г. Саратов |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А12-19260/2021 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А., рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Наш Дом" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 сентября 2021 года (мотивированное решение от 13 сентября 2021 года) по делу N А12-19260/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Бритвин Д.М.),
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Наш Дом" (400137, г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, д. 19, пом. 45, ОГРН 1173443007759, ИНН 3443134626)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 1, ОГРН 1053444090270, ИНН 3444119910)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось товарищество собственников недвижимости "Наш Дом" (далее - ТСН "Наш Дом", товарищество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее - Волгоградстат, административный орган) от 22.06.2021 N ИК/2021-55 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 13 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Наш Дом" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Волгоградстат возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05 октября 2021 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ТСН "Наш Дом" в адрес Волгоградстата несвоевременно представлены первичные статистические данные по форме N 22-ЖКХ (жилище) "Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы" за январь-март 2021 года, а именно: 10 мая 2021 года (первая версия отчёта), в то время как указанные сведения должны быть представлены не позднее 30 апреля 2021 года.
Действия ТСН "Наш Дом" квалифицированы административным органом по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
09 июня 2021 года уполномоченным должностным лицом Волгоградстата в отношении ТСН "Наш Дом" и в отсутствие его представителя составлен протокол N 23-09/2021 об административном правонарушении (т.1 л.д.58-59). О месте и времени составления протокола товарищество извещено надлежащим образом (т.1 л.д.55-57).
22 июня 2021 года Волгоградстатом вынесено постановление N ИК/2021-55 о привлечении ТСН "Наш Дом" к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, товарищество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины товарищества в его совершении, соблюдения административным органом установленной законом процедуры и срока привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, а также замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Апелляционная жалоба ТСН "Наш Дом" мотивирована отсутствием в его действиях события вменённого административного правонарушения ввиду своевременного отправления отчётности через систему электронного документооборота "Контур".
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере официального статистического учёта.
Объективная сторона может быть выражена любым из способов, указанных в диспозиции данной нормы.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Указание на форму вины применительно к юридическим лицам не может расцениваться как несовместимое с их качественными характеристиками как субъектов права. Вместе с тем, использование широкого подхода к определению виновности юридического лица предполагает, что невозможность установления конкретной формы вины не исключает привлечение юридического лица к ответственности (Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, от 21.07.2021 N 39-П).
В соответствии со статьёй 4 Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон об официальном статистическом учёте) одним из основных принципов официального статистического учёта и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
Согласно части 1 статьи 8 Закона об официальном статистическом учёте респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 указанной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия представления респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта определены в Положении об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение).
Первичные статистические данные представляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учёта респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учёта респондентами, указанными в пункте 3 Положения, по утверждённым формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учёта, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета. Федеральная служба государственной статистики является субъектом официального статистического учёта, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в Российской Федерации.
Согласно подпункту 5.5 указанного Положения полномочия, осуществляемые Федеральной службой государственной статистики, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учёта, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 15.07.2020 N 383 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" утверждена прилагаемые формыфедерального статистического наблюдения, в том числе форма N 22-ЖКХ (жилище) "Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы" (приложение N 13) (далее - форма N 22-ЖКХ (жилище)), которая должна быть предоставлена юридическими лицами (включая управляющие организации, ЖК, ЖСК, ТСЖ и другие) территориальному органу Росстата по установленному им адресу с нарастающим итогом на 30 день после отчётного периода.
Из материалов дела следует, что заявителем первичные статистические данные за январь-март 2021 года по форме N 22-ЖКХ (жилище) при сроке представления 30 апреля 2021 года, представлены в Волгоградстат только 10 мая 2021 года (т.1 л.д.65).
При этом предоставленный отчёт содержал недостоверные данные, в связи с чем неоднократно отправлялся товариществу на доработку. В итоге корректный отчёт ТСН "Наш Дом" по форме N 22-ЖКХ (жилище) (направленный им в пятый раз) был принят Волгоградстатом только 26 мая 2021 года (т.1 л.д.63).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт нарушения товариществом обязанности респондента по своевременному предоставлению достоверных статистических данных подтверждён материалами дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в действиях товарищества события вменённого ему административного правонарушения.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания данной нормы следует, что наличие или отсутствие вины юридического лица не зависит от осознанности или неосознанности действий его сотрудников. Для доказывания вины юридического лица достаточно установить наличие правовой и физической возможности соблюдения норм законодательства и, соответственно, непринятие лицом мер для реализации такой возможности.
Судами обеих инстанций установлено, что при наличии возможности соблюдения сроков предоставления достоверных статистических данных за соответствующий отчётный период ТСН "Наш Дом", тем не менее, не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере официального статистического учёта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина товарищества во вменённом правонарушении административным органом доказана.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
С учётом требований статьи 2.1 КоАП РФ административный орган обоснованно привлёк ТСН "Наш Дом" к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Оспоренное постановление вынесено в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, а также для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение и применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не имеется.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, размер которого снижен административным органом до половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 АПК РФ, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 сентября 2021 года по делу N А12-19260/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19260/2021
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "НАШ ДОМ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