город Воронеж |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А35-3014/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Комитета агропромышленного комплекса Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Главы КФХ Зарубина Андрея Ивановича: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 25.08.2021 по делу N А35-3014/2021 по исковому заявлению Комитета агропромышленного комплекса Курской области к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Зарубину Андрею Ивановичу о взыскании гранта в размере 1 500 000 руб. 00 коп., в том числе 195 000 руб. 00 коп. - средств областного бюджета, 1 305 000 руб. 00 коп. - средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Зарубину Андрею Ивановичу (далее - ИП глава КФХ Зарубин А.И., ответчик) о взыскании гранта в размере 1 500 000 руб. 00 коп., в том числе 195 000 руб. - средств областного бюджета, 1 305 000 руб. - средств федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда Курской области от 25.08.2021 по делу N А35-3014/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет агропромышленного комплекса Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Комитет агропромышленного комплекса Курской области указывает на то, что предоставление отчетности в срок не является формальным соблюдением условий соглашения, а является одним из условий предоставления гранта, несоблюдение которого влечет за собой ответственность в виде возврата гранта в полном объеме. ИП Глава КФХ Зарубин А.И. обязан был в течение 5 лет с даты получения гранта не позднее 15 июля 2020 г. и 15 января 2021 г. предоставлять в комитет отчеты, предусмотренные соглашением. Вместе с тем, в срок до 15 января 2021 ИП Главой КФХ Зарубиным А.И. не представлены в комитет вышеуказанные отчеты. Кроме того, ответчиком не использована сумма гранта в полном объеме в течение 18 месяцев. Таким образом, ИП Главой КФХ Зарубиным А.И. нарушены условия предоставления гранта. Кроме того, у ответчика имелась возможность уведомить комитет о невозможности представления отчетности в срок, а по окончании срока самоизоляции, представить отчетность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В материалах дела имеется ходатайство, поступившее по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от Комитета агропромышленного комплекса Курской области, о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2019 году Комитетом агропромышленного комплекса Курской области был проведен конкурс по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 15.06.2017 N 484-па "О предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам", а также в соответствии с протоколом N 3 конкурсной комиссии от "3" июля 2019 г. и приказом комитета агропромышленного комплекса Курской области от "9" июня 2019 г. N 102 "О победителях конкурса") между комитетом АПК Курской области и ИП Глава КФХ Зарубиным А.И. заключено соглашение N 21 от 12.07.2019 о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии на поддержку начинающего фермера на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
По условиям данного соглашения Комитет предоставляет Грантополучателю денежные средства в виде гранта на поддержку начинающего фермера на создание и развитие (крестьянского) фермерского хозяйства в размере 1 500 000 руб. 00 коп. путем перечисления на его счет, а Грантополучатель принимает указанные денежные средства и использует их в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными постановлением Администрации Курской области от 15.06.2017 N 484-па "О предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам", настоящим соглашением и Планом расходов согласно приложению N 1.
В силу пункта 3.1.2 соглашения N 21 от 12.07.2019 получатель направляет на реализацию плана расходов согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению собственные и (или) привлеченные средства в размере не менее 10,0 процентов общего объема затрат по каждому наименованию приобретения, выполнения работ.
Получатель предоставляет в УФК по Курской области для осуществления санкционирования его расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства Гранта, документы, предусмотренные Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2018 N 259н (п. 3.6).
В силу раздела 4.3 соглашения N 21 от 12.07.2019, получатель обязуется:
4.3.1. направлять Главному распорядителю на утверждение:
4.3.1.1. Сведения не позднее 10 рабочего дня со дня заключения настоящего Соглашения;
4.3.1.2. Сведения с учетом внесенных изменений не позднее 5 рабочих дней со дня внесения изменений в настоящее Соглашение;
4.3.5. Направлять грант на финансовое обеспечение затрат, определенных в Плане расходов согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению;
4.3.6. реализовать проект по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с этапами и в сроки, установленные Графиком реализации проекта в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Соглашению.
4.3.18. один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в течение 5 лет с даты получения Гранта, представлять Главному распорядителю:
4.3.18.1. отчет о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которых является грант, в соответствии с пунктом 4.1.7.1.1 настоящего Соглашения;
4.3.18.2. отчет о достижении значений результатов предоставления гранта в соответствии с пунктом 4.1.5.1. настоящего Соглашения;
4.3.18.3. форму федерального статистического наблюдения N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" по итогам отчетного периода с отметкой территориального органа государственной статистики Курской области;
4.3.18.4. форму федерального статистического наблюдения N 3-фермер "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота" по, итогам отчетного периода с отметкой территориального органа государственной статистики Курской области, если хозяйство занимается животноводством;
4.3.18.5 в течение 18 месяцев с даты получения гранта прикладывает к отчетам копии документов, заверенные Получателем, подтверждающие целевое использование Гранта в соответствии с Планом расходов, определенном в Приложении N 1 к настоящему Соглашению;
4.3.18.6. копии трудовых договоров, заключенных со всеми работниками крестьянского (фермерского) хозяйства;
4.3.18.7. копии расчета по страховым взносам, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551, с отметкой налогового органа.
В соответствии с пунктом 1.4 соглашения N 21 от 12.07.2019 грант и (или) единовременная помощь предоставляются участнику программы на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств федерального бюджета и средств бюджета Курской области и подлежат возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящим соглашением.
Согласно п. 4.1.8 соглашения N 21 от 12.07.2019, в случае установления Главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами предоставления гранта и (или) настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с Г Правилами предоставления гранта и (или) настоящим Соглашением, недостоверных сведений, направлять Получателю требование о возврате Гранта на лицевой счет Главного распорядителя в течение 10 рабочих дней со дня получения требования:
в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления Гранта - в полном объеме;
в случае выявления факта использования Гранта на цели, не предусмотренные Планом расходов - в части использования на цели, не предусмотренные Планом расходов;
в случае неиспользования средств Гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет начинающего фермера - в части неиспользованных средств.
Во исполнение данного соглашения Комитетом агропромышленного комплекса Курской области на счет индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зарубина А.И. перечислены денежные средства в сумме 1 500 000 руб. 00 коп. по платежному поручению от 18.07.2019 года N 235961.
Ссылаясь на то, что Комитетом АПК установлено невыполнение ответчиком условий соглашения о представлении отчетности в установленный срок, истцом в адрес главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зарубина А.И. направлены требования от 05.02.2021 и 19.02.2021 о возврате полученных денежных средств.
Ввиду того, что ответчик в добровольном порядке не возвратил полученные денежные средства, истец обратился в суд с рассмотренным иском.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что в дело не представлено доказательств, подтверждающих наличие безусловных оснований для расторжения соглашения и предъявления требований о возврате гранта.
Суд первой инстанции отклонил позицию истца о необходимости формального соблюдении условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации КФХ, указав, что формальный подход в рассматриваемом случае не применим и не отвечает общим задачам и целям программы финансирования сельского хозяйства.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении 5 А46-17114/2020 судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По требованиям пункта 1 части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из положений статей 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.
Исходя из статей 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства из бюджета выделяются посредством бюджетных ассигнований, в том числе на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии, в том числе индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение.
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
В силу подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В п. 4.1.8 соглашения N 21 от 12.07.2019 стороны предусмотрели следующие нарушения в качестве основания для возврата субсидии:
- в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления Гранта - в полном объеме;
- в случае выявления факта использования Гранта на цели, не предусмотренные Планом расходов - в части использования на цели, не предусмотренные Планом расходов;
- в случае неиспользования средств Гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет начинающего фермера - в части неиспользованных средств.
При этом, данное положение не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
Согласно позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609 по делу N А56-4672/2016, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234 по делу N А73-13126/2017, само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования денег не может быть безусловным основанием для возврата субсидии.
Из п. 1.1 соглашения N 21 от 12.07.2019 следует, что предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году получателю гранта в форме субсидии на поддержку начинающего фермера на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
В рассматриваемом случае нецелевое использование ИП главой КФХ Зарубиным А.И. гранта не допущено.
