г. Москва |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А41-42038/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Решетниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов": Бессонов В.В., по доверенности от 02.09.2021;
от Администрации городского округа Реутов: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2020 года по делу N А41-42038/20, по заявлению ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" к Администрации городского округа Реутов, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Управление Росреестра по Московской области, о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" обратилось в суд с заявлением к Администрации городского округа Реутов ( с учетом принятых судом уточнений) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным Решение Администрации городского округа Реутов Московской области от 22.05.2020 N Р001-1745582406-35298452 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов".
2. Обязать Администрацию городского округа Реутов Московской области в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010101:3819, площадью 12509 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под комплекс сортировки твердых бытовых отходов", расположенный по адресу; Московская область, г. Реутов, Северный пр.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2020 года по делу N А41-42038/20 в удовлетворение исковых требований ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" обжаловало его в апелляционном порядке.
ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" направило в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация городского округа Реутов, Министерствог имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Управление Росреестра по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка от 17 сентября 2013 года N 30/13, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" и муниципальным образованием "Городской округ Реутов" земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010101:2371 общей площадью 12600 м2, расположенный по адресу: Московская область, г. Реутов, Северный проезд был предоставлен ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" на условиях аренды под комплекс сортировки бытовых отходов.
Распоряжением Администрации города Реутов от 21.03.2016 N 101-РА земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010101:2371 был разделен на два самостоятельных земельных участка:
- общей площадью 91 м2; - кадастровый номер 50:48:0010101:3820;
- общей площадью 12509 м2- кадастровый номер 50:48:0010101:3819.
ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:48:0010101:2757, общей площадью 1450 м2, расположенного по адресу: МО, г. Реутов, Северный проезд, а так же собственником объектов капитального строительства (далее - нежилых зданий) расположенных на нем.
На земельном участке расположено 2 капитальных объекта недвижимости - здания с кадастровыми номерами 50:48:0010101:472 и 50:48:0010101:4342 (частично).
Вышеуказанный земельный участок, а так же объекты капитального строительства используются ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" под строительство производственно-складской базы, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 29 декабря 2018 года N 216, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 17.12.2018 N 50-0-1-291/4007/2018-5811 и N 50-0-1-291/4007/2018-5812 соответственно.
Так же ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:48:0010101:6124 площадью 2 207,3 м2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:48:0010101:3819 площадью 12 509 м2, расположенном по адресу: МО, г. Реутов, проезд Северный, (далее по тексту - Земельный участок).
Разрешение на строительство от 04.12.2019 (с изм. от 27.02.2020) сроком по 04.01.2021.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:48:0010101:3819 заключен Договор аренды земельного участка от 30 января 2020 года N 03/20 между Муниципальным образованием "Городской округ Реутов" и ООО "УК "КУСОР" с видом разрешенного использования - "под комплекс сортировки твердых бытовых отходов" сроком по 11.04.2028 года.
06.05.2020 ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов", полагая себя лицом, обладающим исключительным правом на приобретение земельных участков в собственность или в аренду, как собственник зданий расположенных на земельном участке 50:48:0010101:3819, посредством регионального портала государственных услуг телекоммуникационной сети "Интернет", расположенного по веб-адресу https://uslugi.mosreg.ru/ обратилось в Администрацию городского округа Реутов Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" (далее - государственная услуга).
13.05.2020 Администрацией городского округа Реутов Московской области в адрес ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" было направлено Решение N Р001-1745582406-34789132 об отказе в предоставлении вышеуказанной услуги.
ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" повторно обратилось в Администрацию городского округа Реутов Московской области с аналогичным заявлением, на что 22.05.2020 повторно получило решение N Р001-1745582406-35298452 об отказе в предоставлении вышеуказанной услуги.
Считая отказ Администрации городского округа Реутов Московской области незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду не представлены.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В качестве оснований для отказа в предоставлении государственной услуги Администрация городского округа Реутов Московской области указывает на то, что "на испрашиваемом земельном участке находится объект незавершенного строительства", а также "недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду".
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В таком решении должны быть указаны все основания отказа.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Обращаясь с требованиями о признании решения Администрации незаконным, заявитель исходит из того, что наличие на земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность в случае, если с заявлением о предоставлении участка обратился собственник этого здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:48:0010101:3819 (схема из публичной кадастровой карты на листе 125 тома 1).
Вместе с тем, согласно подпункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
ООО "Управляющая компания "Комплекс управления и сортировки отходов" обратилось с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка именно как собственник объекта незавершенного строительства.
Однако буквальное содержание пунктов 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ указывает на то, что исключительное право приобретения земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Следовательно, объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, не указаны в статьях 39.3 и 39.20 ЗК РФ наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 и от 01.03.2011 N 14880/10, применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе.
