город Воронеж |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А48-5103/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Поротикова А.И. |
|
Кораблевой Г.Н. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Люлиной А.В.,
при участии:
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: Третьяковой В.Н., представителя по доверенности N 17 от 11.01.2021, паспорт РФ,
от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.08.2021 по делу N А48-5103/2021 по исковому заявлению управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (302028, Орловская область, город Орёл, улица Октябрьская, 47, ОГРН 1045753008212) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (300041, Тульская область, г. Тула, ул. Сойфера, д.16, ИНН 7106510491, ОГРН 1097154014154)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, пер. Никольский, д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134)
1) об обязании совершить действия по принятию в состав казны Российской Федерации встроенного нежилого помещения N 2 с кадастровым номером 57:01:0010305:241, общей площадью 136,6 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Орловская область, район Болховский, г. Болхов, ул. Ленина, д. 53, пом. 2 и земельного участка с кадастровым номером 57:01:0010305:288, общей площадью 133 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, район Болховский, г. Болхов, ул. Ленина, д. 53;
2) о прекращении права оперативного управления на встроенное нежилое помещение N 2 с кадастровым номером 57:01:0010305:241, общей площадью 136,6 кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Орловская область, район Болховский, г. Болхов, ул. Ленина, д. 53, пом. 2;
3) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 57:01:0010305:288, общей площадью 133 кв.м, 2 расположенного по адресу: Орловская область, район Болховский, г. Болхов, ул. Ленина, д. 53,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - истец, Управление Росреестра по Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях), в котором просило:
* совершить действия по принятию в состав казны Российской Федерации встроенного нежилого помещения N 2 с кадастровым номером 57:01:0010305:241, общей площадью 136,6 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Орловская область, район Болховский, г. Болхов, ул. Ленина, д. 53, пом. 2 и земельного участка с кадастровым номером 57:01:0010305:288, общей площадью 133 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, район Болховский, г. Болхов, ул. Ленина, д. 53;
* прекратить право оперативного управления на встроенное нежилое помещение N 2 с кадастровым номером 57:01:0010305:241, общей площадью 136,6 кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Орловская область, район Болховский, г. Болхов, ул. Ленина, д. 53, пом. 2;
* прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 57:01:0010305:288, общей площадью 133 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, район Болховский, г. Болхов, ул. Ленина, д. 53,
Определением Арбитражного суда Орловской области от 16.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо, Росимущество).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 20.08.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 20.08.2021 по делу N А48-5103/2021 полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях не наделено самостоятельными полномочиями по изъятию недвижимого имущества в казну Российской Федерации, более того, до принятия решения об изъятии неиспользуемого имущества должен быть решен вопрос о том, за каким территориальным органом федеральных органов исполнительной власти либо подведомственным им государственным федеральным учреждением изымаемое имущество должно быть закреплено на соответствующем виде вещного права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал обжалуемое решение законным и обоснованным просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривалась в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом руководствуется следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ЕГРН содержатся сведения о государственной регистрации права оперативного управления истца на встроенное нежилое помещение N 2 с кадастровым номером 57:01:0010305:241, общей площадью 136,6 кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Орловская область, район Болховский, г. Болхов, ул. Ленина, д. 53, пом. 2, а также о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 57:01:0010305.
В целях эффективного использования федеральной собственности, соблюдения норм предоставления федеральным органам служебной площади, необходимости сокращения расходов бюджетных средств, выделяемых на содержание закрепленной недвижимости, а также в связи с отсутствием производственной необходимости владения излишним имуществом на основании писем от 09.04.2018 N 10-3069-НК, от 30.11.2018 N 10-10235-НК Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации письмом от 01.02.2019 N 03-00999-НС/19 согласовала отказ от прав на вышеуказанные объекты недвижимого имущества (л.д. 39- 46).
14.02.2019 Управление Росреестра по Орловской области обратилось в адрес МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях с заявлением о передаче встроенного нежилого помещения N 2 в казну Российской Федерации, а также в дополнение к заявлению в письме от 22.02.2019 N ВБК71-20/1983 сообщило ответчику контактные данные ответственного лица для проведения осмотра вышеуказанного помещения (л.д. 47-51).
Сторонами совместно произведен осмотр спорных объектов федерального имущества (л.д. 53-64).
В письме от 20.03.2019 N СО71-20/2808 МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях отражены результаты осмотра федерального имущества. Согласно указанным результатам осмотра, спорное помещение частично находится в удовлетворительном состоянии и пригодно для последующей эксплуатации другими федеральными организациями, либо вовлечению в хозяйственный оборот.
После проведения осмотра недвижимого имущества действий по принятию имущества в казну Российской Федерации ответчиком предпринято не было.
Управление Росреестра по Орловской области в письме от 05.08.2020 N 02-06874-НК повторно обратилось в МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях с просьбой о решении вопроса об изъятии в казну Российской Федерации неиспользуемого истцом объекта недвижимого имущества - встроенного нежилого помещения N 2 и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 57:01:0010305:288, общей площадь. 133 кв.м, расположенный по адресу: Орловская область, Болховский р-н, г. Болхов, ул. Ленина, 53.
В ответ на данное обращение ответчик в письме от 01.10.2020 N 71-АП/8772 сообщил, что обращение Управления Росреестра по Орловской области от 29.09.2020 N71-СО/8630 направлено на рассмотрение и дачу соответствующего поручения в Росимущество.
По результатам рассмотрения данного обращения МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях сообщило истцу об отсутствии потребности федеральных органов исполнительной власти, федеральных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Орловской области, в спорном помещении. В этой связи ответчик счел нецелесообразным принятие данного имущества в состав имущества государственной казны Российской Федерации (письмо от 18.03.2021 N 71-ЕК/2224).
Не согласившись с позицией МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, изложенной в письме от 18.03.2021 N 71-ЕК/2224, Управление Росреестра по Орловской области в письме от 07.04.2021 N 04-02980-НК вновь просило решить вопрос об изъятии в казну Российской Федерации неиспользуемого истцом объекта недвижимого имущества - встроенного нежилого помещения N 2 и земельного участка с кадастровым номером 57:01:0010305:288.
При этом истец сообщил о поступлении в Управление Росреестра по Орловской области обращения Администрации г. Болхов, в котором содержалась просьба об оказании содействия в передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Болхов спорного помещения.
Письмом от 14.04.2021 N 04-03260-НК Управление Росреестра по Орловской области вновь предложило ответчику принять в казну Российской Федерации неиспользуемое помещение с кадастровым номером 57:01:0010305:241 и земельный участок с кадастровым номером 57:01:0010305:288.
Поскольку дальнейших действий по изъятию федерального имущества ответчиком предпринято не было, истец обратился в Арбитражный суд Орловской области с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 3 статьи 214 и часть 1 статьи 125 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432) полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
В силу пункта 1 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пункта 4 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу пунктов 5.3, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, а именно: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальный орган самостоятельно осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленною в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, бездействие управления, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия управления по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска (определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 28.04.2017 N 306-КГ17-4810, от 14.12.2015 N 307-КГ15-15650, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.04.2021 N Ф10-707/2021 по делу N А09-6295/2020, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2017 N Ф06-22449/2017, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.02.2019 N Ф10-6565/2018 по делу N А23-4928/2018).
Иных доводов, основанных на представленных в материалы дела доказательствах, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области допущено не было.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу положений ст. 110 АПК РФ, учитывая результат рассмотрения спора, расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 20.08.2021 по делу N А48-5103/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5103/2021
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом