.2020, ТФОМС направил в адрес учреждения претензию от 29.01.2021 N 158/05 с требованием в добровольном порядке произвести возврат использованных по нецелевому назначению средства обязательного медицинского страхования средств в сумме 823 852 руб. 97 коп., а также уплатить штраф на основании пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в сумме 82 385 руб. 30 коп.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ТФОМС в суд с настоящим иском.
Суд отказал ТФОМС в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция считает, что решения суда подлежит отмене.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Законом N 326-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Одним из принципов такого страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 326-ФЗ является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ определены субъекты обязательного медицинского страхования, которыми являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пункту 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 указанного Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
В силу пункта 23.3 Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, главной целью проведения проверок деятельности медицинских учреждений территориальным фондом обязательного медицинского страхования является осуществление контроля за соблюдением Закона N 326-ФЗ, целевого и рационального использования средств ОМС, тарифного соглашения и порядка оплаты медицинской помощи, принятых на территории субъекта Российской Федерации, направленной на выявление и устранение недостатков в этой деятельности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверке ТФОМС выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, направленные на оплату случаев госпитализации в круглосуточный стационар сотрудников медицинского учреждения, которые одновременно выполняли трудовые обязанности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.
Статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) предусмотрено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся:
- первичная медико-санитарная помощь;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
- скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
- вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
- амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
- в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
- стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Таким образом, стационарная помощь выделена в отдельный вид медицинской помощи, которая отличается от медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Понятия оказываемой медицинской помощи в стационарных условиях, в условиях дневного стационара и амбулаторно не являются идентичными. Закон не содержит понятия круглосуточного стационара; термин "круглосуточно" применяется для описания оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
В силу пункта 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ, медицинская помощь может оказываться, в том числе, стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Пациенту гарантируется создание условий пребывания в стационарных условиях (как комплекса медицинских вмешательств, составляющих медицинскую услугу).
Аналогичное положение содержит Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Порядок, условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи определены в разделе VIII Территориальной программы.
Госпитализация в плановой форме, при необходимости круглосуточного наблюдения врача, госпитального режима и проведения терапии по направлениям лечащего врача (врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или другого врача-специалиста).
При оказании медицинской помощи на основе стандартов в стационарных условиях осуществляется бесплатное обеспечение пациентов лечебным (диетическим и профилактическим) питанием с учетом стандартных диет и возрастных норм, утвержденных приказами Минздрава России.
Таким образом, пациенту гарантирована возможность пребывания в стационарных условиях, в которые в обязательном порядке включаются круглосуточное наблюдение врача и предоставление лечебного питания.
Стационарное лечение - это особая форма терапии, которая обеспечивается 24 часа в сутки.
На основании анализа указанных норм стационарное лечение предполагает круглосуточное нахождение пациента в медицинской организации, имеющей лицензию соответствующего профиля, до момента выписки пациента либо перевода пациента на следующий этап оказания медицинской помощи (осуществляется при наличии медицинских показаний при состояниях, угрожающих жизни, или невозможности оказания медицинской помощи в условиях данной медицинской организации).
Как следует из материалов дела, учреждением предъявлены к оплате 23 случая оказания услуг по круглосуточному наблюдению и размещению пациентов в стационаре.
Вместе с тем, как следует материалов дела в период нахождения пациентов на лечении в стационаре, указанные лица одновременно осуществляли трудовую деятельность, являясь сотрудниками учреждения.
Таким образом, помещая пациентов в стационар, учреждение не преследовало цели в круглосуточном их наблюдении, поскольку сознавало, что весь комплекс специализированной и высокотехнологичной, медицинской помощи будет оказан только частично.
При этом учреждением не представлено пояснений относительно того, каким образом пациенты пользовались оплаченными услугами (проживание, трехразовое питание), являясь одновременно сотрудниками медицинского учреждения и осуществляя исполнение трудовых функций.
Таким образом, в нарушение гарантий застрахованным лицам, предусмотренных Территориальной программой и положениями Закона N 323-ФЗ, пациенты не получали необходимую медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу, что пациентам было оказано необходимое лечение, при котором средства были использованы в заявленном объеме и именно на это лечение.
Суд указал, что из всего круглосуточного (24 часа) лечения медицинская помощь не могла оказываться только в период нахождения пациентов на работе, продолжительность которой составляла 7,2 часа в сутки, а в некоторых случаях - 5 часов, 6,3 часа, 7,8 часа в сутки. Судом сделан вывод, что сотрудники ответчика все же находились на лечении, однако помощь получена ими не в объеме всех 24 часов, а только 16,2 -19 часов в сутки. Учитывая, что в большей части (в течение суток) сотрудники находились на лечении, предъявление ТФОМС требования о возврате всех затраченных на лечение средств является необоснованным и не отвечающем принципу адресности и целевого характера бюджетных средств.