К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Закона N 178-ФЗ.
В данном случае заявитель не ссылался на наличие иных оснований приобретения земельного участка в собственность, кроме как нахождения на нем объекта незавершенного строительства.
Как неоднократно указывалось Конституционным судом Российской Федерации в определениях от 28.03.2017 N 622-О, от 27.09.2018 N 2346-О, от 18.07.2017 N 1640-О, пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ, направленный на обеспечение реализации основного принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, равно как и пункт 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", основанный на балансе публичных и частных интересов, призванный обеспечить целевое использование земли и направленный на защиту прав собственника объекта незавершенного строительства, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права собственников объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Администрации, изложенный в письме от 10.07.2018 со ссылкой на статьи 39.16 и 39.17 ЗК РФ в выкупе названного земельного участка, обоснованный тем, что заявитель является собственником не завершенного строительством объекта недвижимости, в силу чего не обладает исключительным правом на предоставление земельного участка в собственность, является правомерным и не нарушает прав общества, а так же не противоречит принципу земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что на испрашиваемом земельном участке также располагаются и завершенные строительством объекты, соответственно, оспариваемый обществом отказ не соответствует действующему законодательству.
С целью проверки указанного довода, определением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2021 года по делу N А41-42038/20 назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Мир Эксперт" Кирееву В.М.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Определить площадь и конфигурацию земельного участка, необходимого для использования объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:48:0010101:6124.
2. Определить площадь и конфигурацию земельного участка, необходимого для использования следующих объектов недвижимого имущества: КН: 50:48:0010101:6124, 50:48:0010101:472 и 50:48:0010101:4342.
Определить площадь и координаты земельных участков, необходимых для использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:48:0010101:472, 50:48:0010101:4342.
Результаты отобразить на картографической основе.
По итогам проведения экспертизы эксперт пришел к следующим выводам.
Вывод по первому вопросу: Для использования объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:48:0010101:6124 необходим земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010101:3819 площадью 12 509 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010101:2757 площадью 1 450 кв.м., т.к. данный объект входит в единый комплекс по сортировке твердых бытовых отходов. Определение конкретной площади и конфигурации земельного участка, необходимого для использования объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:48:0010101:6124 невозможно, поскольку при разделе земельного участка с кадастровым номером 50:48:0010101:3819, на котором расположен указанный объект, площадь использования земельного участка будет меньше допустимых значений, установленных действующими Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Реутов Московской области применительно к виду разрешенного использования земельного участка.
Вывод по второму вопросу: Для использования объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 50:48:0010101:6124, 50:48:0010101:472 и 50:48:0010101:4342 необходим земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010101:3819 площадью 12 509 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010101:2757 площадью 1 450 кв.м., т.к. данные объекты являются единым комплексом по сортировке твердых бытовых отходов, что отражено в генеральном плане городского округа Реутов Московской области. Для использования объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 50:48:0010101:472 и 50:48:0010101:4342 необходим земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010101:3819 площадью 12 509 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010101:2757 площадью 1 450 кв.м., вне зависимости от наличия или отсутствия иных объектов незаверщенного строительства, т.к. данные объекты являются единым комплексом по сортировке твердых бытовых отходов, что отражено в генеральном плане городского округа Реутов Московской области и по нормативам соответствуют действующим Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Реутов Московской области применительно к виду разрешенного использования указанных земельных участков.
Представленное экспертное заключение признано апелляционным судом надлежащим доказательством, оценено в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности и взаимной связи с иными доказательствами по делу.
Как указывалось выше, размещение на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:48:0010101:6124 площадью 2 207,3 м2 не дает право на приобретение такого участка, хотя такой объект незавершенного строительства и является частью единого комплекса по сортировке твердых бытовых отходов.
Нахождение на земельном участке с кадастровым номером 50:48:0010101:3819 частей завершенных строительством объектов не свидетельствует о необходимости предоставления истцу земельного участка в площади 12 509 кв.м. О необходимости предоставления земельного участка в иной площади истец не заявляет.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27.11.2020 по делу N А41-42038/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Перечислить с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда 110 000 руб. (сто десять тысяч рублей) на расчетный счет ООО "Мир Эксперт" (ИНН 7719408345) N 40702810402810003081, открытый в АО "Альфа-Банк", БИК 044525593, корреспондентский счет 30101810200000000593, согласно счету N А41-42038/20 от 05.08.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42038/2020
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИЯ И СОРТИРОВКИ ОТХОДОВ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕУТОВ
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "УК "КУСОР", Управление Росреестра по Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕУТОВ, ООО "МИР ЭКСПЕРТ" ЭКСПЕРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