г. Москва |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А41-30548/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Ariana Afghan Airlines - Кудрявцев М.И. представитель по доверенности от 05.03.2021 года,
от заинтересованного лица Шереметьевской таможни - Божкова Е.Н. представитель по доверенности от 05.02.2021 года,
от третьих лиц:
от общества с ограниченной ответственностью "Шереметьево Хэндлинг" - Юдин А.А. представитель по доверенности от 30.12.2020 года,
от общества с ограниченной ответственностью "Дельта Сервис" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Акционерного общества "Международный аэропорт Шереметьево" - Землякова Л.В. представитель по доверенности от 26.07.2021 года,
от Отряда пограничного контроля в Международном аэропорту Шереметьево - Антоненко И.К. представитель по доверенности от 03.02.2021 года,
Федерального государственного унитарного предприятия "Госкорпорация по ОрВД" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2021 года по делу N А41-30548/21, по заявлению Ariana Afghan Airlines к Шереметьевской таможне о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Ariana Afghan Airlines (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Шереметьевской таможни в части непроставления на генеральной декларации от 29 декабря 2020 г. штампа, подтверждающего завершение таможенных операций и таможенного контроля воздушного судна Boeing 737- 400 с бортовым номером YA-PIC, убывающего рейсом FG708 от 29 декабря 2020 г.; об обязании Шереметьевскую таможню устранить допущенные нарушения прав Ariana Afghan Airlines путем проставления на генеральной декларации от 29 декабря 2020 года штампа, подтверждающего завершение таможенных операций и таможенного контроля воздушного судна Boeing 737- 400 с бортовым номером YA-PIC, убывающего рейсом FG708 от 29.12.2020 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Шереметьево Хэндлинг", ООО "Дельта Сервис", АО "Международный аэропорт Шереметьево", Отряд пограничного контроля в Международном аэропорту Шереметьево, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 26-31 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО "Дельта Сервис", ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Отряда пограничного контроля в Международном аэропорту Шереметьево поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Ariana Afghan Airlines, возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ООО "Шереметьево Хэндлинг", АО "Международный аэропорт Шереметьево" оставили вопрос по разрешению апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 29.12.2020 г. рейсом FG707 в Международный аэропорт Шереметьево из аэропорта Кабул (Афганистан) прибыло гражданское пассажирское воздушное судно Авиакомпании Boeing 737-400, с бортовым номером YA-PIC (далее - Воздушное судно) со 102 пассажирами на борту.
При прибытии в Шереметьевскую таможню была подана генеральная декларация на прилёт, которая зарегистрирована Шереметьевской таможней за номером 10005020/291220/0027885. Указанная генеральная декларация также принята Шереметьевской таможней в качестве таможенной декларации на транспортное средство (далее - ТДТС) и зарегистрирована за номером 10005020/29220/400053787.
Согласно отметкам Шереметьевской таможни от 29.12.2020 на генеральной декларации, установлен срок временного ввоза транспортного средства международной перевозки (далее - ТСМП) до 31.12.2020 г.
После обслуживания, воздушное судно было подготовлено к обратному вылету в Кабул рейсом FG708 за 29.12.2020 г., в связи с чем, перед обратным вылетом была сформирована вылетная генеральная декларация, в которой заявлены, в том числе, сведения о количестве пассажиров - 68, вес багажа - 2530 кг, вес груза - 3758 кг, вес топлива - 13875 кг.
После разрешения Отряда пограничного контроля в аэропорту Шереметьево были закрыты двери и люки воздушного судна, представителями ООО "Шереметьево Хэндлинг" произведено поднятие телескопического трапа и силами буксировочной бригады ООО "Шереметьево Хэндлинг" осуществлена буксировка воздушного судна с места стоянки на точку запуска.
Командир воздушного судна получил предварительное разрешение на вылет от диспетчера "Шереметьево Деливери", в 02:28 на основании разрешения диспетчера руления начал руление и в 02:38 на основании полученного дополнительного разрешения "Шереметьево вышка" осуществил взлёт.
Перед вылетом воздушного судна в Шереметьевскую таможню были представлены документы на перевозимый груз, в частности авианакладные и грузовой манифест, с указанием номера рейса, даты и бортового номера Воздушного судна, на которых присутствуют отметки Шереметьевской таможни "Вывоз разрешён".
При подготовке к вылету Воздушного судна в Кабул уполномоченным сотрудником обслуживающей организации ООО "Дельта Сервис" Халёса А.С. около 02:25 в Шереметьевскую таможню подана генеральная декларация с комплектом документов по вылету рейса FG708, принятая в оформление сотрудником ОТОиТК ТС таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой), однако на момент рассмотрения настоящего дела экземпляр генеральной декларации с проставленными таможенными отметками не возвращён, никакого решения таможенного органа по представленным документам не принято.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Ariana Afghan Airlines в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия Шереметьевской таможни и восстановлении нарушенных прав.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС установлены главой 38 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 277 ТК ЕАЭС положения главы 38 ТК ЕАЭС применяются в отношении временно ввозимых на таможенную территорию Союза для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами.
В соответствии со статьей 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза до фактического вывоза этих товаров с таможенной территории Союза.
Перечень документов, которые перевозчик обязан представить таможенному органу для убытия товаров с таможенной территории Союза воздушным транспортом, предусмотрен статьей 92 ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьей 95 ТК ЕАЭС разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, а также замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершается соответствующая операция.
Приказом Федеральной таможенной службы от 27 июня 2011 г. N 1371 утверждена Инструкции об организации деятельности должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров (далее Инструкция N 1371).
Пунктом 27 Инструкции N 1371 установлено, что для убытия товаров и воздушных судов с таможенной территории Таможенного союза должностное лицо таможенного органа принимает от перевозчика документы и сведения, предусмотренные пунктами 4 и 5 Инструкции N 1371. Таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, не представляется для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Инструкции N 1371 уполномоченное должностное лицо таможенного органа после получения документов, указанных в пункте 4 Инструкции N1371, осуществляет:
1. проверку полноты представленных сведений и правильности заполнения документов для таможенных целей (при необходимости);
2. проверку документов, подтверждающих помещение товаров под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза;
3. проверку соблюдения требований, установленных главой 48 ТК ЕАЭС;
4. на основании системы управления рисками принятие решения о применении в отношении воздушного судна и перемещаемых им товаров необходимых форм таможенного контроля, установленных статьей 110 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 33 Инструкции N 1371 погрузка товаров (за исключением багажа пассажиров и членов экипажа) на воздушное судно, убывающее с таможенной территории Таможенного союза, допускается после проверки уполномоченным должностным лицом таможенного органа авиагрузовых накладных и грузовой ведомости, на которых должны быть проставлены штампы "Выпуск разрешен", заверенные подписью и оттиском личной номерной печати, а также после проверки количества мест в каждой партии товара согласно вышеперечисленным документам, за исключением случаев, когда при совершении таможенных операций таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции N 1371 должностное лицо таможенного органа проставляет на грузовой ведомости штамп "Вывоз разрешен", который заверяет подписью, оттиском личной номерной печати с проставлением времени и даты, только после:
- осуществления действий, указанных в пункте 31 Инструкции N 1371;
- представления перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, на товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, документов, подтверждающих соблюдение ограничений, либо при отсутствии таких товаров или запрещенных к вывозу с таможенной территории Таможенного союза;
- завершения контроля иных государственных контрольных органов, если товары при вывозе с таможенной территории Таможенного союза подлежат контролю иных государственных контрольных органов, либо при отсутствии таких товаров.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 1371 должностное лицо таможенного органа проставляет на генеральной декларации штамп, подтверждающий завершение таможенных операций и таможенного контроля воздушного судна, который заверяет подписью, оттиском личной номерной печати с проставлением даты.
Приказом Федеральной таможенной службы от 27 мая 2011 г. 1070 утверждено Положение о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров (далее - Положение N 1070).
Пунктом 4 Положения N 1070 установлено, что воздушные суда и перевозимые ими товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Таможенного союза до совершения с ними действий, указанных в пункте 2 статьи 96 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 33 Положения N 1070 разрешение на погрузку товаров (за исключением багажа пассажиров и членов экипажа) на воздушное судно, убывающее с таможенной территории Таможенного союза, выдается после проверки должностным лицом таможенного органа авиагрузовых накладных, путем проставления штампа "Выпуск разрешен", заверенного подписью и оттиском личной номерной печати, а также после проверки количества мест в каждой партии товаров согласно авиагрузовым накладным и грузовой ведомости, за исключением случаев, когда при совершении таможенных операций таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки.
При этом, в соответствии с пунктом 41 Положения N 1070 отметкой, подтверждающей завершение таможенных операций и таможенного контроля воздушного судна и свидетельствующей о разрешении воздушного судна убыть с территории РФ, является штамп на генеральной декларации, который заверяется подписью, оттиском личной номерной печати с проставлением даты.
Приказом Федеральной таможенной службы от 30 августа 2019 г. N 1374 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной таможенной службой таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых, воздушным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых воздушным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении (далее - Регламент).
Пунктом 15 Регламента определен срок осуществления государственного контроля (надзора) в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС воздушным транспортом, который не может превышать 2 часов с момента представления таможенному органу документов и сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 92 ТК ЕАЭС, если иной срок не установлен правом ЕАЭС и законодательством в отношении отдельных категорий товаров.
Исходя из материалов дела, представитель авиакомпании находился в помещении Шереметьевской таможни 29 декабря 2021 г. и в 2 часа 28 минут представил необходимые документы должностному лицу таможенного органа перед убытием воздушного судна Boeing 737-400 с бортовым номером YA-PIC рейсом FG708 от 29.12.2020 с территории Российской Федерации.
29 декабря 2021 г. в 2 часа 38 минут воздушное судно Boeing 737-400 с бортовым номером YA-PIC убыло из аэропорта Шереметьево и на протяжении более часа находилось в воздушном пространстве до убытия с территории Союза.
Должностное лицо таможенного контроля было вправе осуществлять таможенный контроль транспортного средства, товаров и грузов, убывающих с этим транспортным средством только после получения документов и сведений.
Однако у таможенного органа отсутствовала возможность осуществить таможенный контроль в порядке и сроки, установленные законодательством РФ, поскольку через 10 минут после представления документов воздушное судно убыло из аэропорта Шереметьево и пункта пропуска через государственную границу РФ Москва (Шереметьево).
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что решение Химкинского городского суда от 30 апреля 2021 г. по делу N 5-1817/2021, выводы которого были положены в основу решения суда по настоящему делу, было отменено Московским областным судом 19 октября 2021 года. Дело направлено на новое рассмотрение в Химкинский городской суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом, судом первой инстанции в нарушение главы 24 АПК РФ не установлено, в чем состоит нарушение прав и законных интересов заявителя по непроставлению таможенным органом на генеральной декларации от 29.12.2020 штампа, подтверждающего завершение таможенных операций и таможенного контроля воздушного судна Boeing 737-400 с бортовым номером YA-PIC, убывающего рейсом FG708 от 29.12.2020.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства и следует из письма Отряда пограничного контроля в Международном аэропорту Шереметьево от 29 апреля 2021 года N 21/77/5/1338, должностными лицами Отряда осуществлен пограничный контроль, по результатам которого дано разрешение на убытие воздушного судна.
Согласно письму ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" от 20 апреля 2021 года N Исх.МЦ1601.03-4250 разрешение на руление воздушного судна от рубежа передачи управления до предварительного старта, занятие исполнительного старта и взлет воздушного судна рейса ЕС 708 29 декабря 2020 года выдавалось диспетчерами Шереметьевского центра ОВД филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на основании имевшегося плана полета данного воздушного судна; сведения о запретах и ограничениях со стороны государственных контролирующих органов в отношении рейса ЕС 708 за 29 декабря 2020 года в адрес МЗЦ ЕС ОРВД не поступали, отклонений выполненного указанного рейса от стандартных процедур и правил выполнения полета не зафиксировано.
Согласно письму ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" от 22 апреля 2021 года N Исх-6989/13 воздушное судно, выполняющее рейс FG 708 29 декабря 2020 года находилось в воздушном пространстве РФ 1 час. 25 мин., что подтверждается телеграммами о взлете и пролете государственной границы РФ.
Согласно материалам дела, после убытия воздушного судна 29.12.2020, оно прибыло на таможенную территорию ЕАЭС 22.02.2021.
