город Томск |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А67-2444/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тихонова Евгения Васильевича (N 07АП-9758/2021) на решение от 14.09.2021 Арбитражного суда Томской области по делу NА67-2444/2021 (судья Идрисова С.З.), по заявлению индивидуального предпринимателя Тихонова Евгения Васильевича (г.Томск, ИНН 702000012217, ОГРН 309701732700307) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска (634050, г.Томск, пр. Ленина, дом 73, ИНН 7017199740, ОГРН 1077017038339) о признании незаконными действий.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Казусь Д.В. - доверенность от 25.03.21
от заинтересованного лица: Габдулганиева И.Р. - доверенность от 31.05.21
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тихонов Евгений Васильевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Тихонов Е.В.) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными действий выраженных во включении в градостроительный план земельного участка N RU70321000-0000000000008084 (далее - ГПЗУ) сведений о том, что для части земельного участка ЗУ1 площадью 817 кв.м с кадастровым номером 70:21:0200027:1242, расположенного по адресу: г.Томск, ул. Завокзальная, дом 28, действие градостроительного регламента не установлено; часть земельного участка ЗУ1 площадью 817 кв.м с кадастровым номером 70:21:0200027:1242, расположенного по адресу: г.Томск, ул. Завокзальная, дом 28, находится в зоне планируемого размещения магистральной дороги районного значения; на части земельного участка ЗУ1 площадью 817 кв.м с кадастровым номером 70:21:0200027:1242, расположенного по адресу: г.Томск, ул. Завокзальная, дом 28, не допускается размещение объекта капитального строительства; в границах земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200027:1242, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Завокзальная, дом 28, располагается зона размещения магистральной дороги районного значения, проходит граница размещения магистральной дороги районного значения (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Томской области от 14.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Тихонов Е.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом представленных к ней дополнений) её податель указывает, что суд первой инстанции не обоснованно применил нормы части 1 статьи 26, части 1 статьи 41, статьи 42, пункта 2 части 6 статьи 43, части 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ); судом не приведены нормы права, согласно которым градостроительный план является выпиской; ссылаясь на часть 6 статьи 23 ГрК РФ, пункт 16 Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утверждённых Приказом Минрегиона РФ от 30.01.2012 N 19 полагает, что материалы по обоснованию в текстовой форме и материалы по обоснованию в виде карт являются одновременно обязательными документами к генеральному плану; суд не учел, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер; суд не доказал, что представленный заинтересованным лицом проект планировки спорной территории является документом территориального планирования городского округа, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий; вывод суда, изложенный в решении о том, что представленные заинтересованным лицом суду документы: "проект планировки" и Схема транспортной инфраструктуры (графическая часть) должны быть оспорены отдельно в судебном порядке, как документы территориального планирования, не соответствует обстоятельствам дела, а также части 4 статьи 3 ГрК РФ; суд не доказал, что спорный земельный участок находится в границах территории, предназначенной для размещения магистральной дороги районного значения, которая отражена в схеме транспортной инфраструктуры муниципального образования "Город Томск", утвержденной в установленном порядке решением думы г.Томска в составе Генерального плана города, и внесена в геоинформационную систему градостроительной деятельности города; суд не доказал, что в ГПЗУ отражены сведения, утвержденные в установленном порядке и позволяющие по координатам определить территорию, предназначенную для размещения магистральной дороги районного значения; решение суда не содержит мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылался заявитель в ходе производства по делу.
Департамент представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указывает на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, полагая изложенные в ней доводы несостоятельными. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) возражения приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 14.01.2021 ИП Тихонов Е.В., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200027:1242, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Завокзальная, д.28 на основании договора купли-продажи от 18.12.2020, обратился в Департамент с заявлением о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок.
11.02.2021 предпринимателю выдан градостроительный план земельного участка.
Не согласившись со сведениями, внесенными в градостроительный план, ИП Тихонов Е.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела и правового регулирования пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. В силу части 3 названной статьи целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.
При этом в состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке входит и градостроительный план земельного участка (пункт 1 части 5 статьи 56 ГрК РФ).
Сведения, документы и материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации (часть 7 статьи 56 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что градостроительный план относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. Градостроительный план как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Сведения, содержащиеся в градостроительном плане, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (форма плана содержит обязательное условие об указании кадастрового номера земельного участка), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Фактически градостроительный план является информационным документом, который содержит данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства на конкретном земельном участке, а не разрешительным документом, поскольку не устанавливает и не изменяет существующего публичного порядка, представляя собой выписку из существующих правил землепользования и застройки.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13.
С выдачей градостроительного плана, как части документации по планировке территорий, закон связывает реализацию ряда возможностей правообладателей земельных участков и иных субъектов градостроительной деятельности.
Так, в частности данный документ необходим для осуществления архитектурно-строительного проектирования (статья 48 ГрК РФ), для обращения за разрешением на строительство (статья 51 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума ВАС РФ N 136/13 от 18.06.2013, установление в документах территориального планирования территориальных зон и градостроительных регламентов не нарушает права собственников земельных участков и объектов недвижимости, поскольку целями разработки указанных документов является обеспечение не только прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичных интересов, связанных, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Генеральный план города Томска, утвержденный решением думы г.Томска N 687 от 27.11.2007 "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск"" принят уполномоченным лицом до приобретения предпринимателем в собственность в 2020 года спорного земельного участка.
Спорный земельный находится в границах территории, предназначенной для размещения магистральной дороги районного значения, которая отражена в схеме транспортной инфраструктуры муниципального образования "Город Томск", утвержденной в установленном порядке решением думы г.Томска в составе Генерального плана города, и внесена в геоинформационную систему градостроительной деятельности города, что подтверждается справочной информацией из геоинформационной системы муниципального бюджетного учреждения "Архитектурно-планировочное управление" от 12.05.2021 N 984 о документированных сведениях, зарегистрированных в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города со схемой расположения границ земельного участка относительно планируемой дорожной сети - магистральной дороги районной значения, с ортофотопланом и с планом транспортной сети с координатами поворотных точек красных линий проектируемой магистральной дороги районного значения.
Схема транспортной инфраструктуры муниципального образования "Город Томск" исполнены на картографической основе с использованием системы координат. Таким образом, положения пункта 16 Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.01.2012 N 19, действующие в рассматриваемый период, соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в пунктах 4, 5, не имеют значения для рассматриваемого спора исходя из заявленных требований.
Вопреки многочисленным доводам апелляционной жалобы арбитражное процессуальное законодательство (статьи 65, 198, 200 АПК РФ) возлагает бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылаются стороны в обоснование своих доводов и возражений, на лиц, участвующих в деле. В свою очередь, суд в силу статьи 71 АПК РФ оценивает представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.09.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2444/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тихонова Евгения Васильевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2444/2021
Истец: Тихонов Евгений Васильевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА