г. Челябинск |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А34-11745/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шадринске Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.09.2021 по делу N А34-11745/2021.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шадринске Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, ГУ УПФР в г. Шадринске Курганской области, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Катайская средняя общеобразовательная школа N 1 (далее - заинтересованное лицо, Учреждение) по требованиям от 29.12.2020 N 055S01200003762; от 30.12.2020: N 055S01200003773, 055S01200003775, 055S01200003777, 055SO1200003778, 055S01200003779, 055S01200003780, 055S01200003781, 055SO1200003782 штрафных санкций за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений за периоды август 2020 года; ноябрь, декабрь 2018 года; январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года, в размере 63 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.09.2021 (резолютивная часть решения объявлена 08.09.2021) заявленные требования удовлетворены частично, с Учреждения в пользу Управления взысканы штрафные санкций в размере 500 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на доказанность наличия в действиях Учреждения состава правонарушения, поскольку нарушен срок представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (по сроку представления сведений за август 2020 года - 15.09.2020, а фактически представлены 24.09.2020).
В отношении финансовых санкций податель жалобы не согласен с применением смягчающих обстоятельств и снижением штрафа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заинтересованным лицом в Управление 24.09.2020 представлены сведения о застрахованных лицах (118 застрахованных лиц) по форме СЗВ-М, тип формы "исходная", за отчетный период август 2020 года, то есть с пропуском установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока (до 15.09.2020), что подтверждается протоколом проверки отчетности, содержащим дату и время поступления документов в Управление (л.д. 8-11).
При проверке указанных сведений каких-либо нарушений органом Пенсионного фонда не выявлено, уведомлений в адрес заинтересованного лица не направлялось.
30.09.2020 заинтересованное лицо представило в Управление дополняющие формы СЗВ-М на 1 застрахованное лицо, на которое ранее сведения не представлялись за отчетные периоды ноябрь, декабрь 2018 года (л.д. 18-20, 27-29).
01.10.2020 заинтересованное лицо представило в Управление дополняющие формы СЗВ-М на 1 застрахованное лицо, на которое ранее сведения не представлялись за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года (л.д. 36-38, 45-47, 54-56, 63-65, 72-74, 81-83).
Заявителем о совершенном правонарушении составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.10.2020 N 055S18200003001 (л.д. 7); от 29.10.2020: N 055S18200003010, N 055S18200003011, N 055S18200003012, N 055S18200003013, N 055S18200003014, N 055S18200003015, N 055S18200003016, N 055S18200003017 (л.д. 12, 21, 30, 39, 48, 57, 66, 75).
По итогам рассмотрения материалов проверки, в отсутствие надлежащим образом извещенного о рассмотрении материалов проверки ответчика, заявителем вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.12.2020 N 055S19200003119 (л.д. 86); от 04.12.2020: N 055S19200003128, N 055S19200003129, N 055S19200003131, N 055S19200003132, N 055S19200003133, N 055S19200003134, N 055S19200003135, N 055S19200003136 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общем размере 63 000 руб. (л.д. 87-94).
На основании указанных решений заявителем выставлены требования от 29.12.2020 N 055S01200003762 в срок до 24.01.2021 (л.д. 96); от 30.12.2020 в срок до 25.01.2021: N 055S01200003773, N 055S01200003775, N 055S01200003777, N 055S01200003778, N 055S01200003779, N 055S01200003780, N 055S01200003781, N 055S01200003782 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 98-105).
Данные требования в установленный срок не исполнены и до настоящего времени взыскиваемая сумма ответчиком не уплачена, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица)
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что Учреждение не исполнило надлежащим образом обязанность, установленную статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ. В частности, судом установлено, Учреждением 24.09.2020 по телекоммуникационным каналам связи направлен отчет по форме СЗВ-М на 118 застрахованных лиц за август 2020 года, при сроке представления - не позднее 15.09.2020; 30.09.2020 направлены дополняющие формы СЗВ-М на 1 застрахованное лицо, на которое ранее сведения не представлялись за отчетные периоды ноябрь, декабрь 2018 года; 01.10.2020 направлены дополняющие формы СЗВ-М на 1 застрахованное лицо, на которое ранее сведения не представлялись за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года.
Таким образом, у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения заявителя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Размер штрафа по решению 03.12.2020 N 055S19200003119 составил 59 000 руб.
В отношении правильности определения размера санкции возражения не заявлены.
Вместе с тем, суд первой инстанции, при оценке размера назначенного наказания пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера штрафа до 500 руб.
Судом принята во внимание правовая позиция, изложенная в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 15.07.1999 N 11-П, о том, что санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть справедливыми и соразмерными, конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения.
Также судом учтены разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О, в соответствии с которыми, если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния, снизить размер ранее назначенного ему штрафа, поскольку по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Определение размера штрафных санкций при наличии смягчающих ответственность обстоятельств с учетом принципов справедливости и соразмерности в рассматриваемом случае относится к компетенции суда.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Как следует из материалов дела, вопрос о применении смягчающих обстоятельств, при привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за несоблюдение срока представления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период август 2020 года, Управлением не рассматривался (иного в материалы дела не представлено).
Учитывая соразмерность и справедливость подлежащего применению наказания при оценке зависимости от степени вины и тяжести содеянного, учитывая наличие таких смягчающих обстоятельств, незначительный период просрочки, отсутствие умысла на совершение нарушения, отсутствие неблагоприятных последствий для застрахованных лиц и ущерба бюджету, суд первой инстанции правомерно уменьшил установленный Управлением размер штрафа до 500 руб.
Снижение размера штрафа произведено судом первой инстанции исходя из внутреннего убеждения, выводы суда не противоречат закону и представленным в материалы дела доказательствам.
Суд первой инстанции принял во внимание, что снижение размера штрафных санкций не может расцениваться как недополучение бюджетом соответствующих сумм, поскольку штраф носит карательный характер, является наказанием за совершенное правонарушение и должен отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.
Как верно отмечено судом первой инстанции, штраф в размере 500 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного учреждением правонарушения, связанного с несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета.
Кроме того, в рамках настоящего дела, привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М (тип "дополняющая"), а именно: 30.09.2020 заинтересованное лицо представило в Управление дополняющие формы СЗВ-М на 1 застрахованное лицо, на которое ранее сведения не представлялись за отчетные периоды ноябрь, декабрь 2018 года.
01.10.2020 заинтересованным лицом в Управление представлены дополняющие формы СЗВ-М на 1 застрахованное лицо, на которое ранее сведения не представлялись за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года.
Указанное подтверждается протоколами проверки отчетности, содержащими дату и время поступления документов в Управление.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, что самостоятельно выявив допущенные в отчетах по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь, декабрь 2018 года; январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года ошибки, Учреждение приняло меры к их исправлениям, дополнительно представив 30.09.2020 и 01.10.2020 в Управление сведения по форме СЗВ-М (тип "дополняющая") за ноябрь, декабрь 2018 года; январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, в отношении которого сведения первоначально не представлялись.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом Федеральным законом N 27-ФЗ не установлен срок для представления сведений по форме СЗВ-М (тип "дополняющая") в случае самостоятельного обнаружения страхователем расхождений в сведениях, ранее представленных за отчетный период.
В период составления Управлением актов, решений и требований действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (начало действия Инструкции N 211н - 27.07.2020), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции N 211н страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2019 год, является недопустимым формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать Учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованном лице, о котором первоначально такие сведения не подавались.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за вменяемые ему правонарушения в виде штрафа в общей сумме 4 000 руб.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 08.09.2021 по делу N А34-11745/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шадринске Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-11745/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Катайская средняя общеобразовательная школа N 1"