При этом суд исходил из математического расчета, определив, что из полного суточного времени (24 часа), за вычетом времени нахождения на работе (от 5 до 12 часов) пациенты могли получать в оставшееся время (19-12 часов) медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара.
Однако доказательств того, что медицинская помощь оказывалась в оставшееся время (после работы пациентов), материалы дела не содержат.
Судом не исследовался вопрос, какие именно процедуры в рамках оказания медицинской помощи проводились пациентам в оставшееся время (после работы пациентов). Соответствующие документы у ответчика судом не запрашивались.
Из сопоставления расшифровки случаев госпитализации с табелями учета использованного времени следует, что основанная масса пациентов (за исключением двух сотрудников, работавших на полусуточных сменах) осуществляла работу по режиму работы пятидневной рабочей недели, то есть в будние дни и в дневное время. В это же время (рабочее время для пациентов) в учреждении пациентам должны были проводиться процедуры в рамках оказания медицинской помощи в круглосуточном стационаре, в некоторых случаях - хирургические операции.
Проведение процедур, хирургических операций в ночное время, либо в выходные дни возможно, если они проводятся в рамках оказания медицинской помощи в экстренной форме.
В рассматриваемом случае вся медицинская помощь оказана в плановом порядке. Соответственно, проведение всех процедур в рамках оказания пациентам медицинской помощи в круглосуточном стационаре (в то числе хирургических операций) могло быть проведено только в будние дни и в дневное время.
Однако, ответчик настаивал на том, что все пациенты работали в указанное в табелях рабочее время, из чего следует, что медицинская помощь им не могла быть оказана.
Суд указал, что из табелей учета рабочего времени следует, что имелись перерывы нахождения пациентов на работе в несколько дней. Почти во всех случаях такие дни полностью совпадают с календарными выходными днями при пятидневной рабочей неделе, в период которых медицинская помощь не могла быть оказана.
Вывод суда о том, что медицинская помощь могла быть оказана пациентам частично в оставшееся время суток (вне периода нахождения на рабочем месте) не соответствует критериям отнесения медицинской помощи к условиям ее оказания в условиях круглосуточного стационара.
Пунктом 4 части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ определено понятие условий оказания медицинской помощи стационарно, как условий, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
Нахождение пациентов на лечении только лишь несколько часов из полных суток не позволяет отнести оказанную ответчиком медицинскую помощь к медицинской помощи, подлежащей оказанию в условиях круглосуточного стационара.
Возможность выхода пациентов на работу в период оказания медицинской помощи означает, что пациенты не нуждались в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении.
При таких обстоятельствах, медицинская помощь могла быть оказана либо амбулаторно - в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения (пункт 2 части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ), либо в условиях дневного стационара - в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения (пункт 3 части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию до 27.05.2019 осуществлялась в соответствии с Разделом XI Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС N 158Н). С 28.05.2019 методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию осуществлялась в соответствии с Разделом XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС N 108Н).
В соответствии с пунктом 155 Правил ОМС N 158Н (аналогично пункту 184 Правил ОМС N 108Н), расчет тарифов может осуществляться: на единицу объема медицинской помощи, на медицинскую услугу, за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний), на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц.
Согласно пункту 2 статьи 30 Закона 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФФОМС от 21.11.2018 N 247 установлены Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения.
В соответствии с указанными требованиями на территории Мурманской области заключены:
* "Тарифное соглашение в системе ОМС на территории Мурманской области на 2018 год" от 15.12.2017 (далее - Тарифное соглашение 2018);
* "Тарифное соглашение в системе ОМС на территории Мурманской области на 2019 год" от 14.01.2019 (далее - Тарифное соглашение 2019);
* "Тарифное соглашение в системе ОМС на территории Мурманской области на 2020 год" от 27.12.2019 (далее - Тарифное соглашение 2020).
Согласно пункту 1.1 раздела III, пункту 6 раздела IX Тарифного соглашения 2018 при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, оплата производится за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний) (далее - КСГ).
Аналогичные способы оплаты медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, приняты в 2019 году (пункт 1.1 раздела III, пункт 7 раздела IX Тарифного соглашения 2019) и 2020 году (пункт 1.1 раздела III, пункт 8 раздела IX Тарифного соглашения 2020).
Вышеуказанный порядок оплаты на 2018, 2019 и 2020 годы также закреплен в территориальной программе:
* подпунктом 1.2 абзаца 15 раздела 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Законом Мурманской области от 22.12.2017 N 2213-01-ЗМО;
* подпунктом 2 пункта 10 раздела 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Законом Мурманской области от 24.12.2018 N 2329-01-ЗМО;
* подпунктом 2 пункта 10 раздела 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Законом Мурманской области от 19.12.2019 N 2453-01-ЗМО.
В соответствии с пунктом 6 раздела IX Тарифного соглашения 2018, под законченным случаем лечения заболевания в стационаре понимается совокупность медицинских услуг при оказании медицинской помощи по основному заболеванию, предоставленных пациенту в стационаре (дневном стационаре) в регламентируемые сроки в виде диагностической, лечебной, реабилитационной и консультативной медицинской помощи, в случае достижения клинического результата от момента поступления до выбытия (выписка, перевод в другое учреждение или в другое профильное отделение пациента по поводу другого или сопутствующего заболевания), подтвержденного первичной медицинской документацией. Под клинико-статистической группой заболеваний (KCГ), понимается группа заболеваний, относящихся к одному профилю медицинской помощи и сходных по используемым методам диагностики и лечения пациентов и средней ресурсоемкости (стоимость, структура затрат и набор используемых ресурсов). Аналогичное толкование понятий дано в Тарифном соглашении 2019 и Тарифном соглашении 2020.
В соответствии с пунктом 1 раздела X Тарифного соглашения 2018 (аналогично условиям, содержащимся в Тарифном соглашении 2019 и Тарифном соглашении 2020) установлено, что, помимо прочего, в структуру тарифа на оказание медицинской помощи в стационарных условиях включены расходы в объеме, обеспечивающем лечебно-диагностический процесс при лечении основного заболевания и сопутствующего, влияющего на течение основного и (или) требующего постоянной поддерживающей терапии, в том числе расходы на проведение лабораторных, рентгенологических, ультразвуковых, эндоскопических, функциональных лечебно-диагностических исследований, гистологических исследований биопсийного и операционного материала, физиотерапевтическое лечение, лечебный массаж, лечебную физкультуру, аппаратное лечение, консультации штатных и внештатных специалистов и другие аналогичные расходы.
Таким образом, порядок расчетов за оказанную медицинскую помощь устанавливает фиксированную стоимость лечения за каждый законченный случай лечения заболевания в стационаре, в зависимости от клинико-статистической группы заболеваний. Указанная фиксированная стоимость лечения рассчитывается с учетом всех расходов, связанных с оказанием определенного объема медицинской помощи, и не предусматривает возможности исключения отдельных статей расходов из структуры тарифа, либо снижения стоимости в процентном соотношении от нормы, в зависимости от фактического нахождения пациента на стационарном лечении. Следовательно, установленный порядок определения стоимости лечения в условиях круглосуточного стационара, не позволяет выделить из общей стоимости медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара стоимость медицинской помощи в период отсутствия пациентов в медицинском учреждении (в период неоказания медицинской помощи).
При таких обстоятельствах, вывод суда о возможности снижения стоимости лечения в зависимости от количества времени, поведенного пациентом в условиях круглосуточного стационара, и взыскания ТФОМС стоимости такого лечения только в размере средств, приходящихся на нецелевой период расходования этих средств (то есть когда сотрудники находились на своих рабочих местах), является неправомерным.
Поскольку материалами дела подтвержден факт нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 823 852 руб. 97 коп., у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска в указанной части.
На основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ ТФОМС начислен штраф в сумме 82 385 руб. 30 коп.
Расчет штрафа проверен апелляционным судом и признан правильным.
О снижении размера штрафа ответчик не заявлял.
Таким образом, с ответчика следует взыскать 82 385 руб. 30 коп. штрафа.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные ТФОМС требования - удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.08.2021 по делу N А42-2736/2021 отменить.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И.Пирогова Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 5190053159, ОГРН 1157746943661, адрес: 183031, г. Мурманск, ул.Павлика Морозова, д.6) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области (ИНН 5192160029, ОГРН 1025100843789, адрес: 183038, г.Мурманск, пр.Ленина, д.89) использованных по нецелевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 823 852 руб. 97 коп. и штрафа в сумме 82 385 руб. 30 коп.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И.Пирогова Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 5190053159, ОГРН 1157746943661, адрес: 183031, г. Мурманск, ул.Павлика Морозова, д.6) в доход федерального бюджета 24 125 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2736/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МУРМАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"