23.02.2021 в отношении воздушного судна были совершены таможенные операции в установленном Положением и Инструкцией порядке, в том числе проставлен штамп (копия генеральной декларации имеется в материалах судебного дела). Также были совершены таможенные операции по временному ввозу воздушного судна (копии документов имеются в материалах судебного дела).
05.06.2021 данное воздушное судно убыло с таможенной территории. Таможенным органом также были совершены таможенные операции в соответствии с Положением и Инструкцией. Также были совершены таможенные операции по завершению временного ввоза воздушного судна (копии документов имеются в материалах судебного дела).
Указанные факты свидетельствуют об отсутствии препятствий со стороны таможенных органов в реализации заявителем своих прав в отношении воздушного судна, в том числе и использования его в качестве транспортного средства международной перевозки, а также об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав заявителя.
Между тем, в силу пункта 5 статьи 24 Закона РФ от 01.04.1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только в разрешения пограничных и таможенных органов.
Следовательно, без разрешения таможенных органов никакие транспортные средства заграничного следования не могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации.
Таким образом, исходя из действующего законодательства Российской Федерации таможенные органы выдает два вида разрешения: разрешение на убытие товаров, в том числе транспортных средств международной воздушной перевозки, с таможенной территории Союза и разрешение на движение транспортного средства для убытия с территории Российской Федерации.
Из частей 2 и 3 статьи 310 ТК ЕАЭС следует, что таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При этом, при проведении таможенного контроля таможенные органы самостоятельны в выборе тех форм таможенного контроля, которые наиболее целесообразны для проверки факта наличия (отсутствия) нарушения заявителем права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, из числа форма таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
Следовательно, лицо, перемещающее товары через таможенную границу Союза, не вправе выбирать ту или иную форму таможенного контроля, которая подлежит применению к нему в целях проверки факта наличия (отсутствия) нарушения заявителем права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Статьей 322 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр, личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.
Таким образом, таможенным законодательством установлены формы таможенного контроля, которые могут быть, как опосредованными, то есть без непосредственного взаимодействия (контакта) таможенного органа с перемещаемым товаром (получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр), так и непосредственным (таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий).
Согласно части 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со ст. 14 ТК ЕАЭС.
Следовательно, по общему правилу все товары находятся под таможенным контролем до момента фактического их перемещения через таможенную границу Союза, за исключением случаев прямо установленных ТК ЕАЭС.
Таким образом, до момента перемещения товара, в том числе транспортного средства, через государственную границу территории государства - члена Союза при его вывозе с таможенной территории Союза, таможенный орган моет применять различные формы таможенного контроля, по своему усмотрению.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что транспортное средство заявителя не могло самостоятельно, как начать движение для убытия с территории Российской Федерации, так и пересечь государственную границу территории государства - члена Союза, при его вывозе с таможенной территории Союза, пока таможня не выдала ему таких разрешения, имеющих самостоятельные цели.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в постановления от 14 мая 1999 года N 8-П и от 07 марта 2017 года N 5-П, определениях от 10 января 2002 года N 3-О и от 08 февраля 2011 года N 191-О-О и правовой позиции, содержащейся в кассационном определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 октября 2021 года по делу N 306-ЭС21-10075, осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, фактически означало бы выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями.
Следовательно, получение разрешений таможенного органа, как начать движение транспортного средства для убытия с территории Российской Федерации, так и переместить товары, в том числе транспортные средства, через государственную границу территории государства - члена Союза, являлись для заявителя обязательным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2021 года по делу N А41-30548/21 отменить.
В удовлетворении заявленных Ariana Afghan Airlines требований к Шереметьевской таможне о признании незаконным бездействия в части непроставления на генеральной декларации от 29 декабря 2020 года штампа, подтверждающего завершение таможенных операции и таможенного контроля воздушного судна, обязании совершить определенные действия - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30548/2021
Истец: Ariana Afghan Airlines Wazzir Mohammas Akbar Khan Mena, АО "МАШ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: АО "Международный аэропорт Шереметьево", ООО "Дельта Сервис", ООО "Шереметьево Хэндлинг", Отряд пограничного контроля ФСБ в Международном аэропорту Шереметьево, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