Расходование полученных средств гранта на приобретение имущества сельскохозяйственного назначения подтверждено материалами дела и Комитетом не оспорено.
Денежные средства, предоставленные ответчику освоены в размере 1374 341,72 руб. на приобретение производственных зданий, сельхозтехники и инвентаря. Имущество, приобретенное на средства гранта, соответствует инвестиционному плану затрат по проекту.
Сумма неизрасходованных до января 2021 г. денежных средств составила 125 658,28 руб.
При этом, как усматривается из материалов дела в период с 10.01.2021 до 22.02.2021, т.е. в период наступления окончательного срока освоения денежных средств. Ответчик находился на самоизоляции ввиду заболевания его матери Зарубиной Т.А. внебольничной двусторонней пневмонией, в связи с чем у него имелись объективные препятствия для освоения оставшейся части денежных средств.
Довод комитета о неподтвержденности вышеназванного обстоятельства отклоняются коллегией, ввиду представления в материалы дела сведений о регистрации данных лиц по одном адресу.
В качестве другого основания для возврата гранта, Комитет указал на не предоставление ИП главой КФХ Зарубиным А.И. отчетов за 2020 год в установленный соглашением срок, то есть до 15.07.2020 и до 15.01.2021.
При этом, Комитет подтверждает, что 24.06.2021 и 15.07.2021 в адрес комитета по почте заказным письмом поступили отчеты за 2020 год и за первое полугодие 2021 года.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ответчик не нарушил условия договора в части достоверности предоставляемых документов отчетности, не нарушил целевую направленность использования гранта, допустил исключительно несущественное нарушение сроков его использования и сроков предоставления отчетности за 2020 год.
Претензий к содержанию отчетности за 2020 год у Комитета не имеется.
Сам факт представления отчетности с нарушением установленного срока при достижении целей субсидирования, не могут являться основанием для требования о возврате субсидии.
Доводы комитета о неведении ответчиком фактической деятельности в 2020 г. как основания для возврата субсидии, отклоняются коллегией. Из представленной отчетности суд усматривает, что до декабря 2020 осуществлялось строительство теплицы, осуществлена покупка стройматериалов для строительства овощехранилища и заграждений, приобретен мини-трактор с прицепом, приняты два работника.
Согласно отчетности по состоянию на 13.07.2021 за период 2021года выручка от реализации /х продукции составила 60 000 руб., себестоимость продукции 20 000 руб., что свидетельствует о начале осуществления дельности после закупки необходимых материалов и проведения всех подготовительных работ.
В связи с чем указанные Комитетом обстоятельства нарушения сроков сдачи отчетности сами по себе без отсутствия доказательств нецелевого использования ответчиком денежных средств, а также при наличии принятой Комитетом без замечаний отчетности за 2020 год, не являются основаниями для возврата предоставленного гранта.
Поскольку субсидии, предоставляются получателем на безвозмездной основе, при наличии факта целевого использования средств применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости, ответственности за нарушение обязательства.
Судом первой инстанции сделан верный вывод, что в дело не представлено доказательств, подтверждающих наличие безусловных оснований для расторжения соглашения и предъявления требований о возврате гранта. Позиция истца основана лишь на необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского (фермерского) хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы финансирования сельского хозяйства, а так же формальный подход при рассмотрении настоящего дела не применим.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком доказано исполнение им обязанностей по Соглашению N 21 от 12.07.2019, хотя и с нарушением установленных сроков, а также то обстоятельство, что Комитетом не представлено доказательств нецелевого использования денежных средств полученных в качестве гранта по указанному Соглашениям, апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае оснований для взыскания с ответчика 1 500 000 руб. в порядке возврата гранта не имеется.
На основании изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.08.2021 по делу N А35-3014/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3014/2021
Истец: Комитет агропромышленного комплекса Курской области
Ответчик: ИП Глава КФХ Зарубин Андрей Иванович
Третье лицо: ИФНС по г. Курску, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд