г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А21-11984/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. В. Будылевой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. В. Снукишкис
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18484/2021) Администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.04.2021 по делу N А21-11984/2020 (судья Широченко Д.В.), принятое по заявлению Администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ"
к 1) заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного пристава ОСП Светлогорского городского округа Ивановой Т.С.
2) УФССП России по Калининградской области
3-е лицо: конкурсный управляющий ЗАО "Лада Инжиниринг Инвест Компании" Иванов Г.П.
об освобождении от взыскания исполнительного сбора
при участии:
от заявителя: Султанбекова Р. Р. (доверенность от 30.12.2020)
от ответчиков: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Светлогорский городской округ" (ИНН 3907053560, ОГРН 1063906134522; далее - Администрация, истец), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Светлогорского городского округа Управления Федеральной службы Калининградской области Ивановой Татьяны Сергеевны (далее - заместитель старшего судебного пристава) от 29.10.2020 N 39020/20/344692 в рамках исполнительного производства от 04.10.2018 N 24726/18/39020-ИП.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы Калининградской области (далее - управление), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ЗАО "Лада Инжиниринг Инвест компани" и конкурсный управляющий ЗАО "Лада Инжиниринг Инвест компани" Иванов Геннадий Петрович.
Решением суда от 26.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права.
Представители ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы сторонами не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания стороны не обращались. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчиком и третьего лица, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В суд апелляционной инстанции от Администрации поступило письменное ходатайство об утверждении мирового соглашения от 13.10.2021, подписанного Главой Администрации, Вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава Власовым С. А. и представителем управления.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 141 АПК РФ вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается арбитражным судом в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания.
В случае неявки в судебное заседание лиц, заключивших мировое соглашение и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, вопрос об утверждении мирового соглашения не рассматривается арбитражным судом, если от этих лиц не поступило заявление о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие.
Согласие на утверждение мирового соглашения в отсутствие Вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава Власова С. А. и представителя управления в материалах дела отсутствует.
В судебном заседании представитель Администрации просил суд рассмотреть апелляционную жалобу по существу и поддержал изложенные в ней доводы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.10.2018 заместителем старшего судебного пристава на основании исполнительного листа от 14.12.2017 N 014150159, выданного Арбитражным судом Калининградской области по делу N А21-5646/2017, возбуждено исполнительное производство N 24726/18/39020-ИП о взыскании с Администрации в пользу ЗАО "Лада Инжиниринг Инвест Компани" 4 220 720 руб. 93 коп. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления.
13.08.2019 в адрес Администрации поступило требование заместителя старшего судебного пристава об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе в срок до 22.08.2019.
Письмом от 21.08.2019 N 57 на имя начальника Отдела судебных приставов Светлогорского городского округа Управления Федеральной службы Калининградской области Администрация сообщила о невозможности исполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием заложенных денежных средств в бюджете муниципального образования "Светлогорский городской округ" на 2019 год.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа Администрацией не исполнены, 27.11.2019 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Крупиным Л.О. вынесено постановление N 39020/19/178902 о взыскании с Администрации исполнительского сбора в сумме 1 345 523 руб. 26 коп.
06.12.2019 Администрация обратилась в суд с заявлением о признании незаконным вышеуказанного постановления
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2020 по делу N А21-15927/2019 производство по делу прекращено в связи с отказом Администрации от заявленных требований, поскольку постановление N 39020/19/178902 отменено.
29.10.2020 заместителем старшего судебного пристава вынесено постановление N 39020/20/344692 о взыскании с Администрации исполнительского сбора.
Администрация обратилась в суд с иском об освобождении ее от уплаты исполнительского сбора.
Суд отказал Администрации в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановления пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Как определено статьей 6 названного Кодекса, под финансовым органом муниципального образования понимается орган (должностное лицо) местной администрации муниципального образования, осуществляющие составление и организацию исполнения местного бюджета.
Ведение учета и осуществление хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляют органы, исполняющие судебные акты - Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункт 7 статьи 242.2 БК РФ).
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств соответствующего бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования) в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение указанному органу.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 БК РФ.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Законом N 229-ФЗ, не используется, кроме случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ.
В соответствии с главой 24.1 БК РФ на Федеральное казначейство и его территориальные органы возложены функции по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, исполнительный лист о взыскании с Администрации задолженности в соответствии с требованиями положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, должен был быть в первую очередь предъявлен в Управление Федерального казначейства по Калининградской области и только при наличии отметки указанного органа о том, что отсутствует возможность исполнения судебного акта, мог быть направлен в службу судебных приставов.
Спорный исполнительный лист в отношении Администрации в Управление Федерального казначейства по Калининградской области не предъявлялся.
При таких обстоятельствах, поскольку взыскателем не была соблюдена процедура предъявления требований к принудительному исполнению, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для возбуждения исполнительного производства от 04.10.2018 N 24726/18/39020-ИП.
Таким образом, у заместителя старшего судебного пристава отсутствовали правовые основания для вынесения постановления от 29.10.2020 N 39020/20/344692 о взыскании с Администрации исполнительского сбора в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
Следовательно, требования Администрации об освобождении от уплаты исполнительского сбора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Тот факт, что постановлением Вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава Власова С. А. от 30.09.2021 отменено постановление о возбуждении исполнительного производства от 22.09.2021 N 32664/21/39020-ИП на основании постановления от 29.10.2020 N 39020/20/344692 о взыскании с Администрации исполнительского сбора, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, доказательства отмены постановления от 29.10.2020 N 39020/20/344692 в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные Администрацией требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.04.2021 по делу N А21-11984/2020 отменить.
Освободить Администрацию муниципального образования "Светлогорский городской округ" (ИНН 3907053560, ОГРН 1063906134522) от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов Светлогорского городского округа Управления Федеральной службы Калининградской области Ивановой Татьяны Сергеевны от 29.10.2020 N 39020/20/344692 в рамках исполнительного производства от 04.10.2018 N 24726/18/39020-ИП.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11984/2020
Истец: "АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СВЕТЛОГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
Ответчик: Заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава ОСП Светлогорского ГО Иванова Татьяна Сергеевна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ЗАО "Лада Инжиниринг Инвест компани", К/у Иванов Геннадий Петрович