г. Москва |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А41-37724/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "СЗ "САМОЛЕТ-ПУТИЛКОВО": Колесникова П.О., представитель по доверенности от 25.12.2020;
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации городского округа Красногорск: Ильин И.С., представитель по доверенности от 30.04.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2021 года по делу N А41-37724/21, принятое по исковому заявлению ООО "СЗ "САМОЛЕТ-ПУТИЛКОВО" к Управлению Росреестра по Московской области, третье лицо: Администрация городского округа Красногорск о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЗ "САМОЛЕТ-ПУТИЛКОВО" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Росреестра по Московской области от 15.02.2021 г. N КУВД-001/2020-22734705/2, N КУВД-001/2020-22736936/2 и обязании Управления внести в ЕГРН изменения в отношении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0020408:11034 и 50:11:0020408:11028 с "Для иных видов жилой застройки" на "Среднее и высшее профессиональное образование: азмещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом".
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2021 года по делу N А41-37724/21 требования ООО "СЗ "САМОЛЕТ-ПУТИЛКОВО" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представители ООО "СЗ "САМОЛЕТ-ПУТИЛКОВО" и Администрации городского округа Красногорск поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления Росреестра по Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является собственником земельных участков с кадастровым номером 50:11:0020408:11034 и 50:11:0020408:11028, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: "для строительства жилого комплекса, объектов инфраструктуры и рекреационных целей".
Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 29.06.2018 заN 50:11:0020408:1.1034-50/001/2018-6и10.06.2019 за N 50:11:0020408:1102850/001/2019-11, что подтверждается выписками из Е.ГРН от 03.03.2021.
Общество является застройщиком жилого комплекса "Большое Путилково", расположенного по адресу: Московская область, г. о. Красногорск, вблизи д. Путилково.
На земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020408:11034 запроектировано строительство дошкольного образовательного учреждения N 1 на 250 мест и получено разрешение на строительство от 03.07.2019 N RU50-1.1-13826-2019.
На земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020408:11028 запроектировано строительство дошкольного образовательного учреждения N 2 на 250 мест.
По условиям п. 3.1.4 договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей от 28.06.2018 N 08ДоКРТ/П-18 (с последующими изменениями и дополнениями), заключенного между застройщиком, Министерством жилищной политики Московской области и Администрацией муниципального образования городского округа Красногорск Московской области, 100% дошкольных образовательных организаций и земельные участки подлежат передаче в муниципальную собственность не позднее трехмесячного срока с момента получения разрешения на ввод их в эксплуатацию. Графиком строительства предусмотрено, что ДОУ N1 должно быть передано в муниципальную собственность в срок до конца III квартала 2021 г., ДОУ N2 - в срок до конца III квартала 2022 г.
Решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30.11.2017 N 322/20 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Красногорск Московской области" (с последующими изменениями и дополнениями) вышеуказанные земельные участки вошли в состав функциональной зоны КУРТ-11, что подтверждается градостроительным планом земельного участка от 23.04.2018 N RU50505000 - MSK002371 и от 23.04.2018 N RU50505000 - MSK002318.
На застраиваемую территорию был также утвержден проект планировки территории и проект межевания территории распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 07.03.2018 N П47/0021-18 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, вблизи деревни Путилково".
Согласно ст. 35 Правил землепользования и застройки в состав территориальных зон комплексного устойчивого развития территорий включаются зоны, определенные в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории, осуществления деятельности но подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимые для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.
В зоне КУРТ-11 предусмотрены различные основные виды разрешенного использования, в том числе "дошкольное, начальное и среднее общее образование: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом" (код З.5.1.).
Общество обратилось в Управление с заявлением о внесении в ЕГРН изменений в отношении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0020408:11034 и 50:11:0020408:11028 с "Для иных видов жилой застройки" на "Среднее и высшее профессиональное образование: азмещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом".
Решениями Управления от 14.11.2020 N КУВД-001/2020-22736936/1 и от 14.11.2020 N КУВД-001/2020-22734705/1 был приостановлен государственный учет на основании пп.9 ч.1 ст.26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N218-ФЗ, ввиду непредставления документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Решениями Управления от 15.02.2021 г. N КУВД-001/2020-22734705/2, N КУВД-001/2020-22736936/2 в удовлетворении заявлений Общества отказано.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 указанной статьи установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу части 6 статьи 30 названного Кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В силу части 1 статьи 36 названного Кодекса градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Частью 2 указанной статьи установлено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 18 названного Кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Как следует из представленных Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Красногорск Московской области" (с последующими изменениями и дополнениями) вышеуказанные земельные участки вошли в состав функциональной зоны КУРТ-11, основным видом разрешенного использования которой является "Среднее и высшее профессиональное образование.
Согласно коду 3.5.1. Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования "Среднее и высшее профессиональное образование: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом".
Направив заявление о кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, заявитель не имел правовых оснований повлиять на сроки поступления и/или не поступления запрошенных Управлением Росреестра по Московской области в Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области документов, указанных в ст. 32 Закона и в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532, в том числе в отношении предоставления Правил землепользования и застройки, Проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Реквизиты запрошенных документов были указаны заявителем в представленных в Управление Росреестра по Московской области декларациях от 05.11.2020 и были опубликованы в установленном порядке, информация о видах разрешенного использования земельных участках была размещена в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности согласно ст. 57 ГрК РФ.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Московской области о том, что вопреки положениям ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствовал ответ Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, который бы подтвердил данные утвержденных Правил землепользования и застройки как основание для внесения изменений в ЕГРН, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
Доказательств того, что Правила землепользования и застройки в отношении спорных земельных участков были изменены, со стороны Управления Росреестра по Московской области не приведены.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2021 года по делу N А41-37724/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37724/2021
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "САМОЛЕТ-ПУТИЛКОВО", ООО "Специализированный застройщмк "Самолет-Путилково"
Ответчик: РОСРЕЕСТР
Третье лицо: Администрация г.о. Красногорск, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление РОсреестра по МО