г. Москва |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А40-132584/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева
судей Т.В. Захаровой, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.И. Борисовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ЭК "ВОСТОК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 сентября 2021 года по делу N А40-132584/2021, принятое судьей Нариманидзе Н.А.
по иску АО "ЭК "ВОСТОК" (ОГРН 1037739123696, юр.адрес: 119121, г. Москва, ул. Бурденко, д. 22) к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании денежных средств
третье лицо: ФКУ "Исправительная колония N 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области"
при участии в судебном заседании представителя от ответчика: Седень Д.С. по доверенности от 21.02.2020
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации задолженности в размере 789 руб. 40 коп. неустойки (пени) за период с 19.06.2020 по 23.08.2020, 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, взыскании пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга в размере 36 585 руб. 29 коп., начиная с 24.08.2020 г. и по день фактической оплаты долга, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче настоящего искового заявления, в размере 2 000 руб., судебных издержек в размере 67 руб. 20 коп. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ "Исправительная колония N 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области".
Решением суда от 09.09.2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на необоснованность выводов суда первой инстанции.
Ответчик, третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Рассмотрев дело в отсутствие истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, истец в обосновании заявленных требований указал, решением Арбитражного суда г. Москвы 07.12.2020 г. по делу N А70-14344/2020 с ФКУ "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний по Тюменской области" в пользу АО "ЭК "ВОСТОК" по договору энергоснабжения N ТС01ЭЭ0100026740 от 01.01.2020 г. взыскано 36 585 руб. 29 коп. основного долга за май 2020 г., 789 руб. 40 коп. неустойки, 2 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
На основании данного судебного акта, вступившего в законную силу, 28.12.2020 г. выдан исполнительный документ.
Взыскателем указанный исполнительный документ был предъявлен в Управление Федерального казначейства по Тюменской области для исполнения. Однако, на основании уведомления N 67-04-19/434 от 30.04.2021 г. УФК по Тюменской области проинформировало АО "ЭК "ВОСТОК" о возврате исполнительного документа 04.05.2021 г., в котором также указало о возможности обращения в суд для взыскания денежных средств с главного распорядителя в порядке субсидиарной ответственности.
В соответствии с ч. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в случае отсутствия у федерального казенного учреждения достаточных денежных средств для погашения задолженности по исполнительному документу, взыскатель вправе обратиться с иском о взыскании задолженности с органа исполнительной власти - главного распорядителя бюджетных средств в порядке субсидиарной ответственности.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, по мнению истца, применительно к положениям статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний несет субсидиарную ответственность за неудовлетворение в полном объеме ФКУ ИК-1УФСИН РОССИИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ требований АО "ЭК "ВОСТОК", установленных решением Арбитражного суда г. Москвы 07.12.2020 г. по делу N А70-14344/2020, в связи с чем спорная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 161 БК РФ казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном листе, в соответствии с БК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В частности, главой 24.1 БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Данный порядок регламентируется статьей 242.3 БК РФ.
Так, пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
В соответствии с пунктом 9 статьи 242.3 БК РФ при поступлении в орган Федерального казначейства заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.
Таким образом, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке: такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 10247/10).
При этом указанные положения бюджетного законодательства предусматривают лишь особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание на средства бюджетов по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, но не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, в том числе основания для взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности.
Такие основания предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Правила настоящей статьи применяются, если Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами не установлен другой порядок привлечения к субсидиарной ответственности (пункт 4 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу части 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
Суд первой инстанции правильно установил, что в связи с этим предъявление требования о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности возможно только, если отсутствует реальная возможность взыскания присужденной суммы с должника.
В силу положений пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, к которой относится и казенное учреждение, может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 298 ГК РФ и пунктом 3 статьи 161 БК РФ казенные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами.
Уставом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области предусмотрено такое право.
В силу части 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, денежные средства за выполненные казенными учреждениями системы исполнения наказаний работы, оказанные услуги, реализованные товары фактически перечисляются покупателями на счет Федерального казначейства с возможностью их использования учреждением в последующем в переделах лимитов бюджетных обязательств как средства соответствующего бюджета (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 N 302-КГ18-7510 по делу N А19-10889/2017).
Следовательно, в случае образования задолженности при недостаточном бюджетом финансировании на ее погашение могут быть направлены денежные средства, получаемые федеральным казенным учреждением от приносящей доход деятельности, которую оно осуществляет в соответствии со своим уставом (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2000 N 1703/00, от 26.09.2000 N 4492/00).
В связи с этим, спорную задолженность учреждение должно погасить за счет денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности учреждения.
Согласно отчету Управления Федерального казначейства по Тюменской области о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств N 03671516340, по состоянию на 01.08.2021 на лицевом счете ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области (основной должник) имеются денежные средства в размере, достаточном для погашения задолженности перед истцом в полном объеме.
Таким образом, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, как основной должник имеет возможность погасить соответствующую задолженность перед АО "ЭК "ВОСТОК".
Суд первой инстанции правильно обратил внимание на то, что истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены в материалы дела доказательства невозможности взыскания присужденной суммы с основного должника - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области. Следовательно, обстоятельства, предусмотренные пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, необходимые для наступления субсидиарной ответственности ФСИН России, не наступили.
Вместе с этим, в соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся, в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что исполнительный лист в материалы дела (в подлиннике) не представлен.
Вместе с этим, истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к РФ в лице ФСИН России о взыскании задолженности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области в субсидиарном порядке.
Указанные действия со стороны истца фактически могут привести к повторному взысканию суммы задолженности, получению истцом одновременно денежных средств от основного и субсидиарного должника, неосновательному обогащению.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2021 года по делу N А40-132584/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "ЭК "ВОСТОК" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132584/2021
Истец: АО "ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ "ВОСТОК"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Третье лицо: ФКУ "Исправительная колония N1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области "